Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия
план-конспект занятия по теме

Груздева Пелагея Александровна

 

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия.

Аннотация

 

Логопедическое занятие по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях» разработано на основе методических рекомендаций:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.

3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

Это урок изучение нового материала знаний по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях».

Перед уроком была проведена большая подготовительная работа. Дети лепили буквы из пластилина и украшали их горохом, искали в справочниках, словарях и другой дополнительной литературе информацию о временах года и перелетных птицах. На этом уроке дети знакомятся с отличительными признаками этих букв. Обобщают полученные знания по теме «Времена года», «Перелетные птицы». В процессе работы на уроке у учащихся формируется представление о временах года, формируются универсальные учебные действия (УУД):

  • Бережное отношение к природе

  • любовь к родному языку

  • коммуникативные умения

  • творческий потенциал и любознательность

  • постановка и решение проблемы

  • саморазвитие

  • оценка и самооценка

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта логопедического занятия

 

Автор занятия: Груздева Полина Александровна

Форма занятия: групповое логопедическое.

Класс: 2

Дата: 28.02.14

Тема занятия: «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изученного нового материала

Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык.


 

Задачи занятия:

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах ; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

коррекционные: создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме;

воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно – познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;

  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.

2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные:

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Дифференциация п-т», индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением тигра и пингвина, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

 

План урока

 

  1. Организационный этап.

  2. Подготовительный этап

Мотивация учебной деятельности- 1- 2мин.

Актуализация знаний по теме- 3-4 мин

III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин

IV. Этап работы по теме- 15-17 мин.

1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

2. Дифференциация букв п – т

3. Дифференциация звуков [п] – [т]

4. Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

4. Дидактическая игра «Звуковой мешочек»

5. Дидактическая игра «Шифровальщики»

7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз- 2 мин.

8. . Игра «Муха»

V. Этап. Закрепление изученного материала. 12-13 мин.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»

10. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот»-3 мин.

11. Временные понятия.

12. Графический диктант.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока)- 5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

Название этапа,

Цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Цели:

- Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  1. Организационный этап.

- Доброе день!

- Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

II. Подготовительный этап.

 

-Ребята! У вас на партах по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите.

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

 

 

 



 

Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

 

 

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в начале урока).

 

 

 

фронтальная

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний по теме.

Цель:

- Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

2. Послушайте и повторите скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит.

Дети повторяют сначала хором, затем по одному.

- Какие звуки повторяются в скороговорке? (п и т)

- Кто догадался какая сегодня тема урока?

(п и т). Слайд 1.


 

Формулирует задание

 

 

 

 

Контролирует выполнение работы.

 

 

 

 

 

Выдвигает проблему.

 

 

Произносят скороговорку.

 

Выделяют одинаковый звук в скороговорках.

 

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

Называют тему урока

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Групповая

Фронтальная

Коммуникативные

-проявлять активность в решении учебной задачи,

Познавательные

- выделять существенную информацию из текста скороговорки;

- выдвигать гипотезу и обосновывать её

Регулятивные

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

- Принимать и сохранять

коррекционную цель и задачу.

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

Постановка учебной задачи.

Цель.

Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

III. Этап постановки цели и задачи

 

Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы п и т.

Запишем тему урока, я на доске, а вы в тетради. п – т.

 

 


 

 

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Высказывают свои предположения

 

Формулируют учебную задачу

 

Фронтальная

Регулятивные

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

 

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Выявление места и причины затруднений.

Цель.

Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

 

 

IV. Этап работы по теме

 

1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)

– Давайте научимся их различать.

 

Организует работу учащихся;

Дети слушают, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Первичное закрепление.

Цель.

Выявить про­белы изу­ченного мате­риала.

Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов уч-ся в изучении мате­риала

 

 

 

2. Дифференциация букв п – т (Слайд 2,3).

 

Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]

У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т]. (Слайд 4).

 

 

Формулирует задание

 

 

Слушают объяснение, запоминают с опорой на схему

Фронтальная

Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные -осуществлять анализ, синтез и сравнение объектов

-умение структурировать знания,

-выбор наиболее эффективных способов решения задания,

Коммуникативные

- активность в коллективной деятельности

-умение осознанно и правильно строить речевое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Ценностное отношение к здоровью.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

 3. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).

Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).

Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

 

Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы. (Слайд 5)

 

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки). (Слайд 6)

 

Формулирует задание

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует коллективную проверку;

 

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков опорой на зеркала и схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают характеристику звуков. Сравнивают звуки.

 

Групповая, фронтальная

 

4. Дидактическая игра «Шифровка»

Логопед диктует цифры, а дети вспоминают, сколько ножек у букв п и т и записывают под каждой цифрой соответствующую букву.

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3

п п т п т т п т т п п т

 

 

 

Дает задание

 

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

 

Проводят анализ букв с профилем. Соотносят буквы в соответствии с цифрами.

 

 

 

Групповая, фронтальная

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

1. У т3 ножки, трудная буква.

У п2 ножки, простая буква.(Слайд 7 )

2. Обведите букву п и т из пластилина, в воздухе, на парте под счёт 1, 2, 3 (т)

1, 2 (п)

3. Обведите буквы п и т на стилизованных карточках опорах.(У каждого ребенка такая карточка)

 

Дает задание

 

 

Организует коллективную проверку;

 

 

Проводят анализ элементов букв. Обводят буквы, собирают из элементов.

 

 

 

Групповая, фронтальная

 

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек»

В мешочке лежат буквы: п, т, и, ш, н, к. (Дети с закрытыми глазами вытаскивают буквы и на ощупь узнают их)

- Как вы узнали буквы?

- На что опирались при узнавании букв?

7. Дидактическая игра «Шифровальщики»

- Сегодня к вам в гости пришел тигр и пингвины. Они приготовили для вас задание. Расшифруйте рисунки, запишите буквы п и т.

Пингвин – п, тигр – т. (Слайд 8-11)

Даёт задание

 

 

 

 

 

 

 

Организует коллективную проверку;

 

Выполняют задания, по одному человеку

 

 

 

 

 

Выполняют задание

Индивидуальная

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

Цель. Укрепление здоровья детей

Вы, наверное, устали? Давайте ваши глазки немного отдохнут. Следите за движением катушки ниток и наперстка. Слайд 12.

Словарная работа.

Наперсток *

Организует физкультминутку

Выполняют упражнения для снятия утомления

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Составление слов из слогов. Игра «Муха» (Слайды № 13-18)

Инструкция: Глазами следить за перемещением мухи по слоговой таблице и составлять слова.

Слова записываются в тетрадь, проводится проверка.

 

(Аптека, тепло, пакеты, топоры, петухи, лопата)

Организует работу.

 

Контролирует выполнение работы

Выполняют задания

 

 

Осуществляют самопроверку по образцу

 

 

 

Групповая

Регулятивные:

Контроль в форме сличения с его эталоном

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель.

1. Обеспечить ус­воение уч-ся зна­ний и способов действий на уровне слова.

2.Обеспечить фор­мирование у уча­щихся умений са­мостоятельно при­менять знания.

V. Закрепление изученного материала

9. Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики» Слайд 19.

- Прочтите зашифрованную запись. Какую букву обозначают две палочки? Три палочки? Почему? II- п, III- т.

 

IIавлин, уIIIка, ласIIIочка, IIоIIугай, IIеIIIух.

IIIигр, бегемоIII, IIони, анIIIилоIIа, IIIелёнок.

ЛисIIIвенница, кашIIIан, IIIоIIоль, лиIIа, ракиIIIа.

 

Назовите слова первой строки, одним словом. (Птицы)

Назовите слова второй строки, одним словом. (Животные)

Назовите слова третьей строки, одним словом. (Деревья)

Найдите лишнее слово в последней группе слов. (Лиственница – хвойное дерево)

Запишите птиц, которых вы запомнили.

Слова записываются в тетрадь, проводится проверка. Слайд 20.

Объясняет задание

Дети проводят проверку записанных слов.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные

- готовность к сотрудничеству;

- оценивание усваиваемого содержания;

Коммуникативные:

-Уметь использовать речь для регуляции своего действия

- Согласовывать усилия по выполнению задания.

Физкультминутка. Игра с мячом.

Цель. Укрепление здоровья детей

Игра «Наоборот»

 

Полк – толк пара- тара

Почки-точки порт – торт

Попил – топил спал – стал

Пачка – тачка прятки – тряпки

Проводит упражнение с мячом для снятия утомления и развитию мелкой моторики

Выполняют упражнения для снятия утомления

Индивидуальная

Личностные:

Ценностное отношение к здоровью.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Включение в систему знаний и повторение

Цель.

Обеспечить фор­мирование целост­ной системы знаний уч-ся

 

11. Временные понятия.

- Какое время года сейчас? (Весна) Какое время года было до весны? Будет после весны? Будет после лета? Назовите месяца каждого времени года.

- Весна (какая?) Ранняя теплая, долгожданная…

- Солнце (какое?)….

- Почки (какие?)…

- Листья (какие?)…

- Солнце весной (что делает?) греет, припекает, ласкает, согревает…

- Листья на деревьях (что делают?)…

- Ручьи (что делают?)…

- Кто возвращается к нам с юга весной? (Перелётные птицы)

- Каких перелётных птиц вы знаете?

Детям раздаются картинки с изображением перелётных птиц.

 

Задает вопросы.

Организовывает повторение учебного содержания

 

Отвечают на вопросы, классифицируют слова – отгадки по наличию звука.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные -умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить правильное речевое высказывания.

 

Логопед или хорошо читающий ученик читает рассказ: Слайд 21.

«Наступила осень. Похолодало. Насекомые спрятались в свои норки.

Перелётные птицы – насекомоядные. Им нечем питаться. Они улетают в тёплые края. Утки, гуси и лебеди улетают вереницей. Ласточки, грачи, скворцы – стаей. Журавли – клином. Кукушки улетают поодиночке. Весной птицы вернуться к нам».

- Как улетают птицы?

Организует деятельность учащихся , направленную на актуализацию имеющихся знаний.

 

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Предметные:

Умение читать без ошибок, различать буквы, грамотно писать.

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Читать вслух и про себя. Слушать, выступать.

 

12. Графический диктант.

Летят перелётные птицы. Тт пт пт.

Тетерева попадали в снег и прятались там от мороза. Тт пп ---пт т --.

 

Диктует предложения.

Классифицируют слова по наличию звука. Записывают буквы в тетрадь, подчеркивают изучаемые буквы.

Фронтальная

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цели:

Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции.

VI. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Что понравилось на занятии?

При выполнении каких упражнений испытывали затруднения?

- Обратимся к нашим облачкам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите.

- Я рада, что в конце нашего урока у вас хорошее настроение.

 

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности,

 

Подводит учащихся к выводу

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока)

 

 

Индивидуальная, фронтальная

Личностные

-оценивать собственную деятельность.

Познавательные - Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать свое мнение

Коммуникативные

- Рефлексия своих действий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные -Слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения.

 

* Наперсток -колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые ресурсы

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.

3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

4. Технологические карты по Русскому языку 2 класс. 5.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=27178

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%EF%B8%F0%F1%F2%EE%EA

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тонкинская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Логопедическое занятие

«Дифференциация букв п - т

в словах и предложениях»

 Подготовила и провела

 учитель- логопед

 первой квалификационной категории

 Груздева Полина Александровна

Тонкино

2014

Аннотация

Логопедическое занятие  по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях» разработано  на основе методических рекомендаций:

     1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.:                             Книголюб, 2003.

     2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.

     3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

Это урок изучение нового материала знаний по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях».

    Перед   уроком была проведена большая подготовительная работа. Дети лепили буквы из пластилина и украшали их горохом, искали в справочниках, словарях и другой дополнительной литературе  информацию о временах года и перелетных птицах. На этом уроке дети знакомятся с отличительными признаками этих букв. Обобщают полученные знания по теме  «Времена года», «Перелетные птицы». В процессе работы на уроке у учащихся формируется представление о временах года, формируются универсальные учебные действия (УУД):

  • Бережное отношение к природе
  • любовь к родному языку
  • коммуникативные умения
  • творческий потенциал и любознательность
  • постановка и решение проблемы
  • саморазвитие
  • оценка и самооценка

Технологическая карта  логопедического занятия

Автор занятия: Груздева Полина Александровна

Форма занятия: групповое логопедическое.

Класс: 2

Дата: 28.02.14

Тема занятия: «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы». 

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия:  изученного нового материала

Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Задачи занятия:  

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах ;  расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»;  активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;  

коррекционные: создать условия для предупреждения  специфических ошибок на письме;

воспитательные:  способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно – познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты:

 Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение  под руководством учителя – логопеда.  

2) Выделять из содержания  занятия  известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

 Личностные:

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

 2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Дифференциация п-т», индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением тигра и пингвина,  картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

План урока

 

  1. Организационный этап. 
  2. Подготовительный этап

 Мотивация учебной деятельности- 1- 2мин.

 Актуализация знаний по теме- 3-4 мин

      III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин 

      IV. Этап работы по теме- 15-17 мин.

1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

2. Дифференциация букв п – т  

3. Дифференциация звуков [п] – [т]

4.  Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

4. Дидактическая игра «Звуковой мешочек»

5. Дидактическая игра «Шифровальщики»

7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз-  2 мин.

8. . Игра «Муха»

        V. Этап. Закрепление изученного материала. 12-13 мин.

9.   Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»    

10. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот»-3 мин.

11. Временные понятия.

12. Графический диктант.

        VI. Рефлексия деятельности (итог урока)- 5 минут

 

Характеристика этапов урока

Название этапа,

Цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Цели:

- Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  1. Организационный этап. 

- Доброе день!

- Громко прозвенел звонок,

  Давайте настроимся на урок,

  Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

  Чудесных открытий желаю всем вам!

II. Подготовительный этап.

-Ребята! У вас на партах по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите.

-  Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.



Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в начале урока).

фронтальная

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

  -уметь оформлять свои мысли в устной форме.                  

 Актуализация знаний  по теме.

Цель:

- Выявление затруднения в индивидуальной деятельности  каждого учащегося

- Подвести детей при помощи наводящих вопросов  к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

 2. Послушайте и повторите скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит.

  Дети повторяют сначала хором, затем по одному.

- Какие звуки повторяются в скороговорке? (п и т)

- Кто догадался какая сегодня тема урока?

 (п и т).  Слайд 1.


Формулирует задание

Контролирует выполнение работы.

Выдвигает проблему.

Произносят скороговорку.

Выделяют одинаковый звук в скороговорках.

Формулируют тему урока

Называют тему урока

Отвечают на вопросы учителя.

Групповая

Фронтальная

Коммуникативные

-проявлять активность в решении учебной задачи,

Познавательные

- выделять существенную информацию из текста скороговорки;

- выдвигать гипотезу и обосновывать её

Регулятивные

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

- Принимать и сохранять

коррекционную цель и задачу.

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

 Постановка учебной задачи.

Цель.

Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

      III. Этап постановки цели и задачи

Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы п и т.

Запишем тему урока, я на доске, а вы в тетради.  п – т.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.  

Высказывают свои предположения

Формулируют учебную задачу

Фронтальная

Регулятивные

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Выявление места и причины  затруднений.

Цель.

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

      IV. Этап работы по теме

1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)

– Давайте научимся их различать.

Организует  работу учащихся;

Дети слушают, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Первичное закрепление.

Цель.

Выявить пробелы  изученного материала.

Провести коррекцию выявленных пробелов  уч-ся в изучении материала

 

 

2. Дифференциация букв п – т  (Слайд 2,3).

Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]

У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т]. (Слайд 4).

Формулирует задание

Слушают объяснение, запоминают с опорой на схему

Фронтальная

 Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные -осуществлять анализ,  синтез и сравнение объектов

-умение структурировать знания,

-выбор наиболее эффективных способов решения задания,

Коммуникативные  

-  активность в коллективной деятельности

-умение осознанно и правильно строить речевое высказывание

Личностные:

Ценностное отношение к здоровью.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

 3. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).

Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).

Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы. (Слайд 5)

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки). (Слайд 6)

Формулирует задание

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует коллективную проверку;

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков  опорой на зеркала и схемы

Дают характеристику звуков. Сравнивают звуки.

Групповая, фронтальная

4.  Дидактическая игра «Шифровка»

Логопед диктует цифры, а дети вспоминают, сколько ножек у букв п и т и записывают под каждой цифрой соответствующую букву.

2  2 3 2  3 3 2 3 3  2 2 3

п п  т п  т т п         т т п п т

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Проводят анализ букв с профилем. Соотносят буквы в соответствии с цифрами.

Групповая, фронтальная

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

1. У т – 3 ножки, трудная буква.

    У п –  2 ножки, простая буква.(Слайд 7 )

2. Обведите букву п и т из пластилина, в воздухе, на парте под счёт 1, 2, 3 (т)

                                                                                                  1, 2 (п)

3. Обведите буквы п и т на стилизованных карточках опорах.(У каждого ребенка такая карточка)

Дает задание

Организует коллективную проверку;

Проводят анализ элементов букв. Обводят буквы, собирают из элементов.

Групповая, фронтальная

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек»

В мешочке лежат буквы: п, т, и, ш, н, к. (Дети  с закрытыми глазами вытаскивают буквы и на ощупь узнают их)

- Как вы узнали буквы?

- На что опирались при узнавании букв?

7. Дидактическая игра «Шифровальщики»

- Сегодня к вам в гости пришел тигр и пингвины. Они приготовили для вас задание. Расшифруйте рисунки, запишите буквы п и т.

Пингвин – п, тигр – т. (Слайд 8-11)

Даёт задание

Организует коллективную проверку;

Выполняют задания, по одному человеку

Выполняют задание

Индивидуальная

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

Цель. Укрепление здоровья детей

Вы, наверное,  устали? Давайте ваши глазки немного отдохнут. Следите за движением катушки ниток и наперстка. Слайд 12.

Словарная работа.

Наперсток *

Организует физкультминутку

 Выполняют упражнения для снятия утомления

Индивидуальная

 8. Составление слов из слогов. Игра «Муха» (Слайды № 13-18)

Инструкция: Глазами следить за перемещением мухи по слоговой таблице и составлять слова.

 Слова записываются в тетрадь, проводится проверка.

(Аптека, тепло, пакеты, топоры, петухи, лопата)

Организует работу.

Контролирует выполнение работы

Выполняют задания

Осуществляют самопроверку по образцу

Групповая

 Регулятивные:

Контроль в форме сличения с его эталоном

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.  

Цель. 

1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне слова.

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания.

 V.  Закрепление изученного материала

9. Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»    Слайд 19.

- Прочтите зашифрованную запись. Какую букву обозначают две палочки? Три палочки? Почему? II- п, III- т.

IIавлин, уIIIка, ласIIIочка, IIоIIугай, IIеIIIух.

IIIигр, бегемоIII, IIони, анIIIилоIIа, IIIелёнок.

ЛисIIIвенница, кашIIIан, IIIоIIоль, лиIIа, ракиIIIа.

Назовите слова первой строки, одним словом. (Птицы)

Назовите слова второй строки, одним словом. (Животные)

Назовите слова третьей строки, одним словом. (Деревья)

Найдите лишнее слово в последней группе слов. (Лиственница – хвойное дерево)

Запишите птиц, которых вы запомнили.

Слова записываются в тетрадь, проводится проверка. Слайд 20.

Объясняет  задание

Дети проводят проверку записанных слов.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные  

- готовность к сотрудничеству;

- оценивание усваиваемого содержания;

Коммуникативные:

-Уметь использовать речь для регуляции своего действия

- Согласовывать усилия по выполнению задания.

Физкультминутка. Игра с мячом.

Цель. Укрепление здоровья детей

Игра «Наоборот»

Полк – толк               пара- тара

Почки-точки             порт – торт

Попил – топил          спал – стал

Пачка – тачка           прятки – тряпки

Проводит упражнение с мячом для снятия утомления и развитию мелкой моторики

 Выполняют упражнения для снятия утомления

Индивидуальная

Личностные:

Ценностное отношение к здоровью.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Включение в систему знаний и повторение

Цель.

Обеспечить формирование целостной системы знаний уч-ся

11. Временные понятия.

- Какое время года сейчас? (Весна) Какое время года было до весны? Будет после весны? Будет после лета? Назовите месяца каждого времени года.

- Весна (какая?) Ранняя теплая, долгожданная…

- Солнце (какое?)….

- Почки (какие?)…

- Листья (какие?)…

- Солнце весной (что делает?) греет, припекает, ласкает, согревает…

- Листья на деревьях (что делают?)…

- Ручьи (что делают?)…

- Кто возвращается к нам с юга весной? (Перелётные птицы)

- Каких перелётных птиц вы знаете?

Детям раздаются картинки с изображением перелётных птиц.

Задает вопросы.

Организовывает повторение учебного содержания

Отвечают на вопросы, классифицируют слова – отгадки по наличию звука.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные                -умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить правильное речевое высказывания.

Логопед или хорошо читающий ученик читает рассказ: Слайд 21.

  «Наступила осень. Похолодало. Насекомые спрятались в свои норки.

  Перелётные птицы – насекомоядные. Им нечем питаться. Они улетают в тёплые края. Утки, гуси и лебеди  улетают вереницей. Ласточки, грачи, скворцы – стаей. Журавли – клином. Кукушки улетают поодиночке. Весной птицы вернуться к нам».

- Как улетают птицы?

Организует деятельность учащихся , направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Предметные:

Умение читать без ошибок,  различать буквы, грамотно писать.

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты  деятельности.

Коммуникативные:

Читать вслух и про себя. Слушать, выступать.

12. Графический диктант.

Летят перелётные птицы. Тт пт пт.

Тетерева попадали в снег и прятались там от мороза. Тт пп ---пт т --.

Диктует предложения.

Классифицируют слова по наличию звука. Записывают буквы в тетрадь, подчеркивают изучаемые буквы.

Фронтальная

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цели:

Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции.

VI. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Что понравилось на занятии?

При выполнении каких упражнений испытывали затруднения?

- Обратимся к нашим облачкам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите.

- Я рада, что в конце нашего урока  у вас хорошее настроение.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности,

Подводит   учащихся к выводу

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока)

Индивидуальная, фронтальная

Личностные  

-оценивать собственную  деятельность.

Познавательные  - Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать свое мнение

Коммуникативные

- Рефлексия своих действий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 

Регулятивные -Слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения.

* Наперсток -колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны.

Используемые ресурсы

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.

3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

4. Технологические карты по Русскому языку 2 класс. 5.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=27178

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%EF%B8%F0%F1%F2%EE%EA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"

Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...

Открытое логопедическое занятие Дифференциация Ц-Ч в словах и предложениях.

Занятие для детей с нарушением речи и зрения. Используются различные виды двятельности....

Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.

Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...