Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия "Смысловая и интонационная законченность предложения"
    план-конспект на тему

    Луденкова Светлана Сергеевна

    Адресат: учащиеся  4 класса

    Цель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                             ЗАГАДКИ

    «.» - топнуть ногой    

     «!» - хлопнуть в ладоши над головой  

    «?» - почесать затылок

    За окном звенит она

    И поет: "Пришла весна!

    И холодные сосульки

    Превратила в эти струйки!"

    Слышно с крыши:

    "Шлеп-шлеп-шлеп!"

    Это маленький потоп. (Капель)

    В мае стали очень ярки

    Все луга, поляны, парки.

    Посреди стеблей зеленых

    Разноцветные бутоны.

    Синие и красные,

    Нежные, прекрасные.

    Соберем из них букеты,

    Что же это, что же это? (Цветы)

     

    Осенью летели к югу,

    Чтоб не встретить злую вьюгу.

    А весной снежок растаял,

    И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

     

    Парк как будто весь покрыт

    Облаком зеленым.

    Тополь в зелени стоит,

    И дубы, и клены.

    Что на веточках раскрылось

    И в апреле распустилось? (Листва, почки)



    Предварительный просмотр:

    Зеленеет даль полей,
    Запевает соловей
    В белый цвет оделся сад,
    Пчелы первые летят
    Гром грохочет

    Угадай,
    Что за месяц это         

    Яростно река ревёт
    И разламывает лёд
    В домик свой скворец вернулся,
    А в лесу медведь проснулся
    В небе жаворонка трель
    Кто же к нам пришёл          

    Будит лес, поля и горы, все полянки и сады

    Он во все стучится норы, напевает у воды

    «Просыпайтесь! Просыпайтесь!

    Пойте, смейтесь, улыбайтесь            »

    Далеко слышна свирель

    Это будит всех...

    В лапотках бежит малыш,

    ты шаги его услышь

    Он бежит, и все цветёт, он смеётся – все поёт

    Спрятал счастье в лепестках

    у сирени на кустах

    «Ландыш мой, благоухай         » -

    повелел весёлый ...



    Предварительный просмотр:

    Жавороночки, Перепёлочки!
    Прилетите к нам,
    Принесите нам
    Весную Красную,
    Лето Тёплое.
    Зима нам надоела,
    Хлеб наш поела.

    Весна, весна красная!
    Приди, весна, с радостью,
    С радостью великою,
    С милостью богатою.
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебом обильным.

    Весна-Весна! Весна красна!

    Тёпло солнышко!

    Приди скорей,

    Согрей детей!

    Приди к нам с радостью!

    С великой милостью!

    Со льном высоким!

    С корнем глубоким!

    С хлебом богатым!


    - Весна, весна красивая!
    Приди, весна, с радостью,
    С радостью, с радостью,
    С великой милостью:
    Уроди лён высокий,
    Рожь, овёс хороший!



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия

    Тема: «Смысловая и интонационная законченность предложения»

    Адресат: учащиеся 4 класса

    Автор: учитель-логопед МБОУ «Николаевская СШ» Светлана Сергеевна Луденкова

    Конспект логопедического занятия

    Тема: Смысловая и интонационная законченность предложения.

    Адресат: учащиеся  4 класса

    Цель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия).

    Задачи:

    1. Учить осознавать предложение как единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов и словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью;
    2. Формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения;
    3. Упражнять в применении правила обозначения границ предложения на письме;
    4. Учить определять верное логическое ударение на слова;
    5. Формировать умение обозначать интонационную законченность предложения при помощи знаков пунктуации: «.», «!», «?»;
    6. Развивать интонационную выразительность речи;
    7. Упражнять в синтезе предложений из слов;
    8. Упражнять в подборе  антонимов;
    9. Упражнять в буквенном анализе слов;
    10. Развивать слуховое внимание;
    11. Обогащать словарный запас по теме «Весна»;
    12. Обобщать и расширять знания о фольклорных формах русского народа;
    13. Воспитывать  интерес к национальной культуре, любовь  к Родине.

    Оборудование: мультимедийные средства обучения, карточки,клей,  картина-пазл, тетради учеников, цветные ручки, простой карандаш, линейка, тесто солёное, крупа гречневая.

    1. 1. Организационный момент.

    2. Определение темы занятия.

    - Составьте предложения из слов на карточках. Прикрепите предложения к доске.

    Улыбнётся   солнышко нам   с   тобой.

    А   снежок расплачется  голубой!

    В   ручейке  кораблики   поплывут.

    И   трава  зелёная – тут    как   тут!

    - Прочитай своё предложение. Какой знак стоит в конце предложения? С какой интонацией ты его прочитал? (повествовательное, восклицательное)

    - какой знак препинания передаёт вопросительную интонацию?  (вопросительный знак)

    - Итак, сегодня на занятии мы будем учиться произносить предложения с различной интонацией.

    3. Запись даты, темы занятия.

    II. Основная часть.

    1. - Данил, прочитай стихотворение.

    -О каком времени года это  стихотворение? Какие слова подсказали вам, что это стихотворение о весне?

    - Сегодня мы будем собирать весенние пазлы. Каждый пазл – вид устного народного творчества.

    - Какие виды устного народного творчества вы знаете?

    (Приметы, пословицы, сказки, загадки).

    1. Первый пазл: ПРИМЕТЫ.

    - Прочитайте  начала весенних примет.  

    - На ваших рабочих местах – окончания примет.  Соедините начало и конец приметы. Прочитайте.

    Длинные сосульки в конце февраля – к  долгой весне.

    Если весной встретишь белого зайца, то снег обязательно ещё выпадет.

    Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому  лету.

    Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная, долгая.

    - Как вы думаете: какая будет весна в этом году? Почему?

    - Какое будет лето? Почему?

    СЛАЙД 1 .

    Какая примета подходит к картинке?

    Длинные сосульки в конце февраля – к  долгой весне.

    Запишите её в тетрадь, прописывая дежурные буквы(гласные-красные, букву Д-простым карандашом).

    - Прочитайте примету, выделяя голосом первое (2-е, 4-е,5-е, 7-е, 8-е) слово.

    - Какое слово нужно выделить голосом, чтобы правильно произнести  примету?

    Прикрепите пазл к доске.

    1. Второй пазл: ПОСЛОВИЦЫ.

    - Прочитайте  слова в нижней части карточки (потрудится, повеселится , погоду, весной, зимой ,  приплоду,  покорится , злится )

    Прочитайте первое предложение. Замените в нём подчёркнутое слово антонимом. Прочитайте пословицу, выделяя голосом антонимы.

    Прикрепите пазл к доске.

    1.   Третий пазл:  СКАЗКИ.

    -Русский народ не только наблюдал за изменениями в природе, но и сочинял сказки.

    Прочитаем отрывок из уральской сказки «Весенушка».

    - Какое слово нужно выделить голосом в первом (втором, третьем, и т.д.) предложении? Подчеркните  это слово.

    Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят? Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.

    - Выпишите одно вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение. Прочитайте выразительно.

    Прикрепите пазл к доске.

    1. Четвёртый пазл: ЗАГАДКИ.

    Физминутка.

    «.» - топнуть ногой    

     «!» - хлопнуть в ладоши над головой  

    «?» - почесать затылок

    - Поставьте нужный знак  в конце предложения.  

    - Загадайте загадку товарищам.

    6.  Заклички.

    - Какой народный праздник изображён на картине? (День жаворонка)

    - Весной возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Самый первый прилетает жаворонок. Поэтому женщины пекли сдобные булочки и печенье в виде жаворонков. Взрослые и  ребятишки поднимали печёных жаворонков вверх, к небу и зазывали( закликали) весну, произнося заклички.

    -Давайте и мы смастерим жаворонков из теста.

    - Прочитайте заклички.

    Дети  встают в круг и произносят заклички.

    1. Итог.

    Продолжи фразу: Сегодня на занятии я научился…

    Сегодня на занятии мне понравилось…

    Сегодня на занятии мне было трудно…

    На следующем занятии я бы снова хотел(а)…



    Предварительный просмотр:

    Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

    Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.

    Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

    Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.

    Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

    Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят? Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей , разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.


    Предварительный просмотр:

    Кто весною поленится, тот осенью поплачет.

    Кто спит осенью,  тот плачет  летом.

    Как зима не веселится , а всё ж весне  противится .

    Посеешь в ненастье– больше неурожай.

    потрудится                        повеселится              погоду                весной    

        зимой                     приплоду           покорится       злится

    Кто весною поленится, тот осенью поплачет.

    Кто спит осенью,  тот плачет  летом.

    Как зима не веселится , а всё ж весне  противится .

    Посеешь в ненастье– больше неурожай.

    потрудится                        повеселится                 погоду                 весной    

        зимой                     приплоду           покорится       злится      



    Предварительный просмотр:

    Длинные сосульки в конце февраля –

    к  долгой весне.

    Если весной встретишь белого зайца,

    то снег обязательно ещё выпадет.

    Частые туманы в марте предвещают

    дождливое лето.

    Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно –

    к мокрому  лету.

    Если дикие утки прилетели жирные

    – весна будет холодная, долгая.

    Кукушка кукует весной сильно и  часто –

    тепло не за горами.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Улыбнётся    солнышко    нам               с          тобой.

        А        снежок расплачется       голубой!

        В         ручейке кораблики       поплывут.

       И        трава    зелёная –    тут         как         тут!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия "Управление в предложениях"

    Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 3-4 классов с диагнозом: общее недоразвитие речи второго уровня для школ VIII вида.Много внимания уделяется развитию грамматического строя речи,...

    Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"

    Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...

    Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

    Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

    конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

    конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

    Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

    Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

    Конспект подгруппового логопедического занятия раздел "работа с предложением" тема "предложение".

    Данные занятия предназначены для детей 3 класса с задержкой психического развития. Данное занятие можно проводить как в школе на занятии логопеда, так и дома родителям....