Конспект логопедического занятия "Смысловая и интонационная законченность предложения"
план-конспект на тему

Луденкова Светлана Сергеевна

Адресат: учащиеся  4 класса

Цель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         ЗАГАДКИ

«.» - топнуть ногой    

 «!» - хлопнуть в ладоши над головой  

«?» - почесать затылок

За окном звенит она

И поет: "Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!"

Слышно с крыши:

"Шлеп-шлеп-шлеп!"

Это маленький потоп. (Капель)

В мае стали очень ярки

Все луга, поляны, парки.

Посреди стеблей зеленых

Разноцветные бутоны.

Синие и красные,

Нежные, прекрасные.

Соберем из них букеты,

Что же это, что же это? (Цветы)

 

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

 

Парк как будто весь покрыт

Облаком зеленым.

Тополь в зелени стоит,

И дубы, и клены.

Что на веточках раскрылось

И в апреле распустилось? (Листва, почки)



Предварительный просмотр:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят
Гром грохочет

Угадай,
Что за месяц это         

Яростно река ревёт
И разламывает лёд
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл          

Будит лес, поля и горы, все полянки и сады

Он во все стучится норы, напевает у воды

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь            »

Далеко слышна свирель

Это будит всех...

В лапотках бежит малыш,

ты шаги его услышь

Он бежит, и все цветёт, он смеётся – все поёт

Спрятал счастье в лепестках

у сирени на кустах

«Ландыш мой, благоухай         » -

повелел весёлый ...



Предварительный просмотр:

Жавороночки, Перепёлочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весную Красную,
Лето Тёплое.
Зима нам надоела,
Хлеб наш поела.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Весна-Весна! Весна красна!

Тёпло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

Со льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!


- Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Смысловая и интонационная законченность предложения»

Адресат: учащиеся 4 класса

Автор: учитель-логопед МБОУ «Николаевская СШ» Светлана Сергеевна Луденкова

Конспект логопедического занятия

Тема: Смысловая и интонационная законченность предложения.

Адресат: учащиеся  4 класса

Цель: устранение нарушений письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия).

Задачи:

  1. Учить осознавать предложение как единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов и словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью;
  2. Формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения;
  3. Упражнять в применении правила обозначения границ предложения на письме;
  4. Учить определять верное логическое ударение на слова;
  5. Формировать умение обозначать интонационную законченность предложения при помощи знаков пунктуации: «.», «!», «?»;
  6. Развивать интонационную выразительность речи;
  7. Упражнять в синтезе предложений из слов;
  8. Упражнять в подборе  антонимов;
  9. Упражнять в буквенном анализе слов;
  10. Развивать слуховое внимание;
  11. Обогащать словарный запас по теме «Весна»;
  12. Обобщать и расширять знания о фольклорных формах русского народа;
  13. Воспитывать  интерес к национальной культуре, любовь  к Родине.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, карточки,клей,  картина-пазл, тетради учеников, цветные ручки, простой карандаш, линейка, тесто солёное, крупа гречневая.

  1. 1. Организационный момент.

2. Определение темы занятия.

- Составьте предложения из слов на карточках. Прикрепите предложения к доске.

Улыбнётся   солнышко нам   с   тобой.

А   снежок расплачется  голубой!

В   ручейке  кораблики   поплывут.

И   трава  зелёная – тут    как   тут!

- Прочитай своё предложение. Какой знак стоит в конце предложения? С какой интонацией ты его прочитал? (повествовательное, восклицательное)

- какой знак препинания передаёт вопросительную интонацию?  (вопросительный знак)

- Итак, сегодня на занятии мы будем учиться произносить предложения с различной интонацией.

3. Запись даты, темы занятия.

II. Основная часть.

  1. - Данил, прочитай стихотворение.

-О каком времени года это  стихотворение? Какие слова подсказали вам, что это стихотворение о весне?

- Сегодня мы будем собирать весенние пазлы. Каждый пазл – вид устного народного творчества.

- Какие виды устного народного творчества вы знаете?

(Приметы, пословицы, сказки, загадки).

  1. Первый пазл: ПРИМЕТЫ.

- Прочитайте  начала весенних примет.  

- На ваших рабочих местах – окончания примет.  Соедините начало и конец приметы. Прочитайте.

Длинные сосульки в конце февраля – к  долгой весне.

Если весной встретишь белого зайца, то снег обязательно ещё выпадет.

Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому  лету.

Если дикие утки прилетели жирные – весна будет холодная, долгая.

- Как вы думаете: какая будет весна в этом году? Почему?

- Какое будет лето? Почему?

СЛАЙД 1 .

Какая примета подходит к картинке?

Длинные сосульки в конце февраля – к  долгой весне.

Запишите её в тетрадь, прописывая дежурные буквы(гласные-красные, букву Д-простым карандашом).

- Прочитайте примету, выделяя голосом первое (2-е, 4-е,5-е, 7-е, 8-е) слово.

- Какое слово нужно выделить голосом, чтобы правильно произнести  примету?

Прикрепите пазл к доске.

  1. Второй пазл: ПОСЛОВИЦЫ.

- Прочитайте  слова в нижней части карточки (потрудится, повеселится , погоду, весной, зимой ,  приплоду,  покорится , злится )

Прочитайте первое предложение. Замените в нём подчёркнутое слово антонимом. Прочитайте пословицу, выделяя голосом антонимы.

Прикрепите пазл к доске.

  1.   Третий пазл:  СКАЗКИ.

-Русский народ не только наблюдал за изменениями в природе, но и сочинял сказки.

Прочитаем отрывок из уральской сказки «Весенушка».

- Какое слово нужно выделить голосом в первом (втором, третьем, и т.д.) предложении? Подчеркните  это слово.

Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят? Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.

- Выпишите одно вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение. Прочитайте выразительно.

Прикрепите пазл к доске.

  1. Четвёртый пазл: ЗАГАДКИ.

Физминутка.

«.» - топнуть ногой    

 «!» - хлопнуть в ладоши над головой  

«?» - почесать затылок

- Поставьте нужный знак  в конце предложения.  

- Загадайте загадку товарищам.

6.  Заклички.

- Какой народный праздник изображён на картине? (День жаворонка)

- Весной возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Самый первый прилетает жаворонок. Поэтому женщины пекли сдобные булочки и печенье в виде жаворонков. Взрослые и  ребятишки поднимали печёных жаворонков вверх, к небу и зазывали( закликали) весну, произнося заклички.

-Давайте и мы смастерим жаворонков из теста.

- Прочитайте заклички.

Дети  встают в круг и произносят заклички.

  1. Итог.

Продолжи фразу: Сегодня на занятии я научился…

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня на занятии мне было трудно…

На следующем занятии я бы снова хотел(а)…



Предварительный просмотр:

Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.

Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.

Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко тёплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят? Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей , разольёт над ней свою благодать — вот и пришла весна-красна.


Предварительный просмотр:

Кто весною поленится, тот осенью поплачет.

Кто спит осенью,  тот плачет  летом.

Как зима не веселится , а всё ж весне  противится .

Посеешь в ненастье– больше неурожай.

потрудится                        повеселится              погоду                весной    

    зимой                     приплоду           покорится       злится

Кто весною поленится, тот осенью поплачет.

Кто спит осенью,  тот плачет  летом.

Как зима не веселится , а всё ж весне  противится .

Посеешь в ненастье– больше неурожай.

потрудится                        повеселится                 погоду                 весной    

    зимой                     приплоду           покорится       злится      



Предварительный просмотр:

Длинные сосульки в конце февраля –

к  долгой весне.

Если весной встретишь белого зайца,

то снег обязательно ещё выпадет.

Частые туманы в марте предвещают

дождливое лето.

Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно –

к мокрому  лету.

Если дикие утки прилетели жирные

– весна будет холодная, долгая.

Кукушка кукует весной сильно и  часто –

тепло не за горами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Улыбнётся    солнышко    нам               с          тобой.

    А        снежок расплачется       голубой!

    В         ручейке кораблики       поплывут.

   И        трава    зелёная –    тут         как         тут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Управление в предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 3-4 классов с диагнозом: общее недоразвитие речи второго уровня для школ VIII вида.Много внимания уделяется развитию грамматического строя речи,...

Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

Конспект подгруппового логопедического занятия раздел "работа с предложением" тема "предложение".

Данные занятия предназначены для детей 3 класса с задержкой психического развития. Данное занятие можно проводить как в школе на занятии логопеда, так и дома родителям....