Главные вкладки

    Урок на тему :Основные генетические понятия
    план-конспект урока по биологии (10 класс)

    Шипилова Галина Павловна

    Разработка урока по биологии 10 кл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_na_temu.docx20.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок на тему : Основные генетические понятия (10кл.)                    

                                Шипилова Галина Павловна-- учитель химии ,биологии

                                МКОУ «Березовская СОШ»,Воробьевский р-н

    Раздел: Преподавание биологии

    Цели урока:  1) Сформировать представление о генетике как науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов,

                             2)познакомить с основными понятиями науки.

    Задачи:   

    Образовательные:  Познакомить с основными генетическими понятиями и терминами, их важностью для понимания общих биологических закономерностей.

    Развивающие:  Развитие  умений и навыков , работа с текстом, синтез информации. Развитие способностей правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению вопросов как традиционных, так и новых направлений генетики.

    Воспитательные:  Воспитывать потребность в использовании генетических знаний в практической деятельности человека и повседневной жизни.

    Оборудование: 1)презентация  «Основные термины и понятия генетики», 2)учебник  « Общая  биология»  автор- В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов ,Н.И.Сонин. 3)DVD диск : «Генетика – как наука»

    Тип урока: изучение нового материала.

                                                        Ход урока:

                 Деятельность учителя

              Деятельность учащихся

    I.  Актуализация знаний

    БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

    -Кто был открывателем закономерностей наследования признаков ?

    -На каких растениях проводил опыты Мендель?

    -В чем сущность гибридологического  метода ?

    II.Изучение нового материала

    1.Построение модели науки

    (См. Приложение )

    Учитель строит на интерактивной доске графическую модель с комментариями.

    2.Знакомство с основными понятиями темы.

    Учитель проверяет, корректирует записи в тетрадях

    Работа с презентацией :

    а)   Ген    -           (СЛАЙД 5)

     Ген- участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака. Ген - морфологический объект ,участок хромосомы.

    б)  Аллель      -             (СЛАЙД  6)

    Аллели – различные формы одного и того же гена.

    в)  Фенотип     -  (СЛАЙД -7)

    Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития).

    г)  Генотип  -  (СЛАЙД-8)

    Генотип — совокупность генов данного организма, которая характеризует
    особь.

    д) Доминантный признак   (СЛАЙД – 9)

    Доминирование — явление преобладания признака.

    Доминантный признак — признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий.   (СЛАЙД-10)

    е)  Рецессивный признак  -(СЛАЙД-10)

    Рецессивный признак- это признак, не обнаруживающийся  у гибридов первого поколения.

    Ж) Гомозигота  - (СЛАЙД-11)
    Гомозиготами по данной паре признаков называют такие особи, которые образуют лишь один сорт гамет, и поэтому при самоопылении или скрещивании с себе подобными в потомстве не дают расщепления.

    З)  Гетерозигота      - ( СЛАЙД-11)

    Гетерозиготы дают разные гаметы и поэтому  в их потомстве наблюдается расщепление.

    и)  Моногибридное скрещивание   - (СЛАЙД -12)

    Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

    к)  Дигибридное скрещивание  (СЛАЙД-13)

    Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая).

    III. Организация самостоятельной работы с учебником
    ЗАДАНИЕ: прочитайте внимательно главу , проверьте себя.

    IV.Закрепление  изученного материала

    ОБЬЯСНИТЕ:

    -Почему генотип нельзя считать механической суммой генов ?

    -Какие признаки любого организма могут быть отнесены к разряду фенотипических? Приведите примеры

    -Решите задачу :

    У каракулевых овец серая окраска шерсти доминирует над черной. Однако гомозиготные серые ягнята погибают при переходе к питанию грубыми кормами из-за недоразвитости рубца.

    (СЛАЙД-14)

    Домашнее задание : 1) выучить теорию

    2) составить тест или кроссворд  с генетическими признаками.

    Просмотр видеофрагмента : «Генетика как наука» - DVD диск -2 мин.

    Отвечают на вопросы, обсуждают, просмотр презентации –(СЛАЙД -2,3)

    Учащиеся делают записи в тетрадях.

    Выписывают понятия из модели.

    Формулируют современное определение понятия «ген»

     

    Формулируют и записывают определения в тетрадь.

    Формулируют и записывают определения в тетрадь.

    Осуществляют самоконтроль по усвоению прочитанного материала

    Отвечают на вопросы

    Решают задачу – (СЛАЙД-15)

    Приложение:  

    Генетика –наука о закономерностях наследования признаков


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку на тему: Основные положения МКТ

    презентация к уроку "Основные положения МКТ"...

    Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

    План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс

    Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...

    урок на тему Определение и понятие географических координат.

                  Цель: научить учащихся определять географические координаты Задачи урока: А. Сформулировать  определение понятий «географиче...

    Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс

    обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....

    Тема 4. "Антропогенез (возникновение человека)" урок на тему "Основные этапы антропогенеза." биология – 9 класс

    сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;    продолжи...

    Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации"

    Методическая разработка открытого урока на тему "Подходы к понятию и измерению информации"  предназначена для проведения комбинированного урока теоретического обучения.Содержит две самостоятельны...