Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бунгова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На уроке есть этап практической работы с толковыми словарями.

Презентацию к данному уроку можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/T9klJcR3kSsjX

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка в 5 классе

составлена учителем русского языка

ГБОУ СОШ 655

Бунговой Ольгой Вячеславовной.

Сколько лексических значений имеет слово

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель урока: познакомить с понятием «многозначные и однозначные слова», научить определять значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятие «многозначные» и «однозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельных поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Технологии урока: наблюдение над языком, элементы технологии развития критического мышления,

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная.

Опорные понятия: лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, толковый словарь.

Метапредметные связи: литература.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку, электронная презентация, электронный тренажер «Русский язык 5 класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2012

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Мобилизует их на учебную деятельность.  

Настраиваются на работу на уроке.

Подготовка к работе.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

  1. Актуализация знаний.

Напоминает учащимся, что они уже знакомы с понятием «лексическое значение» слова. Просит желающих вслух повторить формулировку. Задает вопрос: «Что делать, если слово нам не знакомо и мы не может определить, что оно означает? Как узнать лексическое значение слова?

Уточняет высказывания учащихся.

Демонстрирует учащимся толковые словари разных авторов.

  Учащиеся выполняют задания в устной форме.

Слушают учителя.

Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: обобщение имеющихся знаний.

  1. Мобилизующий этап и пробное учебное действие.

Предлагает обратиться к толковому словарику учебника. Прочитать словарные статьи слов: «монолог» и «огонек». Определить, чем отличаются данные словарные статьи. Сделать вывод о словах с одним или несколькими значениями.

Изучают словарные статьи. Высказывают предположения о сути задания. Формулируют вывод.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Определение темы и цели урока.

Обобщает и корректирует высказывания, сделанные учениками. Формулирует и записывает тему урока.

Тема урока: однозначные и многозначные слова.  Предлагает учащимся сформулировать цель урока.  Цель урока: научиться определять значение многозначного слова.

Учащиеся обобщают свои наблюдения и с помощью учителя дают определение однозначным и многозначным словам.

Формулируют цель урока.

Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: постановка проблемных вопросов, толкование темы урока. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  1. Систематизация знаний

Предлагает сформулировать и записать, что такое «однозначные слова» и что такое «многозначные слова».

Дают письменно определение изучаемым лингвистическим явлениям.

Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: уточнение целеполагания;

Познавательные: обобщение и систематизация информации;

  1. Творческая практическая деятельность.

 Предлагает письменно составить предложения со словами «монолог» и «огонек». Задает вопрос: «Сколько предложений вам придется составить и почему?»

Анализируют задание. Комментируют устно, аргументируя ответ. Письменно выполняют задание.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Сколько значений у слова «корень»?  Воспользуйтесь помощью толковых словарей, которые лежат у вас на партах.

Запишите получившиеся словосочетания.

Что общего у всех слов?

Предлагает самостоятельно без помощи словарей предположить, какие значения могут быть у слова «золотой».

Обращаем внимание на словосочетание «золотые руки».

Отвечают на вопрос, вспоминают различные значения слова «корень». Записывают словосочетания: корень слова, корень дерева, корень зуба, корень волоса, корень математический, корень зла.

Отвечают на вопрос, вспоминают различные значения слова «золотой». Записывают словосочетания.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей.

Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации.

Предлагает на лингвистическом тренажере в режиме интерактивности узнать и отметить многозначные слова.

Организует его в режиме соревнования между командами.

1 ряд – одна команда,

2 ряд – вторая команда,

3 ряд – третья команда.

 Работают по очереди на лингвистическом тренажере.

По три человека от каждой команды выполняют задания, получая очки.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей;

Подведение итогов уроков.

Оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу  - упр. 253

Предлагает обсудить текст упражнения:

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб с друг другом не сражаться!

Просит объяснить учащихся, почему в этом тексте появляется двойной смысл. Как называется это стихотворение? Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать?

Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке.

Обсуждают домашнее задание. Анализируют, делают вывод о том, что двойной смысл стихотворения основан на многозначности слов «клетка», «кони», «слоны», «короли», «королевы».

Записывают домашнее задание

Личностные: смыслообразование, действие оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап рефлексии

Ученикам предлагается заполнить листки самооценки со следующими полями:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Мое настроение…

Заполняют листки самооценки

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Список литературы:

  1. Русский язык. 5 класс: учебник/ под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014
  2. Конспекты уроков для учителя русского языка: 4-5 кл. / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004




Предварительный просмотр:

Листок самооценки

Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Я затруднялся

Мое настроение

Листок самооценки

Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Я затруднялся

Мое настроение

Листок самооценки

Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Я затруднялся

Мое настроение

Листок самооценки

Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Я затруднялся

Мое настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Простое осложненное предложение, урок систематизации знаний в 7 классе (технологическая карта+презентация)

Урок в 7 классе по УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова с применением ИКТ: электронной презентации и электронного тренажера «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014...

"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация

Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом...

Сколько лексических значений имеет слово

Технологическая карта урока...

Презентация к уроку "Сколько значений имеет слово"

Данный материал поможет провести урок русского языка...

"Химические свойства клетки" 5 класс, технологическая карта, презентация.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»Техн...