физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Комлык Екатерина Ларионовна

физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_sila_arhimeda.docx107.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

муниципального образования Тимашевский район

Краснодарского края

Класс 7. Урок по теме: «Сила Архимеда»

Автор: Комлык Екатерина Ларионовна

Учитель физики

МБОУ СОШ № 18 имени

Суворова Александра Васильевича

г. Тимашевск

2021 г.

Класс 7. Урок по теме: «Сила Архимеда»

Тип урока: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку.

Оборудование: УМК «Дрофы»  «Физика7» под редакцией  А.В. Перышкина,  интерактивный программно-аппаратный комплекс, на каждой парте заготовленные карточки – настроения, таблицы обработки результатов экспериментов, задания - упражнения для самостоятельной работы. На столе учителя лежат заготовленные распечатки таблиц с результатами экспериментов (для проверки).

Цели урока:

образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;
  лабораторным путем выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;
 сформировать умения объяснять причинно-следственные связи проявления выталкивающей силы. У
становить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел;

деятельностная цель: формировать у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

воспитательная: формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;

  развивающая: развить интерес к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой,  литературой и историей;
   в ходе выполнения практических заданий,  развить творческие способности учащихся;

    продолжать формировать умение проводить опыты и делать выводы; развивать умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать

Методы организации работы: словесные методы (эвристическая беседа, чтение), наглядные (демонстрация презентации), проблемно-поисковый,  

метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод), метод обучающей игры, поисково-проблемный метод.

Формы организации работы: групповая, парная, коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты:

личностные:

  • повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

метапредметные:

  • формирование  умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников), высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
  • применять полученные знания в повседневной жизни.

предметные:

  • знание силы Архимеда;
  • дать возможность научиться выяснять условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;
  • показать применение формулы силы Архимеда для решения учебных задач.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые   УУД  

Организационный момент.

Создать благоприятный настрой на работу.

На доске записана дата и закрыто название темы: «Сила Архимеда».

Учитель приветствует учащихся. У меня сегодня вот такое настроение , а у вас?

- Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

Учащиеся приветствуют учителя. Дети поднимают приготовленные карточки.

   

Включение в деловой ритм урока.

Регулятивные:

саморегуляция;

готовность к активной учебной деятельности.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

Проверка домашнего задания.

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий учащимися. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

Образец домашней работы  на интерактивном программно-аппаратном комплексе

- Сейчас каждый из вас станет экспертом по проверке  домашней работы соседа по парте, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга по образцу.

Взаимопроверка домашнего задания.

Сосед оценивает д/з, используя   волшебную линеечку: ученики на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание.

Коммуникативные: учебное сотрудничество в паре;

прогнозирование, сравнение и анализ; наблюдение и опровержение  неверных решений.

Актуализация знаний и умений.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Слайды № 1 – 4

 Устная разминка «Физический веер».

Учитель читает вопрос слайда.

Ученики показывают с помощью веера номер правильного ответа.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

готовность обрабатывать информацию.

Регулятивные:

способность организовать свою деятельность.

Целеполагание и мотивация

Продемонстрировать необходимость применения признака.

Слайд № 5 (задача)

Слайд № 6 (фото Архимеда).

Тема урока: Сила Архимеда».

Рассказать  легенду об Архимеде «…в этот момент и был сформулирован основной закон гидростатики»

Отвечают на вопрос.

-  Ребята, а как вы думаете, в честь кого названа эта сила?

Восприятие цели, нахождение путей её реализации.

Регулятивные: целеполагание;

принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий.

Исследование в группах.

Выдвижение и проверка гипотезы.

Заготовленное оборудование для проведения эксперимента

- Для того чтобы установить эти признаки, проведем исследование.

Наш класс – научно-исследовательский институт, разделен на три группы – научных лаборатории. Каждая лаборатория изучает  действие жидкостей   на погруженные в них тела;
Каждая группа получает оборудование и задание: проверьте, как действует выталкивающая сила на погруженное в жидкость тело и сделайте вывод от чего зависит сила Архимеда.  Заполнить таблицу результатов эксперимента

Выполняют задания в группах по этапам.

Познавательные: формирование представления роли примера для подтверждения или опровержения предположения, анализ, обобщение.

Развитие навыков нахождения  закономерностей.

Знакомство с табличными способами систематизации.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Формирование новых знаний и способов действий.

Сформировать новые способы действий.

Слайды с таблицами результатов исследования групп.

Последовательно появляются слайды с формулировками зависимости силы Архимеда от плотности жидкости и объема, погруженного в эту жидкость тела. Работа с учебником с.147

 Каждая группа провела исследование и готова сформулировать гипотезу.

Лидеры групп по очереди выступают у ИД с результатами исследования, все остальные работают в тетрадях, слушают, записывают, принимают цель - проверить гипотезу.

Познавательные: формирование необходимости теоретического  обоснования (объяснения) или практической проверки факта, утверждения, свойства.

Развитие навыка сотрудничества.

Коммуникативные:

Умение слушать, вести диалог, учитывать позицию другого учащегося; развитие публичной речи.

Динамическая пауза.

Путем проведения игры, снять физическую и эмоциональную усталость учащихся.

Учитель читает стихотворение.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Выполняют упражнения.

Активизация условий, способствующих созданию здоровье сберегающей среды в школе посредством физкультминуток.

Решение задач

Закрепить  новые знания и способы действий.

Чтение задачи

- Ребята, проверим, как вы усвоили новый материал.  Решают задачи  

  1. Тело объёмом 50см 3   полностью погружено в воду, чему равна сила Архимеда.

2. Сравнить выталкивающую силу в различных веществах: спирт, вода, глицерин.

  Выходят к доске  

Познавательные: аналогия;  применение знаний в решении практической задачи.

Самостоятельная работа.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Работа с учебником: стр. 150 упр. 26 (3)

- Ребята, мы готовы самостоятельно поработать?

- Выполняем упражнение в тетрадях, один человек у доски.

Координирует деятельность  обучающихся по решению  задач.

Учащиеся выполняют упражнения самостоятельно в тетрадях, один работает у доски с последующей взаимопроверкой (исправляют ошибки отвечающего и проверяют свои ответы).

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: формирование навыков применения  знаний в различных жизненных ситуациях.

Информирование о домашнем задании.

Обеспечить правильное понимание постановки задачи.

Творческое задание: исследовать самостоятельно  зависимость архимедовой силы от плотности жидкости (использовать растительное масло) рассмотреть дополнительную литературу.

Домашнее задание:

Как сказал А.С.Пушкин «Истинное воображение требует гениального знания».

Поэтому дома    п.51

I уровень:  упр.26 (1,4)

II уровень:  упр.26 (2,4,5)

Записывают в дневник.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование, самоопределение через выбор.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Только тот живет, как нужно,

Все дается лишь тому,

Кто живет согласно, дружно

С постоянным «Почему?»

А сейчас поднимите руку те,  кто  получил ответ на вопрос «Почему надо знать силу Архимеда?»

1.Где мы можем наблюдать действие выталкивающей силы?

2. Какие задачи мы должны были решить?

3.Значит, достигли мы с вами сегодня поставленной цели на уроке?

 Дети  у каждого на парте лежит индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Выставление оценок.

Ответы учащихся.

Учащиеся подчеркивают.

Урок

1.Позновательный

2. Интересный

3.Скучный

Я на уроке

1.Работал

2. Отдыхал

3. Помогал другим

Итог

1.Понял материал

2.Узнал больше, чем знал

    3. Не понял.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

смыслообразование; проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация

Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом...

физика 8 класс. Технологическая карта урока по теме "Теплопроводность"

физика 8 класс. Технологическая карта урока по теме "Теплопроводность"...

Физика 9 класс . Технологическая карта урока по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"

Физика 9 класс . Технологическая карта урока  по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"...