Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. 

Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по темам: «дроби» и «Европейское общество в классическом средневековье» с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-школа". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Цель и задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по темам: «дроби» и «Европейское общество в классическом средневековье».
  2. Развивать познавательный интерес учащихся.
  3. Учить видеть связь между лексическими значениями исторических и математических понятий.
  4. Формировать умения проводить сравнительный анализ.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.

Оборудование: Аппарович Н. И. — аппликация по истории средних веков;

Аппарович Н. И. — иллюстративный материал по истории средних веков; картины по истории средних веков под редакцией академика Сказкина С. Д.

Содержание занятия.


УЭ

Деятельность педагога

Деятельность школьника

Рекомендации

Время

УЭ0

Стимулирование эмоционального отношения учащихся к учебной деятельности и их ориентация на успех.

УИ – сегодня у нас необычный урок. Мы подводим итог изучения темы «Европейское общество в классическом средневековье», выделим основные понятия, которые можно использовать на уроках математики при изучении темы «Дробь».

УМ – младший брат спросил Смекалкина: «Что такое дробь?»

Смекалкин переспросил: «А в каком смысле? Ведь слово «дробь» многозначное. Младший брат удивился: «Я знаю многозначные числа, но разве бывают многозначные слова?»

Осмысление социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.












Ответ учащихся. Работа со словарём Ожегова.



















Найдите значение данного понятия и зачитайте его.

3 мин

УЭ1

Определение целей и задач образовательного процесса, организация деятельности учащихся по определению целей УД.

— А вы знаете, что такое многозначное слово?

— Нетрудно догадаться, что слово «дробь» многозначно.

УМ –

  1. Какие дроби вы знаете?
  2. Как превратить обыкновенную дробь в десятичную?
  3. Как превратить десятичную дробь в обыкновенную?
  4. Какие действия вы можете выполнять над дробями?
  5. Как складываются две дроби с разными знаменателями?
  6. Сформулируйте правило умножения дробей.
  7. Как делится дробь на дробь?



УИ –

  1. Где в истории вы можете встретить лексическое значение понятия «дробь»?
  2. Что такое феодальная вотчина?

Осознание целей и задач.











Десятичные, обыкновенные

Выполняют практические задания.



Называют действия

Выполняют практическое задание









Формулируют правило.




Называют понятие «оброк», «десятина», «феодальная вотчина»

Дают определение «феодальная вотчина». Работа с аппликацией и по картине «Право охоты феодала». Делают вывод о разделении пахотных земель на господское поле и крестьянские наделы.

8 мин

УЭ2

Организация учебной деятельности учащихся по достижению целей.







УМ – какую часть от всей пахотной земли составляет надел одной крестьянской семьи?

УИ – за то, что крестьянин пользуется такой малой частью земли, он не только обрабатывает барщину, но и платит оброк. Дайте определение понятию «оброк».


УМ – найти сколько кг зерна должен сдать крестьянин, если вырастил 500 кг, а должен сдать ¼

УИ – кроме оброка феодалу крестьянин платит налог в пользу церкви. Дайте ему определение.

УМ – сколько зерна в пользу церкви он должен отдать от 500 кг? Сколько останется крестьянину, если он сдал 125 кг?

УИ – из оставшегося урожая половину крестьянин оставляет на посев, а половину на еду.

УМ – сколько составляет ½ от 325 кг?

УИ – крестьянин вынужден идти к феодалу брать зерно в долг. Феодал даёт, но с условием, что отдаст крестьянин в два раза больше.


УМ – сколько он должен отдать феодалу, если он взял у него 1/5 от сданного им оброка и в два раза больше?


УИ – итак, во все большую зависимость попадает крестьянин к феодалу.


УИ – феодальное поместье основывалось на натуральном хозяйстве. Дайте определение понятия «натуральное хозяйство» и ответьте на вопросы в карточке №7 из раздаточного материала.


УМ – натуральный ряд – это ряд всех натуральных чисел, выстроенных по порядку. Натуральный ряд начинается с числа 1.

Занимательная задача. Клоун услышал о том, что для передачи секретных сообщений иногда буквы шифруются, т. е. заменяются цифрами. Он решил тоже зашифровать букву, чтобы рассказать публике «секретную сказку»

Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. приходит однажды 2121 и взволнованно говорит:

«2651, я вижу только 681. Ты не знаешь 4568121? 565 отвечает: «51, знаю. Она 33196».»Но там 86 была морская 936951. 456 она?»

«Я подарил 67 внучке 196».

Расшифруйте сказку клоуна.



УМ – Что общего между буквами и цифрами?

УИ – цифра широка используется в истории. Бывают римские цифры и арабские (индийские)

Цифрами обозначают исторические даты:

Арабскими – годы, римскими – века.

  1. Образование арабского государства.
  2. Верденский договор о разделе империи Карла Великого
  3. Завоевание Англии герцогом Нормандии.
  4. Освнование Мухаммедом Ислама.


УМ – клоун предложил публике несколько числовых равенств с римскими цифрами, сложенными из палочек.

Задание. Переложи так, чтобы было верное равенство.


VI + I = V (IV + I = V)

X + III = XI (IX + II = XI)

IX-I = X (XI – I = X)


Физминутка.

Проявление личностно – смыслового отношения к УД и волевых усилий в процессе деятельности.






Решают задачу




Дают определение и работают по картине «Сдача оброка феодалу»





Решают задачу




Дают определение

«десятина»



решают задачу








Решают задачу








Решают задачу.


















Учащиеся дают определение и отвечают на вопросы























Учащиеся самостоятельно работают, расшифровывают сказку.







Учащиеся дают ответ (и буквы и цифры это знаки, цифры это знаки, с помощью которых записывают число)





Дети дают ответы.

Названные даты учащиеся переводят в века.




















Дети работают над заданием и дают правильный ответ.










Используйте рисунок





















 Запись решения в тетрадь






Запись решения задачи






Запись решения задачи






Запись решения задачи

17 мин
















































1 мин





















Используйте

Таблицу

А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ё

7

Ж

8

З

9

УЭ3

Контроль образовательного процесса.

Графический диктант:

  1. Оброк – это доля продуктов, производимых в хозяйстве крестьянина, которую он отдавал феодалу. (Верно)
  2. Чтобы превратить обыкновенную дробь в десятичную нужно знаменатель разделить на числитель. (Верно)
  3. Десятина – это налог в пользу церкви. (верно)
  4. Чтобы умножить дробь на дробь надо числитель умножить на числитель, знаменатель на знаменатель. (верно)
  5. Владельцами земли в феодальной чине являлись крестьяне.(неверно)
  6. Чтобы разделить дробь на дробь надо числитель разделить на числитель, знаменатель на знаменатель. (неверно)
  7. В натуральном хозяйстве всё изготавливалось на продажу. (неверно)
  8. натуральный ряд – это ряд всех натуральных чисел. Выстроенных по порядку. (неверно)
  9. Арабские цифры впервые появились в индии. (верно)
  10. Цифры – это

знаки, с помощью которых записывают число. (верно)


─^──^^^^──


Контроль и самоконтроль


Выполняют в тетрадях. Выставляют оценку по образцу на доске




^ не верно

─ верно


9-10 правильных ответов оцениваются на отлично;




7-8 правильных ответов оцениваются на хорошо;




5-6 правильных ответов оцениваются на удовлетворительно

5 мин

УЭ4

Рефлексия УД учащихся

и своей педагогической

деятельности

Рефлексия результатов УД, самого образовательного

Процесса и себя в нём

Нарисовать ладошку и ответить на вопросы:

1. Что понравилось

2. Что не понравилось

3. Ваши пожелания

6 мин


К технологической карте составлены слайды, которые отражают все этапы проведения урока.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Урок по теме "Лексическое значение слова"

          Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 5 классе по ФГОС и   представляет собой сценарий одного из первых уроков по теме «Лексика...

Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...

Презентация к урокам по теме "Лексическое значение слова"

В данной презентации рассматривается материал по параграфам учебника:Слово и его лексическое значение;Однозначные и многозначные слова;Прямое и переносное значение слов...

Урок по теме: "Лексическое значение слова. Толковые словари"

Проектная работа на уроках русского языка в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексическое значение слова

Предмет: русский язык Авторы  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Е.Баранов,  Л.А.Тростенцова и др.Класс: пятый.Тема: Лексическое значение словаТип урока: открытие нового знания.Деятельностна...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексическое значение слова

Технологическая карта урока русского языка Предмет: русский язык Авторы  учебника: Т.А. Ладыженская, М.Е.Баранов,  Л.А.Тростенцова и др.Класс: пятый.Тема: Лексическое значение словаТип ...