Реализация личностно-ориентированного подхода в практике преподавания биологии
статья по биологии (10 класс)

Кулюкина Наталья Валерьевна

Использование личностно-ориентированного подхода при изучении биологии  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

Кулюкина Наталья Валерьевна,

преподаватель ГБ ПОУ

«Бутурлинский сельскохозяйственный техникум»

       

        Федеральные государственные образовательные стандарты повышают требования к педагогическим работникам, что находит отражение в повышении их квалификации и поиску новых методов к проведению современных занятий. Использование личностно- ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе на сегодняшний день не является новшеством, но это ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий. Личностный подход заставляет переосмысливать формы организации урока и классно-урочной деятельности. Он предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Преподаватель постепенно отходит от фронтальной работы со всей группой, комбинируя ее с работой малыми группами и индивидуальной. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.

        Специфика наших обучающихся такова, что без использования личностно-ориентированного подхода и различных методов активизации познавательной деятельности, обучение просто невозможно. Есть обучающиеся, имеющие низкий уровень мотивации, но есть и такие, у которых есть стремление учиться. Поэтому на каждом занятии должны учитываться способности и интересы и той, и другой категории. Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей учебно-воспитательной работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала. Потому основной интерес направлен на формирование таких параметров как: внутренняя независимость, самодостаточность, самоконтроль, самоуправление, саморегуляция. Необходимо совершенствовать у обучающихся творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, нужно побуждать желание знать и верить в собственные возможности. 

          Основными принципами личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности являются:

1) использование субъектного опыта обучающегося;

2) актуализация имеющегося опыта и знаний как важное условие, способствующее пониманию и введению новых знаний;

3) вариативность заданий, предоставление свободы выбора при их выполнении, использование наиболее значимых способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта преподавателя и обучающихся на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения;

5) создание ситуации успеха;

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны преподавателя, постановка проблемных вопросов, интересующих обучающихся).    

        Признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения.              

         Классно-урочная форма является основной при проведении занятий, в том числе и по биологии. Личностно-ориентированный подход можно использовать на любом этапе и типе урока.      

         Для актуализации знаний обучающихся считаю целесообразным использовать проблемные ситуации, что сразу ставит их в активную познавательную позицию. Например, при изучении темы «Размножение и развитие организмов» предлагаю объяснить, почему количество хромосом в диплоидном наборе всегда представлено четным числом.

         Во время объяснения нового материала использую методы устного изложения – рассказ и лекции, но не в том виде, как это было при традиционной системе обучения, а по технологии Коачмена (от англ. Coachman - кучер), когда обучающиеся, работая с готовым материалом, должны внести данные в таблицу, преобразовать материал в схемы и т.д. Педагог выступает при этом в роли «кучера», управляющего процессом овладения новыми знаниями.

        Личностно-ориентированный подход может применяться на этапе первичного закрепления знаний, когда необходимо подбирать задания различного уровня сложности для обучающихся, имеющих разную подготовку.

        Для контроля усвоения пройденного материала предлагаю карточки с разноуровневыми заданиями или тестами:

1 уровень – основан на памяти обучающихся;

2 уровень – уровень понимания, требует мыслительных операций;

3 уровень – продвинутый, оценивается оценкой «5».

        При проверке терминологии использую задания: выписать термины из текста, составить кроссворд, разгадать кроссворд, составить кластер, найти взаимосвязь между терминами.

        Личностно-ориентированное обучение предполагает проведение уроков в нетрадиционных формах. Например, в рамках месячника ЗОЖ был проведен урок-конференция «О вреде курения» в форме ролевой игры: обучающимся были предложены роли практикующих врачей, а использование тематических игр на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала, развитию интереса к дисциплине, расширению кругозора.

        На уроках, проведенных в нетрадиционных формах (урок – игра, урок – экскурсия, урок – конференция) происходит смена привычной обстановки, это снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

        Хорошо зарекомендовали себя интегрированные уроки. Например, при создании межмпредметных информационных проектов (совместно с преподавателем информатики) обучающим выдается задание по биологии, которое они выполняют и оформляют на уроках информатики, а затем представляют свой проект в соответствии с программой изучения предмета. Эффективность такого сотрудничества проявляется в возможности применить обучающимися Интернет-ресурсы, отработать приемы ИКТ на конкретном учебном материале по биологии, выполнить проектное задание в учебное время. Данный вид работы был использован для подготовки проектов:

1) к областному командному турниру «Увлекательная экология». Группа студентов, обучающаяся по специальности «Прикладная информатика», получив задание по биологии, подбирала материал и готовила презентации по предложенной тематике.

2) к областному турниру юных экологов «Машина времени». Обучающимся было предложено подготовить презентации по четырем направлениям: 1. «Вездесущие твари», где необходимо было представить организм, обитающий сразу во всех средах жизни; 2. Представить историю возникновения колобка как биологического организма; 3. «Яблони на Марсе» - о возможности заселения новой планеты; 4. «Муха» - исследовалась возможность существования насекомых гигантских размеров.

        Лучшие презентации отбирались с целью индивидуальной работы с их авторами для дальнейшего использования в конкурсе.  

         Коллективные проекты на защите могут оцениваться индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте в ходе его защиты проявляется весьма значительно. Проектно-исследовательская деятельность создает условия для развития творческих способностей, способствует развитию познавательных интересов, информационно-коммуникативных умений.

        Совместно с преподавателем информатики проведен открытый урок в рамках проекта «Научная технологическая инициатива (НТИ)» по направлению «Агробиотехнологии», где обучающиеся работали в группах, выполняли различные по структуре и уровню сложности задания. При изучении некоторых тем групповые формы работы очень эффективны, от работы каждого зависит успех группы. Формируются равные по силе группы, при этом между студентами возникают более тесные контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные обучающиеся оказывают поддержку слабым, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. В завершении урока обучающимся была предложена сетевая игра «Последний урок» для ознакомления с технологиями будущего.  

       

         Принцип коллективного взаимодействия можно применять на этапе добывания знаний по дополнительным источникам, при совместной подготовке домашнего задания или проекта на занятии, обсуждении информации в форме дискуссии. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» группам обучающихся выдаются карточки-задания с экологическими задачами. Студенты, посовещавшись, должны предложить проект решения по заданному вопросу.

         В последнее время для обучающихся очень актуально использование информационных ресурсов сети Интернет, в том числе и по биологии.  Предлагаю использовать данную тенденцию в обучающих целях: найти дополнительную учебную информацию или отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении темы «Биотехнология: достижения и перспективы развития» обучающиеся нашли сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. Применяя информационные технологии в своей работе, необходимо помнить, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда они используются не весь урок, а на отдельных его этапах.

            Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.  В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.                     

             Личностно-ориентированное обучение осуществляется не только на уроках, но и во внеаудиторной работе, как со слабоуспевающими обучающимися, для которых проводятся индивидуальные консультации, подбираются соответствующие задания; так и с высоко мотивированными студентами: это подготовка к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям. Не первый год в нашем техникуме на первом курсе изучается дисциплина «Введение в проектную деятельность», результатом изучения которой являются индивидуальные проекты обучающихся совместно с преподавателями общеобразовательных дисциплин. Многие проекты по биологии и экологии успешно представлены на конференциях различного уровня (зональных, областных, региональных), конкурсах студенческих работ, инженерно-технических чтениях.

         Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

         Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать поставленные задачи. Подготовка таких специалистов – наша приоритетная задача.      

       Используя технологию личностно-ориентированного подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе, сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Библиографический список

  1. Таранцова А. В., Попова В. В. Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий — Краснодар: Новация, 2016. — С. 25-27.
  2. Хорошева И.А. Формирование ключевых компетенций на основе принципов личностно-ориентированного обучения. – СПО, 2012 - № 4.
  3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000. с.56-63.
  4. https//pedtehno.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении биологии

Из опыта работы учителя сельской школы по внедрению личностно-ориентированного подхода на уроках биологии....

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»

Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Вам представлена работа, в которой рассматриваются примеры реализации личностно-ориентированного подхода при решении некоторых задач здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе....