Рабочая программа среднего общего образования по биологии (профиль)
рабочая программа по биологии (10 класс)

Андрийченко Ирина Васильевна

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  на профильном уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  на профильном уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные  ф у н к ц и и:

– информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

– организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание-центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие  культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид. Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (26 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Ц е л и.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

 овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

 воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые  полностью соответствуют стандарту. Требования на профильном уровне направлены на освоение содержания, значимого для продолжения образования в сфере биологической науки, овладение биологическими методами исследования.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  устанавливать взаимосвязи, решать задачи,  составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие  за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (210 ч)

Введение- Биологические системы, процессы и их изучение- 3 часа

Биология  как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками*. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

Биологические системы.

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.

Цитология – наука о клетке- 3 часа

 М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Л.р. №1 Устройство микроскопа. Микроскопирование.

Химическая организация клетки-9часов

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Практическая работа №1. Качественные реакции белков, углеводов, липидов. Расщепление пироксида водорода в живых клетках.

Строение и функции клетки- 6часов.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.

Практическая работа №2

Движение цитоплазмы. Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках

Практическая работа №3

Изучение строения различных клеток различных организмов под микроскопом

Обмен веществ и превращения энергии в клетке-12 часов

Ассимиляция и диссимиляция- две стороны метаболизма. Типы обмена веществ.  Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Гипотеза оперона. Гомеостаз.

Л.р. №2  Каталитическая активность фермента амилазы.

Л.р. №3 Условия протекания фотосинтеза.

Жизненный цикл клетки-5 часов.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Репликация ДНК. Кариотип. Хромосомы. Гомологичные хромосомы.

Л.р.№4 изучение морфологии хромосом на временном препарате корешков бобов

Л.р.№5 изучение фаз митоза на постоянном препарате корешка лука.

Строение и функции организмов- 13 часов.

 Организм как единое целое. Структурные части организмов.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колониальные формы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Вегетативные и генеративные органы растений. Органы и системы органов животных и человека. Опора тела организмов. Каркас растений. Движение одноклеточных организмов, растений, животных и человека. Питание. Пищеварение. Дыхание организмов. Транспорт веществ в организмах. Выделение. Защита организмов. Иммунитет. Раздражимость и регуляция у организмов. Нервная система животных и человека. Гуморальная регуляция.  Гомеостаз.

Размножение и развитие организмов- 8 часов.

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Гаметофит. Спорофит. Двойное оплодотворение у растений. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Неклеточные формы жизни- вирусы. Жизненный цикл и особенности размножения вирусов. СПИД, социальные и медицинские проблемы.

Л.р. №6 Изучение гаметогенеза и строения зрелых половых клеток животных на постоянном микропрепарате.

Генетика- наука о наследственности и изменчивости организмов.- 2 часа.

Истории возникновения и развития генетики как науки. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека.

Закономерности наследственности- 17 часов.

 Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Хромосомная теория наследственности. Теория гена.

Практ. работа №6: Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Практ.работа №7: Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков

Практическая работа №7: Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

 Практическая работа №8: «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом»

Практическая работа №8 «Решение задач на сцепленное наследование признаков»

Практическая работа №10: Решение генетических задач на взаимодействие генов

Закономерности изменчивости- 7 часов..

Взаимодействие организма и среды при формировании фенотипа.  Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Л.р. «построение вариационного ряда и вариационной кривой». 

Л. р. «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Генетика человека- 6 часов.

Геном человека. Методы генетики человека. Наследственные заболевания человека. Значение медицинской генетики.

П.р.№5 составление и анализ родословной человека.

Селекция организмов-7часов.

Селекция, ее задачи. Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Методы селекционной работы. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Экспериментальный мутагенез. Полиплоидия. Гибридизация. Инбридинг. Аутбридинг. Гетерозис. Достижения селекции растений и животных. Методы работы И.В.Мичурина.

Л.р. №8 описание фенотипов сортов культурных растений и пород домашних животных. Сравнение их с видами-предками.

Биотехнология- 6 часов.

Биотехнология, ее направления. История развития. Основные отрасли биотехнологии. Микробиологическая технология. Клеточная технология и клеточная инженерия. Соматическая гибридизация. Реконструкция яйцеклетки и клонирование животных. Хромосомная и генная инженерия. Создание трансгенных (ГМ) организмов. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Урок подведения итогов по разделу Биология. биологические системы и процессы.(10кл.)-1 час.

Содержание учебного курса «Биология. биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень)

 История  эволюционного учения-8часов.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Первые эволюционные концепции Учение Ч. Дарвина об эволюции. Эволюция культурных форм и видов в природе. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Борьба с креационизмом.

Микроэволюция-12 часов.

Генетические основы эволюции. Элементарный эволюционный материал. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С. С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Вид и его критерии.Образование новых видов. Способы видообразования. Микроэволюция.

Л.р.№1 описание приспособленности организмов и ее относительного характера.

Л.р.№2 Изучение критериев вида.

Макроэволюция -8 часов 

Методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды. Гомология и аналогия. Рудименты и атавизмы. Биогенетический закон. Пути и направления эволюции Причины биологического прогресса и биологического регресса. Соотношения и чередование направлений эволюции. Формы направленной эволюции. Общие закономерности эволюции.

Л.р. №3 Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных.

Возникновение и развитие жизни на Земле- 14 часов.

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Основные этапы неорганической эволюции: планетарная эволюция, химическая эволюция. Начало органической эволюции. Формирование неклеточных фолрм организмов. Основные этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Основные черты эволюции животных. История Земли и методы ее изучения. Геохронологическая шкала. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Характеристика климата и геологических процессов. Современная система органического мира. Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и подцарств. Современное состояние изучения видов.

Человек- Биосоциальная система- 16 часов.

Антропология – наука о человеке. Разделы и задачи антропологии; методы науки. Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории Ламарка, Дарвина, Энгельса. Сходство и отличия человека и животных. Систематическое положение человека. Движущие силы антропогенеза. Соотношение социальных и биологических факторов. Основные стадии антропогенеза. Находки ископаемых остатков. Эволюция современного человека. Естественный отбор  в популяциях. Биологическая эволюция индивидов. Эффект «основателя» в популяциях современного человека. Человеческие расы. Время и место возникновения рас. Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Критика социального дарвинизма и расизма. Приспособленность человека к разным условиям среды. Адаптивные типы людей. Человек как часть природы и общества. Уровни организации человека. Структуры уровней, происходящие процессы и их взаимосвязь.

Л.р.№4 изучение экологических адаптаций человека.

Экология – наука о надорганизменных системах-2 часа

     

Зарождение и развитие экологии. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы экологии. Полевые наблюдения. Экологический мониторинг окружающей природной среды. Эксперименты в экологии. Моделирование в экологии.

Организмы и среда обитания- 13 часов.

Среды обитания организмов. Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Свет, температура, влажность, как экологические факторы .Фотопериодизм. Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы. Почва как экологический фактор. Биологические ритмы. Жизненная форма организмов. Биотические взаимодействия.

Л.р.№5. Сравнение анатомических особенностей растений разных мест обитания.

Л.р.№6 Описание жизненных форм растений и животных.

Л.р.№7 Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных.

Экологическая характеристика вида и популяции-6 часов.

Экологическая ниша вида. Многомерная модель экологической ниши Дж.Хатчинсона. Размеры ниши и ее смена. Экологические характеристики популяции. Популяция как биосистема. Основные показатели популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяции и ее регуляция. Факторы смертности и емкость среды.

Л.р.№8 Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных. 

Сообщества и экологические системы-10 часов.

Сообщества организмов: структуры и связи. Биоценоз –сообщество организмов. Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни, цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Экологические пирамиды. Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Циклические изменения в биогеоценозах. Сукцессия. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Биоразнообразие- основа устойчивости сообществ.

Л.р.№9 моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.

Экскурсия в типичный биогеоценоз.

Биосфера- глобальная экосистема-3 часа. 

Биосфера- живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере. Области биосферы и ее состав. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Круговороты веществ и геохимические циклы. Ритмичность явлений в биосфере. Зональность биосферы. Основные биомы суши. Климат, растительный и животный мир основных биомов суши.

Человек и окружающая среда- 10 часов.

Человечество  в биосфере Земли. Биосферная роль человека.  Антропобиосфера. Переход биосферы в ноосферу. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение и охрана воздушной среды. Загрязнение и охрана водной среды. Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвы и защита климата. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир; их охрана. Красные книги. Проблемы охраны природы. ООПТ. Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Сосуществование человека и природы. Законы Б.Коммонера.  Глобалистика. Модели управляемого мира.

Заключение-3 часа.

Обобщение и подведение итогов по разделу Биология. Биологические системы и процессы. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

        10 класс

1

Введение

 3

2

Цитология- наука о клетке

3

+

3

Химическая организация клетки

 9

+

+

4

Строение и функции клетки

 6

++

+

5

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

 12

++

+

6.

Жизненный цикл клетки

5

++

+

7

Строение и функции организмов

13

+

8

Размножение и развитие организмов

8

+

9

Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов

2

10

Закономерности наследственности

17

++

+

11

Закономерности изменчивости

7

+

12

Генетика человека

6

+

+

13

Селекция организмов

7

+

14

Биотехнология

6

+

15

Заключение

1

+

Итого

 105 часов

12

11

                         11 класс

1

История эволюционного учения

8

+

2

Микроэволюция

12

++

+

3

Макроэволюция

8

+

4

Возникновение и развитие жизни на Земле

14

+

5

Человек- Биосоциальная система

16

+

++

6

Экология- наука о надорганизменных системах

2

7

Организмы и среда обитания

13

++

+

8

Экологическая характеристика вида и популяции

6

+

+

9

Сообщества и экологические системы

10

+

+

10

Биосфера- глобальная экосистема

3

11

Человек и окружающая среда

10

++

12

Заключение

3

Итого

105 часов

Всего

210 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать:

– основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

– строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

– сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

– современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

– объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

– устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

– решать задачи разной сложности по биологии;

– составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

– описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

– выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

– исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

– сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

– анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

– осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для грамотного оформления результатов биологических исследований;

– обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

– оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

– определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

– оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Формы и средства контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т. д., анализ творческих и исследовательских работ; для реализации индивидуального подхода к учащимся используются дидактические карточки по всем изучаемым темам.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии: уроки-семинары, зачеты, итоговое тестирование.

В 10 классе рабочая программа предусматривает 11 письменных проверочных ( контрольных) работ и 1 итоговое тестирование.

В 11 классе рабочая программа предусматривает 11 письменных проверочных ( контрольных) работ и 1 итоговое тестирование.

Источники информации и средства обучения

  1. Микроскопы
  2. Микропрепараты
  3. Муляжи
  4. Набор рельефных моделей
  5. Плакаты
  6. Набор моделей
  7. Коллекции
  8. Динамические пособия
  9. Гербарии
  10. Таблицы
  11. Влажные препараты
  12. Модели аппликаций
  13. Видеоматериалы
  14. Интернет

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

  1. Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащиеся:

  • Обнаруживает понимание сущности рассматриваемых  явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и теорий, а также правильное определение и истолкование основных понятий теорий , а также правильное определение.
  • Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
  • Может устанавливать связь между изучаемым и ранее освоенным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но без использования собственного плана ответа, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изучаемым материалом, при изучении других предметов.

Оценка «3» - большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживается отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет принять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых ответов, но затрудняется при решении задач.

Оценка «2» - учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка «1» - ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  1. Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащиеся:

  • Выполняют работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;
  • Самостоятельно и рационально проводит работу, обеспечивающее получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования безопасности труда;
  • В выводе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления

Оценка «4» - выполняет требования к оценке «5», но допускаются недочеты или негрубые ошибки.

Оценка «3» - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» - результаты не позволяют сделать правильные выводы, работа производилась неправильно.

Оценка «1» - учащийся совсем не выполнил работу.

Шкала оценивания тестовых заданий

Число заданий в тесте

ОТМЕТКА

Неудовл.

Удовл.

Хорошо

Отлично

6

3 и менее

4

5

6

12

6 и менее

7,8

9,10

11,12

18

9 и менее

10,11,12

13,14,15

16,17,18

24

13 и менее

14,15,16,17

19,20,21

22,23,24

Уровни общей успеваемости:

Оптимальный: 81-100

Допустимый: 66-80

Критический: 51-65

Недопустимый: 0-50

Уровни качественной успеваемости:

Высокий: 51-100

Средний: 26-50

Низкий: 0-25

Перечень  литературы

Документы

Закон «Об образовании»

  • Приказ Минобразования России  от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».
  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03 –51 -10/14 –03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных  программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Состав УМК:

А.В.Теремов, Р.А.Петросова «Биология. Биологические системы и процессы. 10 и 11 класс. Профильный уровень. Мнемозина, 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего общего образования по математике 10 -11 класс( Мордкович А.Г. Атанасян Л.С.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, национально-региональный компонент и список УМК....

Рабочая программа среднего общего образования

Модифицированная программа, составлена на основе примерной программы...

Рабочая программа среднего общего образования по истории России

Рабочая программа по истории России профильный уровень...

Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию

Данная рабочая программа по обществознанию (базовый уровень)  составлена по учебнику Боголюбова Л.Н....

Рабочая программа среднего общего образования по математике (профильный уровень)

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 10 КЛАСС

Рабочая программа разработана с учетом Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по иностранным языкам (Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. 10-11 ...

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1...