Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На уроке есть этап практической работы с толковыми словарями.
Презентацию к данному уроку можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/T9klJcR3kSsjX
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 20.33 КБ |
listok_samootsenki.docx | 12.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка в 5 классе
составлена учителем русского языка
ГБОУ СОШ 655
Бунговой Ольгой Вячеславовной.
Сколько лексических значений имеет слово
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: познакомить с понятием «многозначные и однозначные слова», научить определять значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятие «многозначные» и «однозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельных поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
Технологии урока: наблюдение над языком, элементы технологии развития критического мышления,
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная.
Опорные понятия: лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, толковый словарь.
Метапредметные связи: литература.
Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку, электронная презентация, электронный тренажер «Русский язык 5 класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2012
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Мобилизует их на учебную деятельность. | Настраиваются на работу на уроке. Подготовка к работе. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
| Напоминает учащимся, что они уже знакомы с понятием «лексическое значение» слова. Просит желающих вслух повторить формулировку. Задает вопрос: «Что делать, если слово нам не знакомо и мы не может определить, что оно означает? Как узнать лексическое значение слова? Уточняет высказывания учащихся. Демонстрирует учащимся толковые словари разных авторов. | Учащиеся выполняют задания в устной форме. Слушают учителя. | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: обобщение имеющихся знаний. |
| Предлагает обратиться к толковому словарику учебника. Прочитать словарные статьи слов: «монолог» и «огонек». Определить, чем отличаются данные словарные статьи. Сделать вывод о словах с одним или несколькими значениями. | Изучают словарные статьи. Высказывают предположения о сути задания. Формулируют вывод. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
| Обобщает и корректирует высказывания, сделанные учениками. Формулирует и записывает тему урока. Тема урока: однозначные и многозначные слова. Предлагает учащимся сформулировать цель урока. Цель урока: научиться определять значение многозначного слова. | Учащиеся обобщают свои наблюдения и с помощью учителя дают определение однозначным и многозначным словам. Формулируют цель урока. | Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы. Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей. Коммуникативные: постановка проблемных вопросов, толкование темы урока. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
| Предлагает сформулировать и записать, что такое «однозначные слова» и что такое «многозначные слова». | Дают письменно определение изучаемым лингвистическим явлениям. | Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы. Регулятивные: уточнение целеполагания; Познавательные: обобщение и систематизация информации; |
| Предлагает письменно составить предложения со словами «монолог» и «огонек». Задает вопрос: «Сколько предложений вам придется составить и почему?» | Анализируют задание. Комментируют устно, аргументируя ответ. Письменно выполняют задание. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Сколько значений у слова «корень»? Воспользуйтесь помощью толковых словарей, которые лежат у вас на партах. Запишите получившиеся словосочетания. Что общего у всех слов? Предлагает самостоятельно без помощи словарей предположить, какие значения могут быть у слова «золотой». Обращаем внимание на словосочетание «золотые руки». | Отвечают на вопрос, вспоминают различные значения слова «корень». Записывают словосочетания: корень слова, корень дерева, корень зуба, корень волоса, корень математический, корень зла. Отвечают на вопрос, вспоминают различные значения слова «золотой». Записывают словосочетания. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. |
Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации. | Предлагает на лингвистическом тренажере в режиме интерактивности узнать и отметить многозначные слова. Организует его в режиме соревнования между командами. 1 ряд – одна команда, 2 ряд – вторая команда, 3 ряд – третья команда. | Работают по очереди на лингвистическом тренажере. По три человека от каждой команды выполняют задания, получая очки. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; |
Подведение итогов уроков. | Оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу - упр. 253 Предлагает обсудить текст упражнения: С той и с этой стороны В клетках кони и слоны. В клетках справа, в клетках слева Короли и королевы. Но не могут удержаться, Чтоб с друг другом не сражаться! Просит объяснить учащихся, почему в этом тексте появляется двойной смысл. Как называется это стихотворение? Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать? | Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке. Обсуждают домашнее задание. Анализируют, делают вывод о том, что двойной смысл стихотворения основан на многозначности слов «клетка», «кони», «слоны», «короли», «королевы». Записывают домашнее задание | Личностные: смыслообразование, действие оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Этап рефлексии | Ученикам предлагается заполнить листки самооценки со следующими полями: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Мое настроение… | Заполняют листки самооценки | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
- Русский язык. 5 класс: учебник/ под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014
- Конспекты уроков для учителя русского языка: 4-5 кл. / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Предварительный просмотр:
Листок самооценки
Я узнал | |
Я научился | |
Мне понравилось | |
Я затруднялся | |
Мое настроение |
Листок самооценки
Я узнал | |
Я научился | |
Мне понравилось | |
Я затруднялся | |
Мое настроение |
Листок самооценки
Я узнал | |
Я научился | |
Мне понравилось | |
Я затруднялся | |
Мое настроение |
Листок самооценки
Я узнал | |
Я научился | |
Мне понравилось | |
Я затруднялся | |
Мое настроение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Простое осложненное предложение, урок систематизации знаний в 7 классе (технологическая карта+презентация)
Урок в 7 классе по УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова с применением ИКТ: электронной презентации и электронного тренажера «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014...
"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация
Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом...
Сколько лексических значений имеет слово
Технологическая карта урока...
Презентация к уроку "Сколько значений имеет слово"
Данный материал поможет провести урок русского языка...
"Химические свойства клетки" 5 класс, технологическая карта, презентация.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»Техн...
Фрагмент урока.Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового слова, его уместное употребление в речи для формирования коммуникативной компетенции школьников в классе со смешанным национальным составом
Русский язык.5 класс. Фрагмент урока по теме « Слово и его лексическое значение» Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового сл...