Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях"
план-конспект на тему

Балашова Татьяна Петровна

Занятие для детей с нарушениями зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»

 

Конспект логопедического занятия

 в 3-ем классе

Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях.

Балашова Татьяна Петровна

учитель-логопед

 первой квалификационной категории.

Москва. 2017 год

Цель: Закрепить навык различения звуков [ч] - [щ], их букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать учить  давать сравнительную характеристику  звукам [ч] - [щ ], соотносить их с буквами;

- обогащать словарь;

- закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов;

- развивать связную речь.

Коррекционно - развивающие:

 - развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, логическое   мышление;

 - развивать  пространственно-временные представления, зрительное восприятие;

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку;

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Оборудование: картинки, таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед просит учащихся  назвать время года, месяц, число, день недели.

II. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!

«Вкусное варенье»- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.

 «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи,
И лопатку подержи.

 «Качели»- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

«Чистим зубки » - Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

2. Пальчиковая гимнастика.

Два щенка, щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

3.Дыхательная гимнастика « Согреем ручки».

4. Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке.

ник, чай

сы, ча

нок, ще

ка, щёт

5. Сравнительная характеристика звуков [ч] - [Щ] в составленных словах.

Сообщение темы занятия.

6. Чистоговорки . (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

7. Соотнесение звуков [ч] - [Щ] с их буквами.

 «Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

«На расческу я похожа-

Три зубца всего?

 Ну что же!»

Упражнение Буква «Ч»

Услышав звук [ч], дети показывают букву «Ч»:  и.п. – основная стойка, правая рука в сторону, согнутая вверх в локтевом суставе.

Упражнение Буква «Щ»

Услышав звук[ч], дети показывают букву«Щ»:и.п. – широкая стойка, руки в стороны, согнутые в локтевых суставах, присед на левой, правая в сторону

8. Развитие ориентировки в пространстве; развитие звукобуквенного анализа.

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.  Найдите  нужную букву, запишите  ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитайте  получившиеся  слова (щенок, дочка).

Первая буква находится в левом нижнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом верхнем углу. Запишите.

Третья буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Четвертая буква – между буквами Е и К. Запишите.

Пятая буква – в правом верхнем углу.

Первая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Вторая буква – между буквами А и К. Запишите.

Третья буква – в левом нижнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в верхнем правом углу. Запишите.

Пятая буква – в  левом  верхнем углу. Запишите.

Прочитайте, какие слова  получились. Сделайте анализ  слов.

Сколько в слове гласных звуков? Назовите. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назовите. Сколько мягких? Назовите.

Е                                О                             К

Щ                                                               Н

_____________________________________________________________________________________

А                                О                             К

Ч                                                               Д

9. Вставить в слова пропущенные буквы Ч – Щ. Прочитать получившиеся слова.

...ашка,      ...ай,      ...емодан,      пло...адь,

     бор...,       бо...ка,       ...авель,       ...асы,     клю...,      ...ипцы,      ово...и.    

10.Зрительная гимнастика

 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ПИСЬМО НОСОМ» (снимает напряжение в области глаз).

- Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите в воздухе слоги ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Глаза закрыты. Поморгали, открыли глаза.

11. Развитие умений словообразования при помощи суффиксов.

Измените слова по образцу.

 Образец: червяк – червячок.

чердак - ……                          знак - ……

кулак - ……                        чеснок - ……

черпак - ……

12. Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.

Для дождливой погоды мама купила красивый ... .

Мы собирали на огороде сочные .... .

Очень вкусен копченый ... .

В лесу раздавался птичий ... .

Туристы вошли в чудесное … .

Слова для справок; плащ, овощи, лещ, щебет, ущелье, (Словарная работа). Прочтите предложения.

13. Развитие логического мышления. Собери пословицы.

Учить -

скуки не знать

Хорошие книги читать,

хорошо и слушать.

Нет друга, ищи,

а нашел, береги.

Хорошую речь

ум точить

 

III. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Управление в предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 3-4 классов с диагнозом: общее недоразвитие речи второго уровня для школ VIII вида.Много внимания уделяется развитию грамматического строя речи,...

Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

Конспект логопедического занятия "Смысловая и интонационная законченность предложения"

Адресат: учащиеся  4 классаЦель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия)...