Открытое логопедическое занятие Дифференциация Ц-Ч в словах и предложениях.
план-конспект занятия (8 класс)

Балашова Татьяна Петровна

Занятие для детей с нарушением речи и зрения. Используются различные виды двятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»

 

Конспект открытого логопедического занятия

 в 3-ем классе

Дифференциация Ц-Ч в словах и предложениях.

Балашова Татьяна Петровна

учитель-логопед

 первой квалификационной категории.

Москва. 2017 год

Логопедическое занятие

на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч

 Цель: Закрепить навык различения звуков [ц] - [ч], их букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать учить  давать сравнительную характеристику  звукам [ц] - [ч], соотносить их с буквами;

- обогащать словарь;

- закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов;

- развивать связную речь.

Коррекционно - развивающие:

 - развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, логическое   мышление;

 - развивать  пространственно-временные представления, зрительное восприятие;

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку;

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Оборудование: картинки, таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед просит учащихся  назвать время года, месяц, число, день недели.

II. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!

«Вкусное варенье»- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.

 «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи,
И лопатку подержи.

 «Качели»- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

«Чистим зубки » - Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу, чищу изнутри.

Зубы нижние - смотри:

Чищу, чищу изнутри.

2. Пальчиковая гимнастика.

Птички. Поочерёдно большой палец соединять с остальными.

Гнездо. Соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

Цветок. То же, но пальцы разъединить.

Коза.

Кольцо.

Бабочка.

3. Дыхательная гимнастика «Согреем ручки»

4. Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке.

ник, чай            нок, чес            рец.огу            ля,цап

5. Сравнительная характеристика звуков [ц] - [ч] в составленных словах.

Сообщение темы занятия.

6. Чистоговорки . (повтори чётко и медленно)

ЧА –ЧА –ЧА – локон у плеча.                  АЧ – АЧ – АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ –ЧИ –ЧИ – новые ключи.                        ОЧ –ОЧ – ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ –ЧУ – ЧУ – сока я хочу.                         УЧ – УЧ – УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ – ЧЁ – ЧЁ – левое плечо.                        ЕЧ –ЕЧ –ЕЧ – вот огромный меч.

Цы - цы - цы - много корма у овцы.
Це - це - подошел пастух к овце.
Цу - цу - нужно гнать домой овцу.
Цо - цо -  вот хозяйское крыльцо.

Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.

7. Соотнесение звуков [ч] - [ц] с их буквами.

 «Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч. 

Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.

Упражнение Буква «Ч»

Услышав звук [Ч], дети показывают букву «Ч»:  и.п. – основная стойка, правая рука в сторону, согнутая вверх в локтевом суставе.

Упражнение Буква «ц»

Услышав звук«Ц»,дети показывают букву«Ц»:и.п. – основная стойка, левая ру ка на поясе, правая в сторону, согнутая верх в локтевом суставе.

8. Вставить в слова пропущенные буквы Ц –Ч. Прочитать получившиеся слова.

Но….ь,       коль….о,     ….удо,     ….ирк,       ка….ели,

    коне…..,         …..асы,       пти……а,       встре……а.

(ночь, кольцо, чудо, цирк, качели, конец, часы, птица, встреча)

9. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия, ориентировки в микро-пространстве.

- Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет, детей созывает, всех под крылья свои собирает».

- Это курица.

- Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

А

К

Л

Е

М

Н

Ё

Ы

Ц

Т

К

О

Л

У

Ф

Я

Е

Ч

П

Ш

Ю

Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она сделала 1 шаг влево и остановилась – Ы. 2 шага вниз,  1 шаг влево – П. 1 шаг вверх – Л. 1 шаг вверх – Ё. 1 шаг влево – Н. 1 шаг вниз – О. 1 шаг вниз – Ч. 1 шаг влево  - Е. 1 шаг  вверх – К.

- Какое слово у вас получилось?

- Цыплёночек.

-  Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

- Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

 10. Игра «Большой-маленький».

-  Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький»

Образец:  перец- перчик.

:

  • Кольцо
  • Крыльцо
  • Курица
  • Яйцо
  • Птенец
  • Палец
  • Мизинец
  • Птица
  • Синица
  • Овца
  • Огурец
  • Цепь

– колечко



- Крылечко, курочка, яичко, птенчик…… .

-  Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

- Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

11.Зрительная гимнастика

 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ПИСЬМО НОСОМ» (снимает напряжение в области глаз).

- Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите в воздухе слова со звуками   Ц - Ч. Глаза закрыты. Поморгали, открыли глаза.

12. Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы Ч или Ц.

П …ёлы     сидят  на   ...ветах.

У   маль …ика     удо … ки.

Сестри …ы     пили   горя … ий    …ай.

У   ласто … ки   было    …. етыре     птен … а.

Проводится проверка. Затем детям предлагается записать два  из четырёх предложений, на выбор, в свою тетрадь.

13. Развитие логического мышления. Собери пословицы

Русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.

Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.

Нацарапал как                                       лучшее учение.

Птица сильна крыльями,                     а верь своим очам.

Чтение -                                                      курица лапой.

Не верь чужим речам,                          а человек дружбой.

III. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Дифференциация звуков [с-ш] в слогах и словах.»

Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах....

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука /л/ в словах и предложениях"

Материал могут использовать учителя-логопеды. В процессе занятия  закрепляется правильное произношение звука/л/ в словах и  предложениях; формируется умение согласовывать существительное ...

Открытое логопедическое занятие: "Дифференциация б-д".

Добиваться от каждого ученика умения различать на слух, на письме звуки, буквы б – д.Сравнивать буквы б – д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолирован...