Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Прашутина Лидия Георгиевна

Программа предназначена для изучения предмета «Биология  Человек» в 8 классе общеобразовательных учреждений рассчитана70 часов на 2 часа классных заня­тий.

Программа курса включает в себя полностью во­просы программы общеобразовательной школы для 8 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возраст­ными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных ра­бот, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологиче­ского образования, завершаемого в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._biologiya_8_klass.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Республика Бурятия, Джидинский район, с.Боций, ул. Ленина, 57 «б» тел.:8(30134)95-7-59, эл.адрес: i.pashinskaya@bk.ru

РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО

/ПрашутинаЛ.Г. подписано

Протокол №___1___  

от « 30»08 20_17__г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

Дементьева Н.В.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

подписано/Пашинская И.А.

Приказ №___48_____

  от «30»_08 2017_г.

Рабочая программа

учебного предмета

Биология

8 класс (СОО)

                                                                                                                Разработана Прашутиной Л.Г...

                                                              учителем Естествознания

                                                                                                                                         первой квалификационной категории

2017-2018


Пояснительная записка Биология  8класс.

Программа предназначена для изучения предмета «Биология  Человек» в 8 классе общеобразовательных учреждений рассчитана70 часов на 2 часа классных занятий. 

Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 8 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 8 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Биология Человек» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.  

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Общий обзор  организма человека», «Координация  и  регуляция», «Развитие жизни на Земле», «Взаимоотношения организма и среды обитания». С этой же целью предусмотрены демонстрации.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Методическим комиссиям предоставляется право вносить предложения по изменению объема и порядка изложения отдельных тем и вопросов.

Материал программы, предлагаемый для изучения в ознакомительном плане, заключен в квадратные скобки.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены метапредметные связи курса «Биологи  Человек» с другими изучаемыми предметами. Предметные комиссии конкретизируют эти связи с учетом распределения предметов по годам обучения. 

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в

8 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:Предметные

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение,  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.).

Содержание программы.

Введение (1 ч)

Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости1 всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ I

РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Тема 1.1. Общие закономерности развития живой природы (16 ч)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.

Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений.

Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Метапредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ II

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тема II.1. Химическая организация живого (2 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.]

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема II.2. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Метапредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Тема П.З. Общие принципы клеточной организации (6 ч)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.

Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа 3. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

РАЗДЕЛ III

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Тема III. 1. Формы размножения организмов (3 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

Тема III.2. Основы биологии развития (3 ч)

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до-

репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.

Умения. Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. Давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ IV

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Тема   IV.1. История представлений о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности (10 ч)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).

Тема IV.2. Закономерности изменчивости. Селекция. (3 ч)

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа 4. Решение генетических задач и составление родословных.

Лабораторная работа 5. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ V

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Тема 1.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера (3 ч)

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система организации организмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный, биоценотический и биосферный уровни). Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Основные понятия. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.

Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания (8 ч)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Тема V.3. Охрана природы (7 ч)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Данное тематическое планирование составлено на основе учебника «Общая биология 9 кл». В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина.

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
– роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
– основные уровни организации живого;
– основные свойства жизни;
– основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– об основных структурных элементах клетки и их функциях;
– о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
– о материальных основах наследственности;
– принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
– об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
– о способах деления клеток;
– об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
– основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
– о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
– основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
– понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
– понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– о причинах низкой устойчивости агроценозов;
– о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
– о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
– законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
– основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
– об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
– об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
– основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
– основные положения учения о виде и видообразовании;
– основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
– основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
– основные события, выделившие человека из животного мира;
– о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.


Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
– пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
– пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных;
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
– находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.

Формы и методы контроля.

В течение года должно быть выполнено:

- контрольных работ   –  4;

 

- лабораторных работ – 5.

Тематическое планирование. 8  класс

№/№

Тема.

Кол-во часов

Введение

1 ч

 Человек как  биологический вид

2 ч

Происхождение  человека

3 ч

Краткая  история  развития  знаний о  человеке. Науки. изучающие организм  человека.

1 ч

Общий  обзор организма  человека

4 ч

Координация  и  регуляция

11 ч

Опора и движение

8 ч.

Внутренняя  среда  организма

4 ч

  Транспорт  веществ

4 ч

Дыхание

5 ч

Пищеварение

5 ч

 Обмен  веществ  и  энергии.

3 ч

Выделение .Покровы  тела

2 ч  3ч

ИТОГО

Размножение  и  развитие. Высшая  нервная  деятельность. Резервное  время.    Итого  70  часов

3ч  5ч  6ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

ТИПЫ УРОКОВ

  • комбинированный урок – КУ
  • урок усвоения нового материала - УУНМ
  • Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ, ПЗ - практикум
  • Урок повторения изученного материала – УПИМ
  • Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
  • Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ

Тема

Тип урока

Вид контроля

Оборудование

Домашн. задание

Дата

Факт

Раздел 1.Место человека в системе органического мира.  2 часа

1

Место человека в системе органического мира

Д.Скелеты позвоночных и человека, таблицы, схемы о сходстве человека и животных

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, таблицы, наглядные пособия

С.1-8;

2

Особенности человека

КУ

Устные ответы, собеседование, Стартовая контрольная работа.

ЦОР

С.8-12;

.

Раздел 2. Происхождение человека.  2 часа

3

Эволюция человека

Д. Модель происхождение человека,

КУ

Устные ответы

ЦОР, муляжи

С.10

4

Расы человека, их происхождение и единство

Д. Расы

КУ

Устные ответы, тестирование

ЦОР, муляжи

С.12-17

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 1 час.

5

История развития знаний о строении организма человека

Д. Портреты учёных

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, портреты

с.21 – 30

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека.  4 час

6

Клеточное строение организма

Л.р.Изучение микроскопического строения тканей

УУНМ

Оценка лабораторной работы

Микропрепараты, микроскоп, ЦОР, таблицы

Заполн. табл. «Орг-иды клетки»

7

Клеточное строение организма

КУ

Устные ответы, решение заданий ЦОР

ЦОР

С.28-29

8

Ткани

КУ

Устные ответы, решение заданий ЦОР

ЦОР, таблицы

С.32-35

9

Органы. Системы органов. Организм

Л.Р. Распознавание на таблицах органов и систем органов

Д. Схемы строения человека

КУ

Устные ответы, решение заданий ЦОР

ЦОР, таблицы

задание с.40.

Раздел 5. Координация и регуляция. 13 час

10

Гормональная регуляция. Эндокринный аппарат человека

Д. Схема строения эндокринной системы

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

С.46-53

11

Роль гормонов в обменных процессах.

КУ

Устные ответы, заполнение таблицы

ЦОР, учебник

С.46-43

12

Нервная система. Отделы нервной системы

КУ

Устные ответы, конспект, решение задач

ЦОР, таблицы

с. 54 - 57

13

Рефлекторный характер деятельности нервной системы

Д. Рефлекторная дуга, модель мозга, модели органов чувств

. УУНМ

Устные ответы

Таблицы, ЦОР, модели

С.57-59..»

14

Строение и функции спинного мозга

КУ

Устные ответы, заполнение таблицы

ЦОР

С.60-63

15

Строение и функции головного мозга

Л.Р. Изучение головного мозга человека по муляжам

КУ

Устные ответы, заполнение таблицы

ЦОР, муляжи

С.63-69;

16

Полушария большого мозга

КУ

Устные ответы

ЦОР, муляжи

С.70-75

17

Соматическая и вегетативная нервная система

КУ

Устные ответы, тесты

ЦОР, таблица

с. 76 – 75

18

Анализаторы. Зрительный анализатор

Л.Р. Изучение изменения размера зрачка

. УУНМ

Устные ответы, тесты

ЦОР, линейки

С.76-84

19

Нарушения зрения и их профилактика

КУ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

с. 76 – 84

20

Анализаторы слуха равновесия

КУ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

С.84-91

21

Кожно-мышечная чув-ствительность. Обоняние. Вкус.

КУ

Конспект, доклады

Таблицы

С.91-99

22

Взаимодействие анализаторов.

Обоб-щающий урок

Устные ответы, тестирование

ЦОР

Раздел 6. Опора и движение. 9 час

23

Скелет человека. Строение, состав и соединение костей

Д. Скелет человека, распилы костей

Л.Р. Изучение внешнего строения костей

УУНМ.

Оценка лабораторной работы

Муляжи

С.100-106

24

Скелет головы, скелет туловища

Д. Скелет человека

КУ

Устные ответы

Муляжи

С.108 - 110

25

Скелет конечностей

Д. Скелет человека

КУ

Устные ответы

Муляжи

С.110 115

26

I помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

КУ

Устные ответы,

Бинт, шины, ЦОР

с. 255 - 257

27

Мышцы, общий обзор

КУ

Устные ответы, практические действия

Бинт, шины

С116 -122

28

Работа мышц

Л.Р. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

КУ

Оценка лабораторной работы

Секундомер, гири

С122-126

29

Значение физ. упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Л.Р. Измерение массы и роста

КУ

Сообщения

Весы, ростомер

30

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной . активности

Обоб-щающий урок.

Устные ответы, конспект

Учебник

с. 272

31

Контрольная работа по темам

Регуляция и координация. Опора и движение

УПОЗУ

Контрольная работа

Тексты контрольной работы

Раздел 7. Внутренняя среда организма. 3 час

32

Внутренняя среда организма и ее значение

Д. Таблицы о составе крови, группам крови

Л.Р.Изучение микроскопического строения крови

УУНМ.

Оценка лабораторной работы

Микропрепараты, микроскоп

С.127-135

33

Как наш организм защищается от инфекции

КУ

Конспект

ЦОР

с. 136 - 137

34

Тканевая совместимость и переливание крови

КУ

Устные ответы

ЦОР

с. 136 - 137

Раздел 8.  Транспорт веществ.  4 часа

35

Транспорт веществ. Кровеносная система.

Д. Таблицы, модели по кровеносной системе и лимфообращению

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

с. 144 - 147

36

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

Д. Таблицы, модели по кровеносной системе и лимфообращению

КУ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

с. 147 – 149

37

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения, работы сердца

Л.Р. Измерение кровяного давления

Л.Р.Определение пульса и числа сердечных сокращений

КУ

Устные ответы, тест, оценка лабораторной работы

ЦОР, тонометр

с. 149 - 157

38

Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение.

Л.Р. Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.

КУ

Конспект, оценка лабораторной работы

Жгут, бинт, закрутка

с. 257 – 259, 272 – 275

Раздел 9. Дыхание.   5 час.

39

Строение органов дыхания

Д. Модели, таблицы дыхательной системы

УУНМ

Устные ответы

ЦОР

с. 158

40

Дыхательные движения. Газообмен.

Д. Модели, таблицы дыхательной системы

КУ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

с. 163

41

Регуляция дыхания

Д. Модели, таблицы дыхательной системы

Л.Р.Определение частоты дыхания

КУ

Оценка лабораторной работы

ЦОР

с. 164

42

Заболевания органов дыхания

КУ

Конспект

ЦОР

с. 269

43

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

КУ

Устные ответы

ЦОР

с. 263 - 264

Раздел 10. Пищеварение. 6 час

44

Пищевые продукты, питательные вещества

Д. Таблица питательные вещества, продукты питания

УУНМ

Устные ответы

Таблицы, ЦОР

с. 171

45

Строение пищеварительной системы.

Д. Торс человека, таблицы по пищеварительной системе

КУ

Устные ответы

ЦОР, таблицы, торс человека

с. 174 - 185

46

Пищеварение в ротовой полости.

Д. таблицы по пищеварительной системе

Л.Р. Воздействие слюны на крахмал

КУ

Оценка лабораторной работы

ЦОР, лаб оборудование

с. 174 -179

47

Пищеварение в желудке

Д. таблицы по пищеварительной системе

Л.Р. Воздействие желудочного сока на белки

КУ

Оценка лаб. работы

ЦОР, лаб. оборудование

с. 180 - 181

48

Пищеварение в кишечнике

Д. таблицы по пищеварительной системе

КУ

Устные ответы

ЦОР

49

Гигиена питания

КУ

Доклады

ЦОР

с. 261 - 267

Раздел 11. Обмен веществ и энергии. 4 час

50

Обмен веществ и превращение энергии в организме

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

с. 184 - 194

51

Роль органических веществ. Водно-солевой обмен

КУ

Таблица

ЦОР, таблицы

с. 187 - 19452

52

Витамины.

Д. Таблица витамины

КУ

Таблица

ЦОР, таблицы

с. 195 - 198

53

Контрольная работа. Пищеварение. Обмен веществ. Витамины.

УПОЗУ

Оценка контрольной работы

Задания для контрольной работы

Раздел 12. Выделение. 2 час

54

Мочевыделительная система

Д. Таблица мочевыделительная система

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, таблицы

с.199 - 204

55

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

КУ

Доклады

Таблица

с. 203

Раздел 13. Покровы тела. 3 час

56

Строение и функции кожи

Д. Таблица, муляж строение кожи.

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, таблица, муляж

с. 205 - 208

57

Роль кожи в терморегуляции организма

КУ

Устные ответы

ЦОР, таблица

с. 209 – 211, 260

58

Гигиена кожи

КУ

Доклады

с.274, 206

Раздел 14. Размножение и развитие.  3 час

59

Система органов размножения

Д. Таблица органы размножения человека.

УУНМ

Устные ответы

ЦОР, таблица

с. 212 – 220

60

Биологическое развитие человека.

КУ

Устные ответы

ЦОР

с. 221 - 224

61

Наследственные и приобретённые заболевания.

КУ

Конспект

ЦОР

с. 270

Раздел 15. Высшая нервная деятельность.  7 час.

62

Рефлекторная деятельность нервной системы

УУНМ

Устные ответы

ЦОР

с. 225

63

Бодрствование и сон

КУ

Устные ответы

ЦОР

с. 235

64

Сознание, мышление, речь

КУ

Устные ответы

Учебник

с. 238

65

Познавательные процессы и интеллект

КУ

Устные ответы

Учебник

с. 242

66

Память.

КУ

Устные ответы

с. 246

67

Эмоции и темперамент

КУ

Устные ответы

с. 250

Человек и его здоровье.  2 часа

68-70

Здоровье и влияющие на него факторы

Л.Р. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов внешней среды.

КУ

Оценка лаб. работы.

Итоговое тестирование

ЦОР

Тест

с. 254

                                                                                                       Литература.                                                                                                                                                                                

Для учителя

В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология/учебник.  8 класс.

В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология.

Г. И. Лернер. ГИА.Биология: Сборник заданий. 8 класс. М.: Эксмо, 2013 г.

Для ученика.

В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология/учебник.  8 класс.

В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология.  8 класс.

Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...