Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма
рабочая программа по праву на тему

Тулпарова Меседу Магомедсалимовна
Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_soo_po_pravu_2015_-2016_.docx117.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа среднего  общего образования по праву МАОУ СОШ№1 на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа среднего общего  образования по праву

       Муниципального автономного общеобразовательного учреждения                                         «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Когалыма

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы Рабочей программы

страницы

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного предмета

8

Описание места учебного предмета в учебном плане

9

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

10

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

10

Содержание учебного  материала:

11

10  класс

12

11 класс

17

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

20

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

29

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы

30

Приложения:

Календарно-тематический план

 10 класс 10А (педагогическая направленность) 10Б класс

11 класс 11В класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа среднего  общего образования по праву (далее – Рабочая программа) является  составной частью образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2015-2016 и реализует основную ее цель:

Создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса «Право» среднего общего образования в полном объеме.

Задачи: 

  1. Обеспечить получение  всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами  права.
  2. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  •  Федерального компонента государственного образовательного стандарта по праву (профильный уровень), утвержденный Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004г. №1089;
  • Примерной программы по праву (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Устав  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Основная образовательная программа среднего (полного) общего  образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 03.09.2013г № 442.

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по праву для каждого  класса, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава учащихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный федеральным компонентом государственного стандарта по праву.

         Рабочая программа является ориентиром для составления учителем календарно-тематического плана изучения программного материала и задает только примерную последовательность изучения материала и распределения его по классам. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.  При этом,  учитель может предложить обоснованный собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, согласно выбранному УМК, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся, опираясь на уровень обучаемости и обученности класса. Таким образом, при разработке  календарно-тематического плана  допускается:

  • расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования  
  • конкретизация и детализация дидактических единиц;
  • определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.

Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

       Структура  Рабочей программы:

        Рабочая  программа содержит следующие разделы:

  • Пояснительная записка.
  • Общая характеристика учебного предмета.
  • Описание места учебного предмета в учебном плане.
  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
  • Планируемые  результаты  обучения и освоения курса «Право» среднего общего образования.
  • Содержание учебного  материала по классам.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Рабочей программы.
  • Приложения.

 

Вклад учебного предмета в общее образование

Право является особым школьным предметом, знание или незнание которого может определенным образом повлиять на будущее каждого обучающегося. Курс «Право. Основы правовой культуры» знакомит обучающихся  с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что поможет выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать будущую профессию и специальность.

  В старшей школе право, будучи важным компонентом, социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

В нынешних социально-экономических условиях в обществе пробуждается живой интерес к праву, повышается значение юридических специальностей. В тоже время все эти процессы не подкреплены правовой традицией – в массовом сознании до сих пор право не является значительной ценностью. Таким образом, решение актуальных задач современного этапа построения правового, социального, демократического российского государства и гражданского общества теснейшим образом связана с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе.

Программа составлена   в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного образовательного стандарта  среднего общего образования (профильный уровень) и примерной программы среднего  общего образования по праву (профильный уровень), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации   и  авторской программы  Е. А. Певцовой, 2009 год.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  2. Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 11 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

Обоснование выбора программы. 

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего общего образования по праву,  рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ,  в полном объеме соответствует образовательным целям школы №1 и является логическим продолжением изучения курса обществознания; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание  в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве.

 В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии:

  • технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения правовых ситуаций; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Ленер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры» (урок суд); технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов); технология развивающего обучения (автор Л. В. Занков); технология эвристического обучения;   компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.

         Формы организации учебного процесса

 индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:

Формирование знаний: лекция, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, зачет.  

   Типы уроков:

урок изучения нового

урок применения знаний и умений                     

урок обобщения и систематизации знаний        

урок проверки и коррекции знаний и умений   

комбинированный урок    

урок – лекция

урок – семинар

урок – зачет

урок – практикум

урок- суд

Методы обучения:  

  •  методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды  и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты). 

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский во внеурочной деятельности.                                                                  

Для достижения целей учитель сам выбирает  учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

          Срок реализации Рабочей программы:  2015-2016 учебный год

          Регламент прав и обязанностей  участников образовательного процесса 

           Соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса

является необходимым условием реализации целей образования.

Обучающиеся имеют право: на выбор уровня изучения права; на честную и объективную оценку результатов образовательной деятельности; на обеспечение учебными пособиями и другими средствами обучения; на различные виды внеучебной деятельности; на дополнительные занятия,  психолого-педагогическую помощь. Обучающиеся обязаны выполнять Правила для обучающихся; соблюдать Устав школы.

Родители имеют право: на информирование о существующих учебных                    программах и их содержании; на информирование о результатах                                 выполнения учебной программы; на участие в определении индивидуальной образовательной программы для своего ребенка; на консультативную помощь; на апелляцию в случае несогласия с оценкой образовательных достижений ребенка.                                                                                       Родители обязаны создать условия, необходимые для успешной образовательной деятельности детей.

Учитель имеет право: на выбор учебных пособий; на информационное и методическое обеспечение; на выбор образовательных технологий;        на применение санкций при невыполнении обучающимися своих обязанностей, не противоречащих основным принципам и методам педагогики и психологии, Уставу школы.            

 Учитель обязан: создать условия, гарантирующие возможность успешной образовательной деятельности всем обучающимся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

          Задачи курса права (10-11 классы)

  • Обучения:
  • привить познавательный интерес в области правовых знаний,
  • создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
  • обеспечить усвоение обучающимися знаний по праву в соответствии со стандартом правового образования;
  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков:
  • осмысленно употреблять  правовые понятия и категории,  характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • продолжить развивать  общеучебные умения и навыки:
  • Развития:
  • создать условия для развития у обучающихся  интеллектуальной,  эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
  • положительного отношения к учёбе,
  • умения ставить цели.

  • Воспитания: 
  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной « Я- концепцией»,
  • формированию у обучающихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание  гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через соотнесение своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными  в государстве.

 Таким образом, в основе содержания обучения праву  лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений  Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета Право  на этапе среднего   общего образования,  а именно в 10 и 11классах,  из расчета 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов.

Итоговая отметка по предмету «Право» выставляется на основании  Порядка выставления четвертных (полугодовых), годовых, итоговых отметок обучающимся 5-11 классов Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» по предмету Право.

Распределение учебного времени представлено в таблице:

класс

Обязательный минимум

Количество часов в соответствии с учебным планом в неделю

Количество учебных недель в соответствии с календарным учебным графиком

Всего

по учебному плану

10а педагогический

17

0.5

35

17,5

10в

70

2

35

70

11в

70

2

35

70

Обязательное (минимальное) количество повторительно – обобщающих и контрольных  работ по классам:

класс

 Право

10а класс педагогический

2

10 в класс

5

11 класс

5

Контроль за реализацией Рабочей программы предусматривает:

  • Контроль за выполнением программ, контрольных работ по полугодиям;
  • Мониторинг результатов обучения по классам за год;
  • Промежуточную аттестацию в форме тестирования.
  • Организацию (муниципального, регионального органа управления образованием) независимой экспертизы качества образовательной программы школы и результатов ее реализации;
  • Проверку соответствия образовательного процесса утвержденной образовательной программе школы, проводимой при аттестации образовательного учреждения.

Оценивание работ проводится по пятибалльной шкале в соответствии с разработанными для каждой работы критериями.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает  изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на базовом уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

В старшей школе право, будучи важным компонентом, социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Право» на этапе среднего  общего образования в области познавательной деятельности являются:

– умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

– участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска первичного анализа, и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА в 10А, 10Б, 11В классах

Учебный материал по предмету Право в 10А 10Б,11В классах складывается из следующих содержательных компонентов: теория государства и права, отрасли права, правосудие Российской Федерации, профессия и право

 Название блока

Минимальное количество часов по ФК ГС

1.

Теория государства и права

44

2.

 Отрасли права

60

3.

 Правосудие Российской Федерации

8

4.

Профессия и право

8

 Резерв

20

Всего

140

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

10Б класс

 Введение – 1 час. Особенности становления законодательства в Российской Федерации.

Тема 1.  Роль права в жизни человека и общества» 8 часов

Юриспруденция как важная область человеческих знаний. Система юридических наук. Юриспруденция как важная область человеческих знаний. Адвокат. Нотариус. Судья. Частный детектив. Информация и право: правовая информация, официальная правовая информация, неофициальная правовая информация.

Особенности и закономерности возникновения права. Теории происхождения права. Право древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права Нового времени. Развитие права в России в IX-  начале XIX в. Российское право в XIX – начале XX в. Советское право. Современное российское право.

Принципы, аксиомы и презумпции права. Основные принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Презумпции и аксиомы права. Юридические фрикции.

Система регулирования общественных отношений. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Моральные нормы. Групповые нормы. Правовые нормы. Понятие права. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай.

Тема 2. Форма и структура права (11 ч)

Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.

Правотворчество и процесс формирования права. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.

Формы права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Нормативно-правовые акты: основные виды. Нормативно-правовой акт. Закон и его виды. Подзаконный акт и его виды. Система иерархии нормативных правовых актов.

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.  О вступлении в силу норм права. О прекращении юридической силы норм права. Закон не имеет обратной силы. Систематизация нормативных правовых актов.

Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

 

Тема 3. Правотворчество и правореализация (16 ч)

Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества.

 Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.

Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.

  Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.

Виды и структура правоотношений. Структура правоотношений. Субъекты права. Правоспособность. Дееспособность. Объекты правоотношений. Субъективное право. Юридическая обязанность.

Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.

Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права.

Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.

Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.

Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

Тема 4 Государство и право(12 часов)

Понятие государства и его и признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян.

Теории происхождения государства. Теологическая теория. Патриархальная теория. Ирригационная теория. Договорная теория. Марксистская теория. Теория насилия.

Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.

Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функции государства. Внутренние и внешние функции государства.

Организация власти и управления в стране. Государственный механизм и его структура. Принципы формирования организации и функционирования демократического государства. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Принцип разделения властей.

Правовое государство и его сущность. Эволюция представлений о правовом государстве. Признаки правового государства.

Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности других правоохранительных органов.

Тема 5. Право и личность (8 ч)

Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.

Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.

Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.

Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека

 Тема 5. Основы конституционного права (12 ч)

Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.

Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация— демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.

Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, с органы.

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.

Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.

Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.

Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

 Промежуточная аттестация 1ч.

Повторение и обобщение – 1 ч.

Резерв времени 1 ч.

  В результате изучения права,  в 10б классе обучающиеся должны:

знать/понимать.

особенности и закономерности возникновения права, сущность государства, его формы и функции, основные принципы права,  основы конституционного права формы и процедуры избирательного процесса в России; механизм защиты прав человека в РФ.

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • высказывать свою точку зрения или обосновывать известную; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Содержание программы по последовательности изучаемого материала

10Б класс

Примерное распределение часов на изучение основных глав (разделов) согласно учебному плану: 2 часа в неделю, всего 70 часов

 

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

Введение

1

1

Роль права в жизни человека и общества

8

2

Форма и структура права

10

3

Правотворчество и правореализация

15

4

Государство и право

12

4

Право и личность

8

5

Основы конституционного права

14

Промежуточная аттестация.  

1

Резерв

1

Всего

70

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА в 10 А классе

Учебный материал по предмету Право в 10а педагогическом классе складывается из следующих содержательных компонентов: теория государства и права, отрасли права

 Название блока

Минимальное количество часов по ФК ГС

1.

Теория государства и права

13

2.

 Отрасли права

5

Всего

17,5

10А педагогический класс

Примерное распределение часов на изучение основных глав (разделов) согласно учебному плану: 0,5 часа в неделю, всего 17,5 часов

 

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

Введение

1

1

Роль права в жизни человека и общества

2

2

Форма и структура права

3

3

Правотворчество и правореализация

3

4

Государство и право

3

4

Право и личность

1

5

Основы конституционного права

4

Промежуточная аттестация.  

1

Всего

17,5

 

ЧАСТЬ II

11В класс

Тема 1. Гражданское право (20 ч)

Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.

Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая ответственность.

Сделки и представительства.  Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки.

Гражданско-правовой договор: общие положения. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, подряд, оказание услуг).

Право собственности его виды. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Защита прав собственности.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринимательства.

Правовое положение государства как субъекта экономических отношений. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.

Права потребителей. Понятие права потребителей. Защита прав потребителей.

Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.

Тема 2. Семейное право (5 ч)

Семейные правоотношения. Семья как юридическое понятие. Брак. Правовое регулирование отношения супругов. Брачный контракт.

Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.

  Тема3.Жилищные правоотношения (2 часа) Собственники жилья. Приватизация. Социальный найм.

Тема 4. Правовое регулирование трудовых отношений (12 ч)

Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.

Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.

Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность.

Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.

Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.

Тема 5. Административное право (6 ч)

Административные правоотношения. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.

Административные правонарушения. Основания административной ответственности. Производство по делам об административной ответственности.

Административная юрисдикция.  Особенности  административной юрисдикции. Органы и способы рассмотрения административных споров. Понятие конституционного судопроизводства, его основные принципы. Право на обращение в Конституционный суд РФ. Основные стадии конституционного судопроизводства 

Тема 6. Уголовное право (9 ч)

Уголовное право. Общая характеристика уголовного права. Понятие и задачи уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие.

Преступление. Понятие преступления. Виды преступлений.

Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.

Уголовный процесс. Основные принципы и участники уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе

Тема 7. Экологическое право (2 ч)

Право охраны окружающей среды. Понятие экологического права. Структурный характер экологического права. Право на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологического права. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения.

 Тема 8.Правовое регулирование отношений в области образования – 2 часа

Тема 9. Международное право (7 ч)

Международные правоотношения. Понятие международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Международный договор.

Международная защита прав человека. Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени.

Права человека и гуманитарное право. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

  Тема 10.Профессия — юрист (2 ч)

Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика юриста.

   Промежуточная аттестация 1ч.

Резерв времени — 1 ч.

Содержание программы по последовательности изучаемого материала

11 класс

Примерное распределение часов на изучение основных глав (разделов) согласно учебному плану: 2 часа в неделю, всего 70 часов

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

1

Гражданское право

20

2

Семейное право

5

3

Жилищные правоотношения

2

4

Правовое регулирование трудовых отношений

12

5

Административное право

6

6

Уголовное право

9

7

Экологическое право

4

8

Правовое регулирование отношений в области образования

2

9

Международное право

7

10

Профессия — юрист

2

Промежуточная аттестация

1

Резерв

3

Всего

70

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 Б класс

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение

1

Объяснять что такое право, какую роль занимает в жизни общества

1

Роль права в жизни человека и общества

8

Объяснять:

- понятия: юриспруденция, предмет и методы науки; роль права в жизни человека и общества., норма и виды норм, правовой обычай, называть социальные нормы, их типичные признаки, сравнивать их.

- Иметь представления  о юриспруденции как науки. Знать: Теории происхождения права. Регуляторы поведения людей в первобытную эпоху. Закономерности и исторические особенности зарождения права.  

2

Форма и структура права

10

Знать понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства, правотворчество, законотворчество, виды правотворчества, законодательная инициатива, реквизиты документа, парламентское слушание. Называть принципы правотворческой деятельности.

Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования

3

Правотворчество и правореализация

 

15

Знать: правотворчество, законотворчество,

законодательная инициатива, парламентские слушания, юридическая

техника, реквизиты документов, реализация права, соблюдение права, исполнение права, использование права, применение права, акт применения права. : правоотношения, юридические факты, юридическое действие, юридические события, фактический состав, правоспособность, дееспособность, правосубъективность, субъект права, объект права, содержание правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность.

Уметь характеризовать особенности правоприменительной деятельности; её стадии

 Называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических фактов.

4

Государство и право

12

Знать понятия: государство, законодательство, публичная власть, государственное управление, государственный аппарат, государственный суверенитет

Уметь характеризовать различные подходы к пониманию государства; называть признаки, характеризующие государство; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика (их виды), унитарное государство, федерация, конфедерация, демократия, демократический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим

Объяснять понятия: орган государственной власти, компетенция, Федеральное Собрание, правительство, полномочия Президента РФ.

5

Право и личность

8

Знать основные положения урока. Судебная система. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Арбитражные суды, ООН и защита прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международно-правовая ответственность

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную

6

Основы конституционного права

14

Знать понятия: гражданство, натурализация, двойное гражданство, апатрид, бипатрид, иностранцы, беженцы; порядок приобретения и прекращения гражданства. избирательная система, активное и пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование референдум; знать общие правила проведения выборов.

Уметь объяснять ответственность гражданина как избирателя; иметь представление о стадиях избирательного процесса.

Промежуточная аттестация

1

Знать изученный материал,

Уметь решать задачи по правовым ситуациям

Резерв

1

Всего

70

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 А класс

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение

1

Объяснять что такое право, какую роль занимает в жизни общества

1

Роль права в жизни человека и общества

2

Объяснять:

- понятия: юриспруденция, предмет и методы науки; роль права в жизни человека и общества., норма и виды норм, правовой обычай, называть социальные нормы, их типичные признаки, сравнивать их.

- Иметь представления  о юриспруденции как науки. Знать: Теории происхождения права. Регуляторы поведения людей в первобытную эпоху. Закономерности и исторические особенности зарождения права.  

2

Форма и структура права

3

Знать понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства, правотворчество, законотворчество, виды правотворчества, законодательная инициатива, реквизиты документа, парламентское слушание. Называть принципы правотворческой деятельности.

Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования

3

Правотворчество и правореализация

 

3

Знать: правотворчество, законотворчество,

законодательная инициатива, парламентские слушания, юридическая

техника, реквизиты документов, реализация права, соблюдение права, исполнение права, использование права, применение права, акт применения права. : правоотношения, юридические факты, юридическое действие, юридические события, фактический состав, правоспособность, дееспособность, правосубъективность, субъект права, объект права, содержание правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность.

Уметь характеризовать особенности правоприменительной деятельности; её стадии

 Называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических фактов.

4

Государство и право

3

Знать понятия: государство, законодательство, публичная власть, государственное управление, государственный аппарат, государственный суверенитет

Уметь характеризовать различные подходы к пониманию государства; называть признаки, характеризующие государство; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика (их виды), унитарное государство, федерация, конфедерация, демократия, демократический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим

Объяснять понятия: орган государственной власти, компетенция, Федеральное Собрание, правительство, полномочия Президента РФ.

5

Право и личность

1

Знать основные положения урока. Судебная система. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Арбитражные суды, ООН и защита прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международно-правовая ответственность

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную

6

Основы конституционного права

5

Знать понятия: гражданство, натурализация, двойное гражданство, апатрид, бипатрид, иностранцы, беженцы; порядок приобретения и прекращения гражданства. избирательная система, активное и пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование референдум; знать общие правила проведения выборов.

Уметь объяснять ответственность гражданина как избирателя; иметь представление о стадиях избирательного процесса.

Промежуточная аттестация

1

Знать изученный материал,

Уметь решать задачи по правовым ситуациям

Всего

17,5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11 В КЛАСС

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов на изучение

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Гражданское право

 

20

Уметь объяснять понятия: юриспруденция, предмет и методы науки; роль права в жизни человека и общества., норма и виды норм, правовой обычай, называть социальные нормы, их типичные признаки, сравнивать их.

 Иметь представления  о юриспруденции как науки. Знать: Теории происхождения права. Регуляторы поведения людей в первобытную эпоху. Закономерности и исторические особенности зарождения права.  

2

 Семейное право

 

4

Уметь: объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства, правотворчество, законотворчество, виды правотворчества, законодательная инициатива, реквизиты документа, парламентское слушание. Называть принципы правотворческой деятельности.

Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования

3

Жилищные правоотношения

2

Знать: Собственники жилья. Приватизация. Социальный найм.

4

 Правовое регулирование трудовых отношений

12

Знать: правотворчество, законотворчество,

законодательная инициатива, парламентские слушания, юридическая

техника, реквизиты документов, реализация права, соблюдение права, исполнение права, использование права, применение права, акт применения права. : правоотношения, юридические факты, юридическое действие, юридические события, фактический состав, правоспособность, дееспособность, правосубъективность, субъект права, объект права, содержание правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность.

Уметь характеризовать особенности правоприменительной деятельности; её стадии

 Называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических фактов.

5

Административное право

6

Знать субъекты административных правоотношений, источники административного права и признаки административных правонарушений

Уметь определять ответственность за административные правонарушения; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

6

Уголовное право

9

Знать возраст наступления уголовной ответственности за все виды преступлений; особенности положения несовершеннолетних, совершивших преступление.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения;  работать с текстом учебника, выделять главное.

7

Экологическое право

2

Знать основное содержание экологического права и экологические прав человека.

Уметь определять основные направления выхода из экологического кризиса.

8

Правовое регулирование отношений в области образования

2

Знать механизм правового регулирования в области образования.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал

9

 Международное право

7

Знать о роли ООН в защите прав человека; о Комитете по правам человека и его деятельности; общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека и роли государственных органов в защите прав человека.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал

10

Профессия — юрист

2

Знать  особенности юридических профессий. Профессиональное юридическое образование.

Профессиональная  этика.

Промежуточная аттестация

1

Уметь решать тестовые задания по типу заданий ЕГЭ.

Резерв

3

Всего

70

ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

            знать/ понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

   уметь:

  • характеризовать право; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и зашиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов власти, порядок рассмотрения споров, заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений;
  • различать: формы права; виды судопроизводства; порядок назначения наказания; полномочия различных органов; имущественные и неимущественные права и способы их защиты;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений; правонарушений, ответственности и гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
  • использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов;
  • изложения и аргументации суждений о происходящих события и явлениях с точки зрения права;
  • применения норм отношений, направленных на согласование интересов различных сторон;
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбор соответствующих закону форм поведения;
  • обращение в надлежащие органы за квалифицированной помощью.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВО»

Оснащение процесса обучения   курсу « Право» обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Библиотечный фонд

Класс

Автор используемой Программы (кем разработана, кем утверждена) источник программы

Кол-во часов

Используемые учебники

(указать издание)

Кол-во

уч-ся

Кол-во в библ.

Про

цент обесп

10Б

10 А педагогический

1.  Примерная программа  по праву (профильный уровень), составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего

  общего

образования

 

2.Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. -2-е издание. М.: ООО «ТИД «Русское слово» 2008.

1.  Примерная программа  по праву (профильный уровень), составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего

  общего

образования

 

2.Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. -2-е издание. М.: ООО «ТИД «Русское слово» 2008.

 

2

0,5

70

17,5

 Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

27

13

27

13

100

100

11в

1.Примерная программа  по праву (профильный уровень), составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего

  общего

образования

2.Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. -2-е издание. М.: ООО «ТИД «Русское слово» 2008.

 

2

70

Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 11 класса образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

24

24

100

Литература для обучающихся:

1.Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2005 год

2.Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2009.

3.Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

4.Ю. А. Кожин Практикум по праву к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.

           Литература для учителя:

  1. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
  2. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.[1]
  3. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
  5. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители          Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
  6. Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив).
  7. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа,  ВИТА-Пресс, 2004
  8. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997

 Список дополнительной литературы:

1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993

2.Никитин А.Ф.Конституционное право

3Никитин А.Ф.Уголовное право

4 Никитин А.Ф. Налоги

5 Никитин А.Ф Права человека

6 Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»

 Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Материалы  для тестирования

  1. Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. — М.: Школа-пресс, 2010;
  2. Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. — М.: Школа-пресс, 2010.
  3. Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. — М.: Дрофа, 2010
  4. Тесты. Обществознание 11 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2012. – 96 с.

Экранно-звуковые пособия

видеофильмы по отраслям права, аудиокурсы по разделам учебника.

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

  1. Гражданское процессуальное право. Практикум.+CD СПС ГАРАНТ.
  2. Гражданское право России Часть вторая Практикум (+ CD-ROM) Рамзаев П.В.
  3. СD Уроки права по учебнику Е.А. Певцовой для учащихся 10-11 классов

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3.«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

4.Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru

Интернет ресурсы

  1. http://www.openclass.ru/
  2. http://festival.1september.ru/articles/subjects/1
  3. www.planetashkol.ru
  4. humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.
  5. ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»
  6. sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на  профильном уровне.
  7. http://www.krugosvet.ru  Энциклопедия «Кругоссвет»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Технические средства обучения,

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

      Для обучения предоставлены 2 кабинета (№ 301,, 302), все кабинеты снабжены учебниками, методическими материалами 

Кабинет № 301:

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • ноутбук;
  • принтер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран навесной;
  •  Дидактический материал
  • Тесты. 

 Кабинет № 302:

  •   Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • ноутбук;
  • принтер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран навесной;
  •  Дидактический материал
  • Тесты. 


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 10-12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений

Необходимость разработки программы «Математика» для  10 -12 классов  вечерней школы  обусловлена отсутствием программы, представляющей предмет «Математика» в качестве единого курса, учи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ. Алгебра. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов.

Данная рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы.Автор-составитель  И.Е. Феоктистов, - М., Мнемозина, 2010г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ. Алгебра. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов.

Рабочая  программа  по математике для 7 «А» класса составлена на основе:- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;- примерной програм...

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....