Главные вкладки

    "Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

    Харченко Наталья Ивановна

    Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у вас урок физики проведу я. Зовут меня Харченко Наталья Ивановна. Я предлагаю вам совершить путешествие  в прошлое, в III век до н.э., в Древнюю Грецию, г.Сиракуза.  В то время правил царь Гиерон  II. Вы спросите, «зачем мы туда отправляемся?», так вот, наш путь лежит к одному мудрецу, другу царя Гиерона II.

    (я включаю зеркало),

    (слайд 1 – г.Сиракуза),

    (слайд 2 – мультфильм 1)

    Учитель: Жил с Сиракузах мудрец…

                     Был он другом царя Гиерона….

    - А как его звали, мы узнаем, отгадав кроссворд.

    Последуем совету Аристотеля:

    (слайд 3 – высказывание Аристотеля)

    «Сперва собрать факты и только после этого связать их мыслью»

                                                                                                    Аристотель

    1. Актуализация знаний

    (Слайд 4, 5, 6 – кроссворд)

    Кроссворд (повторение):

    П

    а

    с

    к

    А

    л

    ь

    1.                

    д

    и

    н

    а

    м

    о

    м

    е

    т

    р

    в

    в

    е

    р

    х

    ф

    и

    з

    и

    к

    а

    о

    б

    ъ

    ё

    м

    в

    е

    с

    д

    а

    в

    л

    е

    н

    и

    е

    1.  
    2.  
    3.  
    4.  
    5.                                    

    1. Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
    2. Каким прибором измеряют силу (динамометр)
    3. Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
    4. Наука о природе (физика)
    5. Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
    6. Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
    7. А ну-ка быстро посмотри,

    И разреши сомненья

    Скажи нам, как узнать внутри

    У жидкости… (давление)

    Проблемная ситуация

    Учитель: Что получилось по вертикали в выделенных клетках?

                     Скажи, какой великий человек

                     Прославил свой далёкий век.

    Ученик: Архимед

    Учитель: Вот мы и узнали имя мудреца, друга царя – это (портрет) Архимед.

    (слайд 7 –Архимед)

    Учитель: Какой для царя самый важный предмет?

                    Вы все догадались – корона!

    (слайд 8  – мультфильм 2)

    Учитель: И задумался ученый,

     Что известно? ВЕС короны,

     Ну а как найти ОБЪЕМ?

     Думал ночью, думал днем.

    Учитель: Как же это возможно?

    (ребята отвечают: нужно взять мензурку, налить воды, замерить объём воды (уровень жидкости), опустить тело в мензурку, уровень воды поднялся, замерить объём уровня воды, разность этих значений и будет объёмом тела)

    Учитель: Архимед именно так и сделал, но как же он доказал, что действительно корона из чистого золота или нет? (учащиеся отвечают)

    Так как Архимед был мудрецом, то он нашёл решение на вопрос царя, сделав открытие .

    - А у нас, как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы, таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о действии жидкости и газа на погружённое в них тело. Для того, чтобы мы могли полноценно дальше работать, нам необходимо сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. Пожалуйста…

    Ученики: Тема урока «Закон Архимеда» или «Сила Архимеда» 

    (слайд 9 – название темы урока) 

                                         ребята записывают в свою тетрадь.

    Наша цель: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения закона на практике.

    Следуя цели, ставим себе задачи на урок:

    (слайд 9. 10  -  цель  и задачи)

    Ученики:

    1. Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда;
    2. Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда;
    3. Научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы Архимеда.

    Учитель: Тема урока определена, цели и задачи намечены. Приступаем к их выполнению.

    1. Проблемное изучение нового материала

    Учитель: На прошлом уроке вы изучали действие жидкости и газа на погружённое в них тело. (читаю стих: «Наша Таня громко плачет,

                                                                       Уронила в речку мячик.

                                                                       Тише, Танечка, не плачь.

                                                                       Не утонет в речке мяч».

    (бросаю в аквариум с водой мяч)

    Учитель: Почему мяч всплыл на поверхность? (ученики отвечают)

    Учитель: Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть её выталкивающей. Опустим в тот же аквариум металлический шарик. Тело утонуло, действует ли выталкивающая сила в этом случае? (ученики отвечают: на оба шарика  действует выталкивающая сила, но она разная по числовому значению, поэтому один шарик находится на поверхности воды, а второй наполовину погружён в воду)

    Учитель: (слайд 11 – высказывание)

                    «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,

                      рождённых только воображением»

                                                               М.В.Ломоносов

    Учитель: Проведём опыт (учитель демонстрирует опыт) (слайд - опыт) :

    Опыт:  К пружине подвешивают небольшое ведёрко и тело цилиндрической формы. Растяжение пружины отмечается стрелками на штативе. Она показывает вес тела в воздухе. Приподняв тело, под него подставляем отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести, действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости. Если в ведёрко вылить жидкость из стакана (т.е. ту, которую вытеснило тело), то указатель пружины возвратиться к своему начальному положению.

    Учитель: Из этого опыта мы видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.

    (слайд 12  – мультфильм 3)

    Учитель: Теперь сформулируем закон Архимеда  (работа с учебником)

    Откроем учебник на стр.147 и найдём формулировку закона Архимеда.

    (слайд 13 – формулировка закона Архимеда):

    На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погружённой части тела. (ребята записывают в тетрадь формулировку закона)

    Учитель: Силу, выталкивающую погружённое в жидкость тело, Fвыт называют так же архимедовой силой  FА. (слайд –  Fвыт = FА )

    Fвыт = FА    

    (ребята записывают в тетрадь)

    Физкультминутка

    (слайд 14)

    Учитель: А теперь вам предстоит выяснить, от каких величин зависит архимедова сила.

    Работа в группах (по 4 ученика, две соседние парты на ряду объединяются)

    (Слайд 15 – эксперимент)

    Учитель: Проведём работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос эксперимента. Выберите капитана группы, распределите роли в своих группах.

    А перед началом выполнения заданий хочу вам напомнить технику безопасности на уроке физики при работе со стеклянными приборами.

    Задание первой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.

    Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема  и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= _____ Н

    3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде.      Р2=_____Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.

    Р1 - Р2=_____Н

    2 ученик: Определить  вес медного цилиндра в воздухе.           Р3=_____Н

    3 ученик: Определить  вес медного цилиндра в воде.                 Р4=_____Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на медный цилиндр.          

    Р3 -  Р4 =______Н      

    1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.

    Вывод:  архимедова сила   …………………………………от плотности тела.

    Задание второй группе

    Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.

    Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес большого цилиндра в воздухе.     Р1=_____Н

    3 ученик:  Определить вес большого цилиндра в воде.          Р2=_____Н    

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на большой цилиндр.

    Р1 –Р2=______Н

    2 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воздухе.     Р3=______Н

    3 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воде.          Р4=______Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на маленький цилиндр.

    Р3 –Р4= ______Н

    1 ученик: Сделать  вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.

    Вывод: архимедова сила   …………………………………от объема тела.

    Задание третьей  группе

    Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной  водой и соленой водой, шар.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес шара в воздухе.                          Р1= ______Н

    3 ученик: Определить вес шара в пресной воде.                Р2=______Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на шар в пресной воде.  

    Р1 – Р2 =______Н                                                                                  

    2 ученик: Определить вес  шара в воздухе.           Р1=______Н

    3 ученик: Определи вес шара в соленой воде.  Р3=______Н

    4 ученик: Найди  архимедову силу, действующую на шар  в соленой воде.  

    Р1- Р2 =______Н                                                                              

    1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

    Вывод:  архимедова сила   …………………………………от плотности жидкости.

    Задание четвертой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.

    Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой,  алюминиевый цилиндр.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2ученик: Определить  вес алюминиевого цилиндра в воздухе.      Р1=______Н

    3 ученик: Определить  вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см. Р2=____Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.

                 Р1 – Р2 =______Н

    2 ученик: Определить вес  алюминиевого цилиндра в воздухе.    Р1 =_____ Н

    3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см. Р3=___Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.

               Р1 – Р3 =_____Н  

    1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

    Вывод: архимедова сила   …………………………………от глубины погружения тела.

    Задание пятой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуд  с водой,  кусочек пластилина.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе.          Р1=_____ Н

    3 ученик: Определить вес пластилина воде.                   Р2 =_____ Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.

    Р1 – Р2 = _____Н

    2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе.        Р3= ______Н

    3 ученик: Определить вес пластилина воде.                 Р4=_____Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.  

    Р3 - Р4=______Н

    1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

    Вывод:   архимедова сила   …………………………………от формы  тела.

    Задание шестой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от

    объёма погружённой части.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуд  с водой,  алюминиевый цилиндр.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе.          Р1=_____ Н

    3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес.

    Р2 =_____ Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.

    Р1 – Р2 = _____Н

    3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.    

    Р3 =_____ Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.  

    Р1 – Р3=______Н

    1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

    Вывод:  архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части  

    После получения результатов представители от каждой  группы  выходят к доске и свои выводы крепят с помощью магнитов на доску к заранее приготовленной схеме.

    (слайд 16 схема зависимости)

    Архимедова сила

    не зависит от:

    зависит от:

    1) формы тела

    2) плотности тела

    3) глубины погружения

    1) объема тела

    2) плотности жидкости

    3) объёма погружённой части

         

     Учитель: Молодцы! А теперь после выяснения, от чего же зависит архимедова сила, мы с вами выведем формулу для расчёта этой силы.

    Закон Архимеда гласит: Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, равна весу жидкости в объёме этого тела, т.е.

    Fвыт = FА = Рж = mж g = ρж VТ g

                              FА = ρж VТ g  

    (слайд 17 – формула) –

                                                                                   ребята записываю в тетрадь

    (слайд 18 – производные формулы)

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\27653_html_1b753f7a.jpg

         ρж =                              VТ =                            g =       

    Применение: 1. Плавание судов;

                            2. Водолазы;

                            3. Рыбы и все морские жители;

                            4. Воздухоплавание;

                            5. Птицы

    1. Первичное закрепление нового материала

     Учитель: Решим качественную задачу 1 :

    Корабль из устья Волги переходит в Каспийское море. Как изменится при этом выталкивающая сила, действующая на корабль? (она увеличится, т.к. плотность пресной воды в реке Волга 1000 кг/м3, а в Каспийском море – 1030 кг/м3)

    Учитель: Решим задачу 2: 

    (слайд 19, 20 – условие задачи)

    Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м3 .

    Дано:                        Решение:

    VТ = 1,6 м3                         FА = ρж VТ g   

    g = 9,8 Н/кг               FА = 9,8 Н/кг 1030 кг/м3 1,6 м3 = 16480 Н ≈ 16,5 кН.

    ρж = 1030 кг/м3               Ответ: FА = 16,5 кН

    FА - ?

    (слайд – 21 – тест)

    Задача 3: На болт, погруженный в машинное масло, действует выталкивающая сила  FА = 18 мН. Определите объем болта. (плотность машинного масла – 900 кг/м3)

    Дано:                   Решение:

    FА = 18 мН

    ρж = 900 кг/м3               VТ =           VТ =

    g = 9,8 Н/кг

    VТ  - ?

    Тест ________________________________________________________

    Вопрос

     

    Варианты ответов

    Ответ

    1

    На какое тело действует большая архимедова сила?

    http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7319.jpg

    А) На первое
    Б) На второе
    В) На оба тела одинаковая

    2

    На какое тело действует меньшая выталкивающая сила?

    http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7320.jpg

    А) На третье
    Б) На второе
    В) На первое

    3

    На какое тело действует большая архимедова сила?

    http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7321.jpg

    А) На первое
    Б) На второе
    В) На третье

    4

    К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?

    (плотность воды – 1000 кг/м3,

    плотность спирта – 800 кг/м3)

    А)Перевесит цилиндр в спирте
    Б)Перевесит цилиндр в воде
    В) Не нарушится

    5

    Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3

    А) 10Н
    Б) 100Н
    В) 1000Н

    6

    Архимедова сила определяется формулой:

    А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVТ g

    В) FА = ρV g   

    Учитель: А теперь обменяйтесь своими тестами и сделаем взаимопроверку.

    (слайд 22 – взаимопроверка)

    Домашнее задание

    (слайд – 23 домашнее задание)

                                                 

    § 51 с.146

    1. кто любит читать – с.150
    2. кто  не любит считать – упр.26 (2)
    3. кто любит считать – упр.26 (4)
    4. кто любит творчество – упр.26 (5)
    5. кто любит экспериментировать – упр.26 (6)

    Рефлексия

     Учитель: Наше путешествие подходит к завершению. Нам нужно возвращаться обратно, в наш 21 век. Итак, …. (включаю зеркало). Благодаря методу исследования вы совершили научное открытие. Вы по-другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем в жизни. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному, и сегодня мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

    (Слайд 24 – рефлексия)

    Оцени работу:

    1. Что вы узнали нового на уроке?
    2. Для меня это важно и интересно…
    3. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
    4. Для меня было не достаточно…
    5. Моя оценка атмосферы урока…

    Итог урока: Итак,

    1. С какой силой мы сегодня познакомились на уроке? (Архимедовой)
    2. Какова формула для расчёта этой силы? (FА = ρжVТ g)
    3. От каких величин она зависит? (плотности жидкости , объёма тела)

    - Сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока, и наше путешествие ему совсем не понравилось.

    Сделайте два хлопка те, кто понял частично.

    Похлопайте те, кто хорошо понял тему.

    - А я аплодирую всем вам, потому что мне с вами было интересно сегодня работать.

    Спасибо за работу на уроке!

    слайд 25

    Мне сегодня было очень приятно с вами работать.

    Опыт: яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему? Об этом вы узнаете на следующем уроке!

    Урок окончен! До свидания!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    18.02.2016 г.Сиракуза

    Слайд 2

    18.02.2016

    Слайд 3

    18.02.2016 «Сперва собрать факты и только после этого связать их мыслью» Аристотель

    Слайд 4

    18.02.2016 КРОССВОРД Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» Каким прибором измеряют силу

    Слайд 5

    18.02.2016 КРОССВОРД 3 . Куда направлена выталкивающая сила? 4. Наука о природе 5. Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты

    Слайд 6

    18.02.2016 КРОССВОРД 6. Какая сила действует на опору или подвес? 7. А ну-ка быстро посмотри, И разреши сомненья Скажи нам, как узнать внутри У жидкости …

    Слайд 7

    18.02.2016 Архимед 287 – 212 г до н.э.

    Слайд 8

    18.02.2016

    Слайд 9

    18.02.2016 Тема урока: Закон Архимеда Цель: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения на практике

    Слайд 10

    18.02.2016 Задачи: Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда; Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда; Научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы А рхимеда

    Слайд 11

    18.02.2016 «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением» М.В.Ломоносов

    Слайд 12

    18.02.2016

    Слайд 13

    18.02.2016 Закон Архимеда На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погружённой части тела F выт = F А F выт = F А F выт = F А

    Слайд 14

    18.02.2016

    Слайд 15

    18.02.2016 Эксперимент

    Слайд 16

    18.02.2016 Архимедова сила зависит НЕ зависит Объёма тела 1 . Ф ормы тела Плотности жидкости 2. П лотности тела Объёма погруженной части 3. Глубины погружения

    Слайд 17

    18.02.2016 ФОРМУЛА F выт = F А = Р ж = m ж g = ρ ж V т g F А = ρ ж V т g

    Слайд 18

    18.02.2016 ρ ж = F А / V т g V т = F А / ρ ж g g = F А / ρ ж V т

    Слайд 19

    18.02.2016 Задача: Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м 3 . Дано: Решение: V Т = 1,6 м 3 g = 9,8 Н/кг ρ ж = 1030 кг/м 3 F А −?

    Слайд 20

    18.02.2016 Задача: Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м 3 . Дано: Решение: V Т = 1,6 м 3 F А = ρ ж V Т g g = 9,8 Н/кг F А = 9,8 Н/кг ∙ 1030 кг/м 3 ∙ 1,6 м 3 = 16480 Н ≈ ρ ж = 1030 кг/м 3 ≈ 16,5 кН F А − ? Ответ: F А = 16,5 кН

    Слайд 21

    18.02.2016 Т Е С Т

    Слайд 22

    18.02.2016 Т Е С Т ОТВЕТЫ: Б А А А А Б

    Слайд 23

    18.02.2016 Домашнее задание § 51 с.146 кто любит читать – с.150 кто не любит считать – упр.26 (2) кто любит считать – упр.26 (4) кто любит творчество – упр.26 (5) кто любит экспериментировать – упр.26 (6)

    Слайд 24

    18.02.2016 Оцени работу: 1. Что вы узнали нового на уроке? 2. Для меня это важно и интересно … 3. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке? 4. Для меня было не достаточно … 5. Моя оценка атмосферы урока …

    Слайд 25

    18.02.2016 Спасибо за работу на уроке! До свидания!



    Предварительный просмотр:

    Оцени работу:

    1. Что вы узнали нового на уроке?

    1. Для меня это важно и интересно…

    1. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?

    1. Для меня было не достаточно…

    1. Моя оценка атмосферы урока…

    Оцени работу:

    1. Что вы узнали нового на уроке?

    1. Для меня это важно и интересно…

    1. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?

    1. Для меня было не достаточно…

    1. Моя оценка атмосферы урока…

            

    Оцени работу:

    1. Что вы узнали нового на уроке?

    1. Для меня это важно и интересно…

    1. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?

    1. Для меня было не достаточно…

    1. Моя оценка атмосферы урока…

    Оцени работу:

    1. Что вы узнали нового на уроке?

    1. Для меня это важно и интересно…

    1. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?

    1. Для меня было не достаточно…

    1. Моя оценка атмосферы урока…



    Предварительный просмотр:

    ЗАВИСИТ  ОТ

    НЕ ЗАВИСИТ ОТ

    формы тела

    объёма тела

    плотности тела

    плотности жидкости

    глубины погружения

    объёма погружённой части



    Предварительный просмотр:

    Тест ________________________________________________________

    Вопрос

     

    Варианты ответов

    Ответ

    1

    На какое тело действует большая архимедова сила?

    http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7319.jpg

    А) На первое
    Б) На второе
    В) На оба тела одинаковая

    2

    На какое тело действует меньшая выталкивающая сила?

    http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7320.jpg

    А) На третье
    Б) На второе
    В) На первое

    3

    На какое тело действует большая архимедова сила?

    http://festival.1september.ru/articles/617182/Image7321.jpg

    А) На первое
    Б) На второе
    В) На третье

    4

    К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?

    (плотность воды – 1000 кг/м3,

    плотность спирта – 800 кг/м3)

    А)Перевесит цилиндр в спирте
    Б)Перевесит цилиндр в воде
    В) Не нарушится

    5

    Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3

    А) 10Н
    Б) 100Н
    В) 1000Н

    6

    Архимедова сила определяется формулой:

    А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVТ g

    В) FА = ρV g   



    Предварительный просмотр:

    Задание первой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.

    Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема  и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= _____ Н

    3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде.      Р2=_____Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.

    Р1 - Р2=_____Н

    2 ученик: Определить  вес медного цилиндра в воздухе.           Р3=_____Н

    3 ученик: Определить  вес медного цилиндра в воде.                 Р4=_____Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на медный цилиндр.          

    Р3 -  Р4 =______Н      

    1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.

    Вывод:  архимедова сила   …………………………………от плотности тела.

    Задание второй группе

    Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.

    Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес большого цилиндра в воздухе.     Р1=_____Н

    3 ученик:  Определить вес большого цилиндра в воде.          Р2=_____Н    

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на большой цилиндр.

    Р1 –Р2=______Н

    2 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воздухе.     Р3=______Н

    3 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воде.          Р4=______Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на маленький цилиндр.

    Р3 –Р4= ______Н

    1 ученик: Сделать  вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.

    Вывод: архимедова сила   …………………………………от объема тела.

    Задание третьей  группе

    Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной  водой и соленой водой, шар.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес шара в воздухе.                          Р1= ______Н

    3 ученик: Определить вес шара в пресной воде.                Р2=______Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на шар в пресной воде.  

    Р1 – Р2 =______Н                                                                                  

    2 ученик: Определить вес  шара в воздухе.           Р1=______Н

    3 ученик: Определи вес шара в соленой воде.  Р3=______Н

    4 ученик: Найди  архимедову силу, действующую на шар  в соленой воде.  

    Р1- Р2 =______Н                                                                              

    1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

    Вывод:  архимедова сила   …………………………………от плотности жидкости.

    Задание четвертой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.

    Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой,  алюминиевый цилиндр.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2ученик: Определить  вес алюминиевого цилиндра в воздухе.      Р1=______Н

    3 ученик: Определить  вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см. Р2=____Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.

                 Р1 – Р2 =______Н

    2 ученик: Определить вес  алюминиевого цилиндра в воздухе.    Р1 =_____ Н

    3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см. Р3=___Н

    4 ученик: Найти  архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.

               Р1 – Р3 =_____Н  

    1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

    Вывод: архимедова сила   …………………………………от глубины погружения тела.

    Задание пятой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуд  с водой,  кусочек пластилина.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе.          Р1=_____ Н

    3 ученик: Определить вес пластилина воде.                   Р2 =_____ Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.

    Р1 – Р2 = _____Н

    2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе.        Р3= ______Н

    3 ученик: Определить вес пластилина воде.                 Р4=_____Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.  

    Р3 - Р4=______Н

    1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

    Вывод:   архимедова сила   …………………………………от формы  тела.

    Задание шестой группе

    Определите зависимость архимедовой силы от

    объёма погружённой части.

    Оборудование: динамометр, нить, сосуд  с водой,  алюминиевый цилиндр.

    1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.

    2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе.          Р1=_____ Н

    3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес.

    Р2 =_____ Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.

    Р1 – Р2 = _____Н

    3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.    

    Р3 =_____ Н

    4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.  

    Р1 – Р3=______Н

    1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

    Вывод:  архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части  



    Предварительный просмотр:

    Харченко Н.И.

    учитель физики, МКОУ «Больше – Желтоуховская

    средняя общеобразовательная школа»

    Самоанализ открытого урока физики, проведенного 18 февраля 2015 года

    Тема урока: Закон Архимеда

    Тип урока: «открытие» нового знания (или урок изучения нового материала), с применением ИКТ.

    Тема урока это один из разделов, относящихся к главе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», на изучение которой отводится 21 час учебного времени по тематическому планированию. Данный урок являлся теоретической основой для следующих уроков: решение задач по теме «Плавание тел» и  л/р «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело». На уроке осуществлялась связь с предыдущими разделами: «Измерение объёма тела», «Плотность вещества», «Сила. Вес тела», «Динамометр», «Закон Паскаля»

    Цели урока: 

    Образовательная: сформировать знания учащихся при изучении закона Архимеда, умение добывать и применять знания, формирование навыков самообразования при решении проблемных и экспериментальных задач.

    Развивающая: формирование кругозора учащихся, умение аргументировано объяснять, делать выводы из экспериментов, работать с таблицами, приводить примеры, развитие познавательного интереса активности, памяти, воли и выражения своих мыслей и эмоций.

    Воспитательная:  воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие у учащихся самостоятельности, умения работать в группах, чувства личной ответственности перед товарищами, воспитывать интерес к предмету.

    Задачи урока: 

    1. Создать условия для выявления учащимися недостаточности имеющихся знаний о действии жидкости и газа на погружённое в них тело, формулировки на этой основе проблемы и познавательных задач урока, мотивируя при этом изучение нового.
    2. Организовать наблюдение и групповое экспериментальное исследование учащихся, анализ и обобщение их результатов с целью выявления величин, от которых зависит архимедова сила.
    3. Дать определение силы Архимеда. Путем логического анализа связей между выделенными величинами вывести формулу расчета Архимедовой силы.
    4. Организовать деятельность учащихся по решению качественных и количественных задач, способствующих формированию умений по применению полученных знаний, выявлению возможностей их применения в практике, в повседневной действительности. Обеспечить разрешение проблемной ситуации путем рассуждения, приведшей к ее возникновению.
    5. На каждом этапе урока, в каждом виде учебной деятельности обеспечивать осознание учащимися выполняемой учебной задачи, вовлекать их в планирование действий по ее решению, отбор необходимых для этого средств, анализ и оценку полученных результатов.
    6. Использовать сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм организации учебной деятельности, способствующих эффективному выполнению целей урока, формированию коммуникативной компетентности учащихся.
    7. Провести первичный контроль и организовать самоконтроль усвоения учащимися изученного, оценив таким образом достижение планируемых предметных результатов.

    Ожидаемые результаты

    Предметные:

    Научиться выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу Архимеда, указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом учебника.

    Метапредметные (универсальные учебные действия):

    Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.

    Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать действия сверстников.

    Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, вносить необходимые исправления.

    Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

    Оборудование: ТСО (ПК, проектор, экран, оборудование для опыта, эксперимента); проверочные тесты; карточки к уроку.

    Реализация принципов обучения:

    На уроке были реализованы следующие принципы обучения: научности, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой), преемственности, последовательности и систематичности, сознательности и творческой активности, доступности обучения при достаточном уровне его трудности, наглядности, воспитывающего характера обучения.

    Принцип научности был реализован на основе обучения умению наблюдать явления и анализировать результаты наблюдений, проводить естественнонаучный эксперимент, вести дискуссию, аргументируя свою точку зрения, работать с учебной литературой.

    Реализация принципа фундаментальности и прикладной направленности обеспечивалась сочетанием изучения теоретических основ явлений и показом возможности применения полученных знаний в практической деятельности.

    Выполнение принципа преемственности, последовательности и систематичности обеспечивалось на уроке за счет установления взаимосвязи имеющихся и новых знаний, демонстрацией основных этапов естественнонаучного исследования: от наблюдения к эксперименту и от него к обобщению и теоретическому обоснованию установленных закономерностей.

     Сознательность и творческая активность учащихся достигалась за счет создания проблемной ситуации, постановки на ее основе проблемы и учебных задач, включения учащихся в самостоятельный поиск их решения, осознанности и целенаправленности их познавательной деятельности.

    Для реализации принципа наглядности на уроке использовались разнообразные иллюстрации на слайдах, физический эксперимент, опыт с ведерком Архимеда.

    Воспитывающий характер придавали обучению как мировоззренческая значимость изучаемых вопросов, вносящих определенный вклад в формирование представления о физической картине мира, так и методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способствующие воспитанию коллективизма, ответственности, познавательной активности.

    Ведущий метод по типу познавательной деятельности, используемый на уроке: частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно при выполнении исследовательской работы), осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.

    Я на уроке использовала следующие методы и приемы обучения: беседа, проблемное изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поискового характера, демонстрационный эксперимент, учебная дискуссия, устная и письменная работа по решению задач. Работа на уроке сопровождалась иллюстрациями с помощью М/ф «Оля, Коля и Архимед», презентации «Закон Архимеда» .

    Проблемное изложение и эвристическая беседа  с применением слайдов презентации, а также самостоятельная работа учащихся по проведению эксперимента с последующим теоретическим анализом его результатов в наибольшей мере способствовали активизации учебной деятельности и были самыми эффективными из всех использованных методов.)

    На данном занятии  использовались  технологии здоровьесбережения, развивающего обучения, основанные на использовании системно  деятельностного, личностно-ориентированного   и проблемного подходов к обучению, развития критического мышления, а также компьютерные технологии.

    Организация учебной работы на уроке:

    Организация учебной деятельности на уроке строилась в соответствии с логикой проблемного подхода и структурой основных компонентов учебной деятельности: мотивация на основе создания проблемной ситуации → постановка проблемы и учебных задач → отбор доступных средств решения поставленной проблемы на основе актуализации опорных знаний → выполнение учебных действий направленных на поиск решения поставленных задач → выдвижение гипотез на основе анализа результатов наблюдений и эксперимента и их обоснование и обобщение → формулировка выводов → выявление возможностей применения установленных закономерностей → разрешение проблемной ситуации → контроль и оценка полученных результатов → рефлексия. Осознанность и целенаправленность учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечивалось постановкой учебных задач на каждом этапе, в каждом виде работы на уроке. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока.

    На уроке сочетались разные формы организации учебной работы. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся. Использовались здоровье сберегающие технологии.

    Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая. Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

    (Моя речь  была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной).

    Система работы учащихся:

    Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы

    Содержание урока: соответствует целям и задачам урока. Я заранее подготовила мультимедийную презентацию «Закон Архимеда», демонстрационный опыт, видеофрагмент из М/ф «Оля, Коля и Архимед», которые обеспечили доступность и наглядность, позволили включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по открытию новых знаний.

    Особенности организации учебной деятельности на основных этапах урока.

    1. Организационный момент, обеспечивающий внешнюю и внутреннюю (психологическую) готовность учащихся к уроку.  Оргмомент, имеющий своей целью организовать внимание учащихся, настроить  на серьезную работу, прошел быстро, организованно. Данный этап играет  очень  серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется  умение себя  мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться.

    Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

    2. Актуализация знаний и постановка учебных задач.

    Цель этапа: подготовка и включение учащихся в познавательную деятельность,  оценка степени их готовности к ней.

    Для достижения цели на данном этапе были выполнены следующие задачи:

    1)        проверка усвоения предыдущего материала (фронтальный опрос, кроссворд);

    2)        мотивация изучения нового (создание проблемной ситуации на основе постановки проблемной задачи), выявление проблем (установление недостатка имеющихся знаний) и постановка познавательных задач (в результате анализа проблемной ситуации была выявлена и сформулирована проблема, что послужило основой самостоятельной формулировки темы, цели и задач урока);

    3)         планирование действий по решению познавательных задач, актуализация опорных знаний и способов действия (фронтальная работа сопровождаемая презентацией).

    3. Формирование новых знаний и способов действия

    Целью данного этапа являлось раскрытие сущности нового понятия, выявление закономерностей, получение формулы, обеспечение восприятия и осмысления новой информации.

    Задачи этого этапа: организация учебных действий школьников, направленных на изучение новой информации, необходимой для выполнения поставленных познавательных задач, решения проблемы; осуществление действий по осмыслению и усвоению новой информации.

    На данном этапе было организовано совместное исследование проблемы:  на основе наблюдений, анализа предложенных для рассмотрения примеров учащиеся выдвигают гипотезы, делают разные предположения. Полученные результаты анализируют, обобщают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания, осуществляют рефлексию своих действий.

    4. Подготовка к формированию нового понятия осуществлялось  в ходе экспериментального поиска решения поставленной проблемы. Учащиеся проводят коллективное исследование (групповая работа), устанавливают зависимость силы Архимеда от плотности жидкости, объёма тела, объёма тела, погружённого в жидкость.. Дальнейший логический анализ взаимосвязей между величинами, позволил вывести формулу для силы Архимеда.  Участвуя в дискуссии, обсуждая различные точки зрения, учащиеся выделяют главное, формулируют выводы, выполняя учебную цель и задачи, открывая новые знания.

    5. Осмысление и первичное закрепление нового знания осуществлялось при решении расчётной  и  качественной задач. На этом этапе переосмысливаются старые знания, устанавливаются их взаимосвязи с новым, определяется место нового знания в формируемом представлении учащихся о физической картине мира и его роль в практике, повседневной деятельности. Участвуя в этой работе школьники учатся формулировать собственное мнение и позицию, приводят примеры, доказательства, аргументы. Осуществляют самоконтроль.

    4. Применение знаний, формирование умений и навыков.

    Цель этапа: выявление возможностей применения вновь усвоенной информации, разрешение проблемной ситуации, усвоение способов действия по решению новых типов задач, овладение их применением в различных ситуациях.

    На этом этапе разрешение проблемной ситуации осуществляется через возвращение к исходной задаче и ее решение на основе полученных знаний, недостаток которых был установлен на первом этапе.

    5. Контроль и рефлексия результатов учебной деятельности и способов ее осуществления. Цель этапа: оценка результатов и способов выполнения познавательных задач. Задачи этапа: контроль и самоконтроль достижения предметных результатов; оценка и самооценка достижения метапредметных результатов; осознание сущности и оценка эффективности способов осуществления познавательной деятельности.

     6. Контроль на завершающем этапе урока осуществлялся посредством выполнения самостоятельной работы (тестирование) с последующей взаимопроверкой. Это позволило не только оценить степень усвоения темы учащимися, но и создать условия для их самооценки и планирования ими дальнейших познавательных задач. При подведении итога урока была поставлена проблема следующего урока, что мотивировало учащихся на дальнейшее изучение данной темы.

    7. Рефлексия была направлена на соотнесение цели и задач урока с его результатами, формирование у учащихся способности к анализу не только предметных результатов (знаю – не знаю, умею – не умею), но и способов их достижения, к оценке того, как проведенный урок способствовал изменению каждого ученика, овладению им эффективными способами познавательной деятельности. Обучающиеся оценили свои возможности в достижении цели учебной деятельности, соотнесли поставленные цели с результатом и способом его достижения. Это способствовало осознанию значения полученных знаний, формированию собственной нравственной позиции.

    В конце урока  было дано дифференцированное домашнее задание.

    Общие результаты урока. 

    Урок способствовал формированию знаний о действии жидкости и газа на погружённое в них тело,  умения применять знания для расчета  силы Архимеда, представлений о возможностях практического использования полученной информации. У учащихся закрепились умения решать задачи, применяя полученную формулу, формировалось умение пользоваться таблицей плотности различных веществ. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся, готовности их к самостоятельному решению познавательных задач, к исследовательской деятельности. На уроке широко использовались как эмпирические, так и теоретические методы познания, что способствовало овладению ими учащимися, их интеллектуальному развитию. При изучении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по математике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую; знания по истории – о Древней Греции, царе Гиероне. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

    В качестве результата учебного занятия можно рассматривать следующее: отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся, сочетание различных форм организации учебной деятельности на всех этапах урока способствовали достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

    Обучающиеся в течение всего занятия демонстрировали активность, высокую мотивацию, организованность. Высокий темп урока позволил рационально расходовать учебное время, сделать урок плотным, содержательным, мобильным, интересным. Ценным для обучающихся явилась яркая практическая направленность урока. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися, стала показателем качества усвоения учебного материала, повышения информационного кругозора и культуры, совершенствования навыков проведения экспериментального исследования.

    Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе хороший (учащиеся ответственно отнеслись к заданиям, проявили интерес при выполнении исследовательской работы).

    У учащихся в процессе урока формировались различные виды УУД.
    Считаю, что осуществляемый  на  всех  этапах  урока  контроль  и  рефлексия  показали,  что  урок цели  достиг
    .



    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»

    Выполнил учитель физики МКОУ «Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа» Харченко Наталья Ивановна

    Тип урока: открытие нового знания.

    Цели урока (планируемые результаты):

    Предметные: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, вывести формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения закона на практике.

     Метапредметные.

    Регулятивные: формировать умения: самостоятельно формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, осуществлять самоконтроль, самооценку, рефлексию способов и условий познавательных действий.

    Познавательные: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, используя для этого необходимые приемы мышления; умения обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям. Приобретение опыта по осуществлению основных этапов самостоятельной поисковой познавательной деятельности.

    Коммуникативные: развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися класса, работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение, учитывать мнения других и вести дискуссию, развивать навыки грамотной речи.

    Личностные:  формировать действие смыслообразования (установление связей между целями и мотивами), готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, учебник, штатив, динамометр, стакан, отливной сосуд, ведёрко Архимеда, металлические цилиндры, нить, пружина, портрет Архимеда, плакат по технике безопасности при работе со стеклянной посудой.

    п/п

    Структура урока (содержание и виды учебной работы)

    Деятельность учителя: вопросы, задания, комментарии, выводы.

    Характеристика деятельности учащихся

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные  (универсальные учебные действия)

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1. Актуализация знаний.

    1.1.

    Мобилизующее начало урока, сообщение о том, что на этом уроке будет продолжена работа по теме «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело» и рассмотрена еще одна сила, действующая на тело в жидкости или газе.

    Фронтальная: настраиваются на работу, получают ориентировку о предстоящей работе на уроке.

    .

    Ориентировка в предстоящей учебной деятельности, подготовка к принятию учебных задач.

    1.2.

    Решение кроссворда с целью актуализации знаний о понятиях, связанных с поставленной проблемой и терминах, их обозначающих 

    Кроссворд: Древнегреческий учёный, чьё имя лежит в основе закона о действии жидкости и газа на погружённое в них тело.  Вспомним некоторые понятия по этой теме, решив кроссворд. (приложение 1)

    Фронтальная: Слушают учителя и отвечают  на вопросы кроссворда.

    Актуализированы знания по теме «Давление»

    Умение определять понятия,  создавать обобщения

    устанавливать причинно-следственные связи.

    Приобретение опыта осуществления 1 этапа поисковой познавательной деятельности.

    Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли.

    1.3.

    Представление описания новой ситуации о действии жидкости или газа на погружённое в них тело, с целью создания проблемной ситуации. 

    Рассмотреть легенду о золотой короне. Что нужно сделать, чтобы доказать, из чистого ли она золота?

    Какое открытие способствовало корректно ответить на проблемный вопрос урока?

    Фронтальная: Слушают сообщение учителя, анализируют представленную ситуацию, (Учащиеся предлагают опустить корону в воду и рассмотреть изменение уровня воды до  и после)

    Установление недостатка имеющихся знаний о действии жидкости  и газа на погружённое в них тело.

    Умение анализировать проблемную ситуацию, устанавливать недостаток имеющихся знаний. Приобретение опыта осуществления 2 этапа поисковой познавательной деятельности.

    Умение вы сказывать свою точку зрения, её обосновать, приводя аргументы, учитывать мнение партнера. Оформление своих мыслей в устной речи.

    Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    1.4.

    Обсуждение и анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы, познавательной задачи, темы и цели урока.

    Как сформулировать вопрос, ответ на который нужно найти, чтобы преодолеть возникшее затруднение?

    Почему, по вашему мнению, важно найти ответ на этот вопрос?

    Каких знаний нам не хватает?

    Как бы вы сформулировали тему и  цель сегодняшнего урока?

    Формулируют познавательную задачу, тему и цель урока

    Постановка цели урока: познакомиться с ещё одной силой, действующей на тело, погружённое в жидкость или газ.

    Определение  задач: определить величины, от которых зависит сила Архимеда; получить формулу для расчёта силы Архимеда; научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы Архимеда.

    Умение вычленять проблемы. Приобретение опыта осуществления 3 этапа поисковой познавательной деятельности.

    2. Формирование новых знаний и способов действия.

    2.1.

    Демонстрация опыта с ведёркой Архимеда с целью получения эмпирического материала, необходимого для дальнейшего анализа и выявления основных характеристик изучаемого явления.  

    Демонстрация действия выталкивающей силы на тело цилиндрической формы, подвешенного к пружине с последующем опускании его в отливной сосуд, с целью иллюстрации выливания из отливного сосуда в стакан части жидкости, объём которой равен объёму тела. Анализ увиденного, постановка вопросов, ответ на которые нужно получить для объяснения рассматриваемого явления:

    -Что происходит?

    -Какие силы действуют на цилиндр в воздухе и воде?

    -Что произойдёт, если в ведёрко вылить жидкость из стакана, т.е ту, которое вытеснило тело?

    -Почему так произошло?

    -Что заметил Архимед?

    -Какое открытие сделал Архимед, которое в дальнейшем приобрело статус закона?

    Фронтальная: наблюдают демонстрацию, описывают и анализируют увиденное явление, под руководством учителя формулируют вопросы, ответы на которые нужно получить.

    Продолжение изучения действия жидкости и газа на погружённое в них тело. Знакомство с законом Архимеда, составление плана его изучения, путем постановки вопросов, ответы на которые нужно найти.

    Умение анализировать, планировать действия по поиску решения проблемы. Приобретение опыта осуществления 3 этапа поисковой познавательной деятельности: Выделение зоны поиска решения проблемы, определение необходимых средств, дополнительной информации.

    Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение устной речью

    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

    2.2.

    Обсуждение демонстрационного опыта, формулировка выводов.

       

                       

    Фронтальная

    Формирование понятия выталкивающая сила или сила Архимеда, формулировка закона.

    Приобретение опыта осуществления 4 и 5  этапа поисковой познавательной деятельности:

    Выдвижение гипотез о возможном решении проблемы на основе анализа имеющейся информации, связей и отношений между известным и неизвестным; Реализация гипотезы, ее проверка, вычленение и решение подпроблем.

    Аргументация своей точки зрения.

    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

    2.3.

    Работа с текстом учебника с целью нахождения главной цели урока: формулировка закона Архимеда.

    Учащимся предлагается найти в тексте параграфа формулировку закона Архимеда, записать в тетрадь и её краткое обозначение.

    Индивидуальная: изучают текст учебника и

    записывают в тетради формулировку  закона Архимеда, её краткое обозначение.

    Умение работать с текстом учебника, находить главное и важное, отвечать конкретно на поставленный вопрос.

    Изучено условное обозначения силы Архимеда: FА.

     

    Умение работать с печатными источниками информации, смысловое чтение.

    Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    2.4

    Самостоятельная  работа по группам, с целью определения зависимости архимедовой силы от других физических величин.

    Групповая:  Работа в группах

    Первая группа - зависимость Арх.с. от плотности тела;

    Вторая группа – от объёма тела;

    Третья группа – от плотности жидкости;

    Четвёртая группа – от глубины погружения;

    Пятая группа – от формы тела;

    Шестая группа – от объёма погружённой части.

    Работают  по карточкам, совещаются с партнером, выдвигают и обсуждают гипотезы о возможных ответах на вопросы.

    Индивидуальная: читают задания карточки, совещаются с партнером, выполняют задания по плану, делают вывод о своей работе (зависимости или не зависимости Архимедовой силы от других физических величин).

    Осмысление информации о содержании закона Архимеда, усвоение действий по его применению.

    Умение наблюдать, выделять существенные характеристики объекта, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение применять полученные знания о  зависимости (не зависимости) Архимедовой силы для вывода расчётной формулы и дальнейшего решения учебных задач. Приобретение опыта осуществления 6 этапа поисковой познавательной деятельности: оценки полученных результатов и возможности их применения.

    Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение, учитывать мнения других.

    Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

    2.5.

    Обсуждение итогов работы, формулировка выводов.

    Учащимся предлагается сообщить всем, какую задачу они решали и как, по их мнению, нужно ответить на поставленный вопрос. К обсуждению привлекаются все.

    Фронтальная: Сообщают полученный ответ на поставленные вопросы.

    Формулировка выводов по поставленным вопросам.

    Аргументация точки зрения, выработанной в группе.

    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

    2.6.

    Обобщающая беседа, подведение итога второго этапа урока. Вывод формулы.

    Обобщаются итоги проведенной работы, формулируется вывод формулы для расчёта силы Архимеда, с учётом зависимости её от других величин.

    Фронтальная: Отвечают на вопросы учителя. Анализируют последовательность рассуждений.

    Обобщение и систематизация изученной информации, проверка правильности понимания.

    Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    Развитие способности к обобщению и формулировке выводов.

    Приобретение опыта осуществления 7 этапа поисковой познавательной деятельности: оценки полученных результатов и возможности их применения.

    Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

    Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли.

    Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

    3. Применение знаний, формирование умений

    3.1.

    Работа по решению простейших задач с целью обучения применению полученных знаний в данной ситуации.

    Обсуждение результатов решения.

    Учащимся предлагается решить задачу: Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м3.

    Фронтальная: анализируют условие задач, обсуждают возможные подходы к решению, реализуют и оценивают их, формулируют выводы.

    Формирование умений по решению задач на использование формулы для нахождения силы Архимеда.

    Умения переносить имеющиеся знания в конкретную ситуацию.

    Умения рассуждать и анализировать для получения алгоритма решения учебных задач.

    Участие в коллективном обсуждении проблем, продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение аргументировать своё мнение, учитывать мнения других и вести дискуссию, развивать навыки грамотной аргументированной речи.

    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3.2.

    Выполнение теста с целью контроля усвоения и первичного применения полученных знаний для решения физических задач.

    Задания теста даны в приложении 2.

    Индивидуальная: выполняют тестовое задание с последующей взаимопроверкой.

    Умения применять имеющиеся знания и умения для решения физических задач, проверка правильности понимания.

    Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, используя для этого необходимые приемы мышления.

    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

    IV.  Контроль и рефлексия результатов учебной деятельности и способов ее осуществления

    4.1.

    Постановка домашнего задания.

       К следующему уроку необходимо знать Обязательный уровень: § 51, с.146; повышенный уровень: упр.26 (№4); творческое задание: упр.26 (5)             

    Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

    Обобщение результатов изучения новой темы

    Развитие способности к обобщению и формулировке выводов.

    Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме

    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

    4.2

    Подведение итога урока. Рефлексия процесса и результатов познавательной деятельности.

    Что нового узнали, чему научились?

    Какой опыт познавательной деятельности приобрели, как он может пригодиться в дальнейшем?

    Что было трудно и как с этими трудностями справились?

    Фронтальная, индивидуальная: Отвечая на вопросы учителя проводят самоанализ и самооценку процесса и результатов познавательной деятельности.

    Выводы о результатах и способах решения познавательных задач

    Осознание сущности основных этапов поисковой познавательной деятельности, от постановки проблемы и познавательной задачи, до получения ее решения и овладения возможностями применения полученного результата.

    Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

    Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    Приложение  1

    1. Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
    2. Каким прибором измеряют силу (динамометр)
    3. Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
    4. Наука о природе (физика)
    5. Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
    6. Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
    7. А ну-ка быстро посмотри,

    И разреши сомненья

    Скажи нам, как узнать внутри у жидкости…(давление)

    Приложение 2                                                                                                                     Тест

    Вопрос

     

    Варианты ответов

    Ответ

    1

    На какое тело действует большая архимедова сила?

    А) На первое
    Б) На второе
    В) На оба тела одинаковая

    2

    На какое тело действует меньшая выталкивающая сила?

    А) На третье
    Б) На второе
    В) На первое

    3

    На какое тело действует большая архимедова сила?

    А) На первое
    Б) На второе
    В) На третье

    4

    К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?

    (плотность воды – 1000 кг/м3,

    плотность спирта – 800 кг/м3)

    А)Перевесит цилиндр в спирте
    Б)Перевесит цилиндр в воде
    В) Не нарушится

    5

    Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3

    А) 10Н
    Б) 100Н
    В) 1000Н

    6

    Архимедова сила определяется формулой:

    А) FА = ρтVж g

    Б) FА = ρжVт g

    В) FА = ρV g  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

    "Координатная плоскость" Математика 6 класс (технологическая карта и презентация к уроку)

    Материал данного урока поможет учителям математики сэкономить время для подготовки к  уроку по теме: "Координатная плоскость" 6 класс....

    Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

    Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...

    Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...

    Простое осложненное предложение, урок систематизации знаний в 7 классе (технологическая карта+презентация)

    Урок в 7 классе по УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова с применением ИКТ: электронной презентации и электронного тренажера «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014...

    Технологическая карта, презентация "Математическая модель", 5 класс

    Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Математическая модель" (авторы учебника И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович), презентация, раздаточный материал....