Разновидности домашних заданий на уроках биологии/
материал по биологии

Из опыта работы - ,,Разновидности домашних заданий используемых  на уроках биологии,,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznovidnosti_domashnih_zadaniy_na_urokah_biologii.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская СОШ»

           

«Разновидности домашних заданий

по предмету биология»

                             

                                                           Из опыта работы

                                                           Бикшевой Александры Александровны,

                                                            учитель биологии (1 категория)

                                               МБОУ «Благодарновская СОШ»

                                                   

2019 год

  Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них, которые я использую в своём опыте работы на уроках биологии.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить термины , ответить на вопросы), письменно (оформить практическую работу ) и практически (провести какой-нибудь опыт ).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, задания на запоминание материала) и применение полученных знаний ( выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала) и творческие ( проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на групповые, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные, одно на весь класс, творческие. Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

1). Подготовительные. Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию сообщения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления, на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

2). Систематизирующие и обобщающие. Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

3). Закрепительные. Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

4).Практические. Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также  домашние задания по видам мыслительных операций: репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы ...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

 Значение домашних заданий для формирования крепкой базы знаний у учащихся переоценить сложно.

  И в заключении своего выступления хотелось бы вспомнить слова Иммануила  Канта о роли и значении домашнего задания в  формировании всесторонне развитой личности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка домашнего задания на уроках математики.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома,...

Домашние задания на уроках физической культуры.

Данная статья содержит материал о необходимости дозированного домашнего задания, еговозможных формах и системе контроля....

Дифференцированное домашнее задание на уроке иностранного языка .

Личность учителя ,его профессиональная компетентность ,социальная зрелость и духовное богатство - важнейшее условие обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся на уроке иностранн...

система домашних заданий на уроках химии

в данной работе представлены различные виды индивидуальных дифференцированных заданий...

Творческое домашнее задание к уроку "Соединения галогенов"

Одной из форм моей работы являются модульные уроки. При планировании таких уроков наиболее активная роль отводится ученику, что формирует внимание и сосредоточенность, способствует развитию таки...

Домашнее задание - компонент урока русского языка

выступление на МО учителей гуманитарного цикла...

Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре

Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...