Закаливание. Гигиена кожи. Требование к одежде и обуви.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Мамедова Светлана Анатольевна

Цель урока "Дать учащимся представления о закаливании организма и методах закаливания. Подытожить гигиенические знания". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Титульный лист

Тема урока

Закаливание. Гигиена кожи.

Требование к одежде и обуви.

Предмет

Биология

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Мамедова Светлана Анатольевна,

учитель биологии

Образовательное учреждение

МАОУ «Средняя школа №6»

Город/поселение

г.Когалым

Методическая информация

Тип урока

Закрепления и применения знаний.

Цели урока

 Дать учащимся представления о закаливании организма и методах закаливания. Подытожить гигиенические знания.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические и гигиенические понятия.
  2. Научить соотносить строение и функции кожи.

Развивающие:

  1. Развивать такие учебные действия как, сравнение и сопоставление, выделение главного в изучаемом материале, работа с рисунком.
  2. Продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации, умения анализировать, прогнозировать, устанавливать закономерности, проводить самонаблюдения, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Создавать ситуацию успеха в процессе изучения  темы.
  2. Развивать  умение общаться в процессе группового взаимодействия, самодисциплины, коммуникативные качества личности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Основные понятия и термины урока:

 Терморегуляция, эпидермис, дерма, гиподерма, закаливание (воздушные и солнечные ванны), обтирание, обливание, душ, факторы среды имеющие закаливающие воздействие, функции кожи.

На уроке будут развиты умения:

  1. Видеть главное в предложенной форме представления информации;
  2. Устанавливать закономерности;
  3. Применять ранее полученные знания в новой ситуации;
  4. Работать в парах, группах.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, авторская презентация, инструктивные карточки, учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл. тетрадь на печатной основе часть 2. Таблица «Кожа»

Этапы и содержание урока

  1. Организационный этап (1-2мин.)

Используя вербальные и невербальные средства (ладони), создаю эмоциональную окраску, положительный настрой, ориентирую на плодотворное сотрудничество.

Прогнозируемая деятельность учеников:

Взаимное принятие, положительный настрой на работу.

  1. Проверка домашнего задания (5-7 мин.)

Подготовить учащихся к восприятию новых знаний и способов применения их на практике; для воспроизведения учащимися опорных знаний проводится письменный опрос темы по 2 вариантам.

 1 вариант – строение кожи; 2 вариант – функции и производные кожи. Проверка учителем.

Прогнозируемая деятельность учеников:

Самостоятельно выполняют письменную работу: 1 вариант-стр.21, работа №28; 2 вариант-стр.21,работа №30.

  1. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

Актуализируются знания, приобретенные на первом уроке, для чего задаются вопросы:

  1. Какое количество ледяной воды можно довести до кипения теплотой, которую человек выделяет за сутки?
  2. Как называется процесс отдачи тепла в окружающую среду?
  3. Почему в холодную погоду температура тела не понижается, а в жаркую не повышается? Чему равна средняя температура человека?
  4. Объясните значение понятия «терморегуляция».

Активизировать познавательную деятельность учащихся, нацелить на достижение поставленных задач.

Прогнозируемая деятельность учеников:

Воспроизводят знания о теплорегуляции.

Настраиваются на изучение нового материала.

  1. Формулирование темы урока, поставленной цели и задач (2мин.)

Осмыслите факт: Давно замечено, что очень низкая и очень высокая температура окружающей среды вызывает заболевание одних людей, тогда как другие легко это переносят.

Корректировать и дополнить цели урока с точки зрения гигиенических требований по уходу за кожей, гигиены одежды и обуви.

Прогнозируемая деятельность учеников:

Приходят к выводу о необходимости закаливания.

Осознавая недостаточность собственных знаний о том, что такое закаливание. Формулируют тему урока и ставят конкретные задачи: по выявлению физиологических основ закаливания, приемов и методов закаливания.

  1. Изучение нового материала (расширение и углубление знаний о функциях кожи, ее роли в обмене веществ. Приобретение валеологической  грамотности) (10-12 мин.)

Активизирую познавательную деятельность :

       Факторы                                   среды

Управление работой: направление групп (по необходимости) на достижение поставленных задач.

Виды заданий для групп:

1 гр.: 1) Используя текст §41, выясните физиологические механизмы закаливания.

2) Разработать методику закаливания воздухом.

2 гр.: 1) Используя текст §41, выясните физиологические механизмы закаливания.

2) Разработайте методику закаливания водой

3 гр.: 1) Используя текст §41, выясните физиологические механизмы закаливания.

2) Разработайте методику закаливания с помощью солнечной энергии.

Обобщающая таблица:

Правила закаливания организмов

Средства, факторы

Правила закаливания

Научное обоснование

Последствия нарушения правил

Опираясь на интеллектуальные особенности класса, прошу сформулировать понятие «закаливание».

Прогнозируемая деятельность учеников:

Учащиеся переносят схему в тетрадь. Против стрелок 1,2,3 пишут название факторов среды, которые имеют закаливающие воздействия.

Творческая работа в группах, по составлению методов закаливания.

  • Обсуждение заданий
  • Знакомство с текстом учебника §41
  • Обсуждение и составление техники и приемов закаливания
  • Красочное оформление работы на ¼ ватмана
  • Активная коммуникативная деятельность
  • Отчет группы у доски
  • Параллельно учащиеся других групп ведут запись в специальную таблицу.

Развивается монологическая речь, культура слушания; навыки оформления записи на основе анализа и синтеза.

Формулируют понятие (обсуждая в парах)

- Закаливание – выработка мер быстрого приспособления организма к смене температуры.

  1. Валеологическая пауза (1 мин.)

Предлагаю выполнить комплекс релаксационных упражнений (приложение 4)

Прогнозируемая деятельность учеников:

1.переключается внимание

2.снимается мышечное напряжение

3.восстанавливается интеллектуальная активность

  1. II этап изучения нового материала, гигиенический аспект.

Активизировать познавательную деятельность:

- задаю вопросы: Экспериментально доказано, что на чистой коже человека за 10 минут гибнет 85% болезнетворных микробов, а на грязной – только 54%.

Объясните:

1.В чем причина гибели бактерий?

2.Какой гигиенический вывод вытекает из этого факта?

Прогнозируемая деятельность учеников:

Актуализация знаний по валеологии и гигиене кожи, учащиеся вспоминают правила ухода за кожей.

Формирование валеологической грамотности.

  1. Ролевая игра «Пресс - конференция» (с использованием опережающего обучения) (10 мин.)

Опираясь на коммуникативные особенности коллектива и творческие возможности, предлагаю ролевую игру «Пресс – конференция» с целью расширить гигиенические знания по теме (опережающее домашнее задание).

Роли: специалист – косметолог (вопросы по уходу за кожей разных типов, волосами и ногтями), представитель текстильной промышленности (о видах и свойствах различных тканей, из которых изготавливается одежда)

Прогнозируемая деятельность учеников:

Включение в ролевую игру, переключение внимания на новые источники информации.

Отвечают на вопросы прессы и гостей.

  1. Первичное применение приобретенных знаний (5 мин.)

Проводится для проверки только что полученных знаний, когда материал усвоен еще непрочно и учащиеся могут допускать ошибки.

Прогнозируемая деятельность учеников:

Текст упражнения направлен на первичную проверку знаний на репродуктивном уровне.

Учащиеся выполняют работу №35 стр.24 в тетради по биологии с печатной основой.

Коллективно обсуждают результаты.

Проверка и оценивание ЗУНов

В ходе урока выставляются оценки за опережающую подготовку (Пресс – конференция), за работу в группах.

Рефлексия деятельности на уроке

Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

Привлекаю учащихся к рефлексии с целью выработки умения оценивать свои действия и действия других.

Рефлексия эмоционального настроя.

Что удалось более всего? Что получилось на уроке? Что нового узнал? Что на уроке было самым интересным и самым полезным? Что нужно сделать, чтобы следующий урок был продуктивнее? Что включить в следующий урок?

Прогнозируемая деятельность учеников:

Констатируют достижение поставленных целей:

  • сформулировали понятия закаливания;
  • разработали приемы и физиологические основы закаливания;
  • приобрели дополнительную и очень важную информацию и гигиене кожи, одежды, обуви;
  • конкретизировали понятие терморегуляции
  • научились применять полученные знания в нестандартных случаях.

Учатся оценивать работу друг друга и себя.

Отмечают в тетради настроение и самочувствие на начало, и конец урока.

С целью сохранения положительного эмоционального настроя, благодарю за урок. Желаю им дальнейших успехов.

Домашнее задание

Углубление и закрепление усвоенных на уроке знаний, творческий перенос полученной информации.

Творческие групповые задания по тематике изготовления альбома – коллекции, коллажа: «Весна – лето 2012 с учетом гигиенических требований к одежде и обуви»

Сообщения  «Зеленая косметика»,

«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

Дополнительная необходимая информация

Валеологическая пауза «Массаж рук»

1.Подушечками пальцев ударяем по поверхности стола 10-15 раз (ощутимо).

2.Ладони на столе. Прокатывание лодочкой (перекат от запястья  к кончикам пальцев)

3.Ладони на столе, пальцы расставлены, нажимая пальцами на стол (на предплечье, внутренняя поверхность).

4.Тыльные стороны пальцев лежат на столе. Пальцы смотрят на себя. Пальцами надавливаем на стол.

5.Массаж точки в центре ладони между указательным и большим пальцами по часовой стрелке для активизации.

6.Тонизируем точку  у основания каждого пальца. Захват ногтевой фаланги указательным и большим пальцем.

7.Ладонь к ладони. Пальцы расставлены, надавливаем пальцами друг на друга.

8.Тыльные стороны вместе, локти расставлены, надавливаем пальцами друг на друга.

9.Кулачки шестеренки.

10.Лягушка. Напрячь расставленные пальцы так, чтобы кончики пальцев смотрели вверх (1 мин.).

В помощь учителю

Использованные источники  и литература (если имеются)

Демьянков Е.Н. «Биология. Мир человека» (задачи. Дополнительные материалы) – М.: Владос. 2004; Ионцева А.Ю. Торгалов А.В. Биология в схемах и таблицах –М. 2011; Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека –М.: «Издат – Школа» 1998; Рохлов В.С, Никишов А.И. «Человек и его здоровье» (дидактический материал) – М.: «Илекса»,2001;Соколова Н.Г. «Строение тела человека. От макушки до пяток» - Ростов-на-Дону «Феникс»,2007; Чередникова Г.В. Биология человека. Поурочные планы по учебнику  Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл.- Волгоград: Учитель,2007; Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи «Древо познаний»

Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E6%E0

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/14/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg 

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&from=fx3&clid=46510&lr=11193

Обоснования, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием медиа-, мультимедиа

В течение данного урока используется презентация, содержащая в себе демонстрационный и дидактический материал, тетрадь на печатной основе Часть 2, ролевая игра «Пресс-конференция», что  способствуюет более легкому усвоению учебной темы. Подобранный материал позволяет активизировать познавательный интерес и творческую активность всех участников образовательного процесса.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Начать следующий урок следует с карты-опросника:

  1. Как ты заботишься о своем теле?
  2. Как ты ухаживаешь за своими волосами?

3.Что тебе надо сделать, чтобы выглядеть лучше?

Другое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закаливание. Гигиена кожи. Требования к одежде и обуви. Мамедова С.А. Учитель биологии МАОУ «Средняя школа №6»

Слайд 2

I ВАРИАНТ СТРОЕНИЕ КОЖИ ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ОБОЗНАЧЕНО НА РИСУНКЕ ЦИФРАМИ 1-9 3 1 4 2 6 5 7 9 8

Слайд 3

II ВАРИАНТ КОЖНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ОБОЗНАЧЕНО НА РИСУНКЕ ЦИФРАМИ 1-4 1 2 3 4

Слайд 4

КАК ПРОИСХОДИТ РОСТ ВОЛОС? КАКИЕ ВОЛОСЫ РАСТУТ НА ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА?

Слайд 5

ВОПРОСЫ: Какое количество ледяной воды можно довести до кипения теплотой, которую человек выделяет за сутки? Как называется процесс отдачи тепла в окружающую среду? Почему в холодную погоду температура тела не понижается, а в жаркую не повышается? Чему равна средняя температура человека? Объясните значение понятия «терморегуляция».

Слайд 6

ФАКТОРЫ СРЕДЫ КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 1 2 3

Слайд 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП I ГРУППА: 1) Используя текст §41, выясните физиологические механизмы закаливания. 2) Разработать методику закаливания воздухом. II ГРУППА: 1) Используя текст §41, выясните физиологические механизмы закаливания. 2) Разработайте методику закаливания водой III ГРУППА: 1) Используя текст §41, выясните физиологические механизмы закаливания. 2) Разработайте методику закаливания с помощью солнечной энергии.

Слайд 8

ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМОВ СРЕДСТВА, ФАКТОРЫ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ

Слайд 9

ЗАКАЛИВАНИЕ – ЭТО… - ВЫРАБОТКА МЕР БЫСТРОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА К СМЕНЕ ТЕМПЕРАТУРЫ.

Слайд 10

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Массаж рук»

Слайд 11

ВОПРОСЫ Экспериментально доказано, что на чистой коже человека за 10 минут гибнет 85% болезнетворных микробов, а на грязной – только 54%. Объясните : 1.В чем причина гибели бактерий? 2.Какой гигиенический вывод вытекает из этого факта?

Слайд 12

Ролевая игра «Пресс - конференция» Роли: специалист – косметолог (вопросы по уходу за кожей разных типов, волосами и ногтями), представитель текстильной промышленности (о видах и свойствах различных тканей, из которых изготавливается одежда)

Слайд 13

РЕФЛЕКСИЯ Что удалось более всего? Что получилось на уроке? Что нового узнал? Что на уроке было самым интересным и самым полезным? Что нужно сделать, чтобы следующий урок был продуктивнее? Что включить в следующий урок?

Слайд 14

Домашнее задание Творческие групповые задания по тематике изготовления альбома – коллекции, коллажа: «Весна – лето 2012 с учетом гигиенических требований к одежде и обуви» Рефераты «Зеленая косметика», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

Слайд 16

Использованные источники информации Демьянков Е.Н. «Биология. Мир человека» (задачи. Дополнительные материалы) – М.: Владос. 2004; Ионцева А.Ю. Торгалов А.В. Биология в схемах и таблицах –М. 2011; Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека –М.: «Издат – Школа» 1998; Рохлов В.С, Никишов А.И. «Человек и его здоровье» (дидактический материал) – М.: «Илекса»,2001; Соколова Н.Г. «Строение тела человека. От макушки до пяток» - Ростов-на-Дону «Феникс»,2007; Чередникова Г.В. Биология человека. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл.- Волгоград: Учитель,2007; Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи «Древо познаний»

Слайд 17

Ссылки на использованные изображения http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E6%E0http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E6%E0 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/14/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&from=fx3&clid=46510&lr=11193


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Урок по биологии на тему  "Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи".  Задачи:1.раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения...

Беседа « Гигиена, внешний вид, уход за одеждой и обувью»

Цель: развитие  понятия о личной гигиене, гигиене одежды и  обуви, жилищаЗадачи:Дать понятие гигиены, внешнего видаПознакомить с правилами личной гигиены, гигиеной одежды и обувиФормир...

Гигиена одежды и обуви

Спортивная одежда и обувь - это одежда и обувь, специально предназначенные для занятий различными видами спорта. Они являются частью индивидуального снаряжения....

Гигиена одежды и обуви учащегося-спортсмена

Гигиеническое значение одежды и обуви, в том числе и спортивной, состоит в регулировании отдачи теплоты телом человека таким образом, чтобы температура была постоянной, т.е. поддерживалось тепловое ра...

Конспект урока по биологии "Гигиена кожи, одежды и обуви".

Тема урока: Гигиена кожи, одежды и обувиТип урока: комбинированныйСредства обучения: печатные, наглядные;Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, объяснительно-иллюстративные;Цель уро...

Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью.

Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью....

План-конспект урока биологии в 8 классе на тему: «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи»

Цель урока:   развивать понятие о гигиене кожи, и проводить профилактику кожных заболеваний.1. Познакомиться с типами кожи, волосами и ногтями  способами ухода за ними2.Провести исследо...