Учебно-методическое пособие "Проверочные работы по биологии за курс 9 класса"
учебно-методическое пособие по биологии (9 класс)

В пособии предлагаются проверочные работы по основным разделам учебника С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности." Работы представлены в виде карточек, которые удобно печатать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Промежуточный и итоговый контроль по курсу биологии

 9 класса «Общие закономерности»»


Карточка 1

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ» 9 КЛАСС

Вариант 1

  1. Перечислите свойства живых организмов.
  2. Каковы суть и значение теории Карла Линнея?
  3. Дайте определения: искусственный отбор, вид, макроэволюция.
  4. Напишите формы борьбы за существование и их примеры.
  5. Что называют покровительственной и предупреждающей окраской у животных? Приведите примеры.
  6. Что изучают экологический и географический критерии вида?
  7. Докажите на примерах, что все приспособления растений и животных носят относительный характер.
  8. Что такое биологический регресс? Приведите примеры.
  9. Напишите определение и примеры идиоадаптаций и дивергенции.
  10. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

Вариант 2

  1. Перечислите уровни организации живой материи.
  2. Каковы суть и значение теории Жана-Батиста Ламарка?
  3. Дайте определения: естественный отбор, популяция, микроэволюция.
  4. Напишите формы естественного отбора и приведите примеры.
  5. Что называют демонстрационным поведением и мимикрией? Приведите примеры.
  6. Что изучают физиологический и генетический критерии вида?
  7. Докажите на примерах, что каждый критерий вида в отдельности носит относительный характер.
  8. Что называют биологическим прогрессом? Примеры.
  9. Напишите определения и примеры ароморфозов и конвергенции.
  10. Какие признаки, развивающиеся у зародыша человека, указывают на его животное происхождение?

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ» 9 КЛАСС

Вариант 1

  1. Перечислите свойства живых организмов.

2.    Каковы суть и значение теории Карла Линнея?

  1. Дайте определения: искусственный отбор, вид, макроэволюция.
  2. Напишите формы борьбы за существование и их примеры.
  3. Что называют покровительственной и предупреждающей окраской у животных? Приведите примеры.
  4. Что изучают экологический и географический критерии вида?
  5. Докажите на примерах, что все приспособления растений и животных носят относительный характер.
  6. Что такое биологический регресс? Приведите примеры.
  7. Напишите определение и примеры идиоадаптаций и дивергенции.
  8. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

Вариант 2

  1. Перечислите уровни организации живой материи.
  2. Каковы суть и значение теории Жана-Батиста Ламарка?
  3. Дайте определения: естественный отбор, популяция, микроэволюция.
  4. Напишите формы естественного отбора и приведите примеры.
  5. Что называют демонстрационным поведением и мимикрией? Приведите примеры.
  6. Что изучают физиологический и генетический критерии вида?
  7. Докажите на примерах, что каждый критерий вида в отдельности носит относительный характер.
  8. Что называют биологическим прогрессом? Примеры.
  9. Напишите определения и примеры ароморфозов и конвергенции.
  10. Какие признаки, развивающиеся у зародыша человека, указывают на его животное происхождение?

Карточка 2

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ» 9 КЛАСС

                                                    Вариант 1

1. Из каких этапов состоит эмбриональный период?

2. Опишите строение яйцеклетки.

3. Что такое прямое постэмбриональное развитие? Примеры.

4. Перечислите производные эктодермы.

5. Что такое гомология зародышевых листков?

6. Опишите процесс почкования. Приведите примеры животных, для которых характерен такой способ размножения.

7. Каково биологическое значение метаморфоза?

8. Дайте определения: половое размножение, мезодерма, дробление, дифференцировка, зигота.

9. Чем митоз отличается от мейоза?

                                                           Вариант 2

1. Из каких этапов складывается онтогенез?

2. Опишите строение сперматозоида.

3. Что такое непрямое постэмбриональное развитие? Примеры.

4. Перечислите производные энтодермы.

5. Что такое дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?

6. Опишите вегетативное размножение. Приведите примеры.

7. Напишите 3 сходства и 3 различия яйцеклетки и сперматозоида.

8. Дайте определения: бесполое размножение, эктодерма, гамета, бластула, гаструла.

9. Каково биологическое значение мейоза? 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ» 9 КЛАСС

                                                    Вариант 1

1. Из каких этапов состоит эмбриональный период?

2. Опишите строение яйцеклетки.

3. Что такое прямое постэмбриональное развитие? Примеры.

4. Перечислите производные эктодермы.

5. Что такое гомология зародышевых листков?

6. Опишите процесс почкования. Приведите примеры животных, для которых характерен такой способ размножения.

7. Каково биологическое значение метаморфоза?

8. Дайте определения: половое размножение, мезодерма, дробление, дифференцировка, зигота.

9. Чем митоз отличается от мейоза?

                                                           Вариант 2

1. Из каких этапов складывается онтогенез?

2. Опишите строение сперматозоида.

3. Что такое непрямое постэмбриональное развитие? Примеры.

4. Перечислите производные энтодермы.

5. Что такое дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?

6. Опишите вегетативное размножение. Приведите примеры.

7. Напишите 3 сходства и 3 различия яйцеклетки и сперматозоида.

8. Дайте определения: бесполое размножение, эктодерма, гамета, бластула, гаструла.

9. Каково биологическое значение мейоза?

Карточка 3

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И                             ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ» ДЛЯ 9 КЛАССА

                                                  Вариант 1

1. Напишите формулировку I закона Менделя.

2. Дайте определения: гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, наследственность, генотип, ген, рецессивный признак, гетерозиготный организм, селекция.

3. Какие формы изменчивости вам известны?

4. Как среда влияет на проявление признака? Примеры.

5. Перечислите свойства фенотипической изменчивости.

6. Какие центры происхождения культурных растений вам известны? Примеры.

7. Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?

8. Что такое биотехнология? Примеры.

9. Определите генотипы родителей, если у матери вьющиеся волосы, а у отца – прямые; из двух детей в семье, один имеет вьющиеся волосы, а другой – прямые (вьющиеся волосы – доминантный признак)

                                                    Вариант 2

1. Напишите формулировку II закона Менделя.

2. Дайте определения: диплоидный набор хромосом, аллельные гены, изменчивость, фенотип, локус, доминантный признак, гомозиготный организм, генетика.

3. Что такое мутации? Свойства мутаций.

4. Какие основные методы селекции вы знаете?

5. Что такое норма реакции? От чего зависит ее широта?

6. Какие межвидовые гибриды вам известны?

7. Что такое массовый и индивидуальный отбор?

8. Что называют генной инженерией? Примеры.

9. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака близоруких гетерозиготных родителей (близорукость – доминантный признак).

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И                             ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ» ДЛЯ 9 КЛАССА

                                                  Вариант 1

1. Напишите формулировку I закона Менделя.

2. Дайте определения: гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, наследственность, генотип, ген, рецессивный признак, гетерозиготный организм, селекция.

3. Какие формы изменчивости вам известны?

4. Как среда влияет на проявление признака? Примеры.

5. Перечислите свойства фенотипической изменчивости.

6. Какие центры происхождения культурных растений вам известны? Примеры.

7. Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?

8. Что такое биотехнология? Примеры.

9. Определите генотипы родителей, если у матери вьющиеся волосы, а у отца – прямые; из двух детей в семье, один имеет вьющиеся волосы, а другой – прямые (вьющиеся волосы – доминантный признак)

                                                    Вариант 2

1. Напишите формулировку II закона Менделя.

2. Дайте определения: диплоидный набор хромосом, аллельные гены, изменчивость, фенотип, локус, доминантный признак, гомозиготный организм, генетика.

3. Что такое мутации? Свойства мутаций.

4. Какие основные методы селекции вы знаете?

5. Что такое норма реакции? От чего зависит ее широта?

6. Какие межвидовые гибриды вам известны?

7. Что такое массовый и индивидуальный отбор?

8. Что называют генной инженерией? Примеры.

9. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака близоруких гетерозиготных родителей (близорукость – доминантный признак).

Карточка 4

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

9 КЛАСС.

                                                               1 вариант

1. Назовите уровни организации живой материи.

2. Определение борьбы за существование. Виды борьбы за существование.        

3. Что называют видом?

4. Что такое ароморфоз? Примеры ароморфозов.

5. Перечислите главные направления эволюции. Что такое эволюция?

6. Перечислите этапы развития (эры) Земли.

7. Назовите неорганические вещества, входящие в состав клетки.

8. Что называют пластическим обменом?

9. Что называют митозом? Напишите основные фазы митоза.

10. Опишите процессы дробления и гаструляции.

11. Дайте определения: генетика, доминантный ген, гомозиготный организм.

12. Что такое наследственная изменчивость?

13. Какова структура биосферы?

14. Приведите примеры абиотических факторов среды.

15. Что такое ноосфера?

16. Приведите примеры исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов.

                                                         

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

9 КЛАСС.

                                                            2 вариант

1. Напишите отличия растительной и животной клетки.

2. Определение естественного отбора. Формы естественного отбора.

3. Что такое популяция?

4. Что называют идиоадаптацией? Примеры идиоадаптаций.

5. Перечислите общие закономерности биологической эволюции. Определение эволюции.

6. Назовите основные расы внутри вида Человек разумный.

7. Напишите органические вещества, входящие в состав клетки.

8. Что называют энергетическим обменом?

9. Что такое мейоз? Каковы основные фазы мейоза?

10. Что такое зигота?

11. Опишите органогенез. Что образуется из эктодермы, мезодермы, энтодермы?

12. Дайте определения: наследственность, рецессивный ген, гетерозиготный организм.

13. Что такое фенотипическая изменчивость?

14. Что называют биосферой и биогеоценозом?

15. Приведите примеры биотических факторов среды.

16. Каково действие антропогенного фактора на окружающую среду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7-го класса("Животные").

Итоговая контрольная работа  состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные"...

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговый работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа позволяет провести итоговый контроль знаний по предмету за курс 7 класса...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."

Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Итоговая работа по биологии за курс 5 класса (УМК Н.И.Сонина.Линейный курс)

Итоговая работа  по биологии  за курс 5 класса (УМК Н.И.Сонина.Линейный курс)...