ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Дифференциация звуков [с-ш] в слогах и словах.»
план-конспект занятия по теме

Ведякова Елена Викторовна

Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s-sh.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
  3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

Оборудование:

  • магнитные буквы,
  • слоги,
  • зеркала,
  • наборное полотно,
  • слоговые таблицы,
  • картинки  с изображением овощей и фруктов,
  •  «ценники»,
  • карточки - «деньги» - слоговые схемы,
  • игрушки,
  • наклейки с изображением животных.

Организационный момент.

Игра «Давайте познакомимся».

- Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

- Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.

- Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:

  • заМечательные
  • стАрательные
  • доГадливые
  • прАвдивые
  • раЗвитые
  • прИлежные
  • поНятливые

Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.

Слоговой анализ.

- Что возьмем с собой в магазин?

- У вас на партах  есть карточки. Что это? (Слоги). 

- Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный). 

- Составьте из этих слогов слова:

  • сум-ка
  • ко-ше-лёк

(Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.) 

- Зачем нам нужны эти предметы?

- Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.

Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.

- Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка»), зубы («заборчик»), язык («чистим зубы»), воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку»). Дайте характеристику этому звуку. (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)

- Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко»), зубы («сближены»), язык («чашечка»), воздушная струя (сильная, теплая, широкая). Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.) 

- В чем главное отличие этих звуков? (При произношении  этих звуков разное положение языка и губ.) 

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Сообщение темы занятия.

- Посмотрите внимательно на наборное полотно. Кто сможет назвать тему занятия?

- Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Развитие фонематического слуха.

- А для этого немного поработаем со слоговой таблицей . Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.

Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.

Развитие зрительно-пространственного восприятия.

- Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива). В какой магазин мы пришли?

- Продавец не успела выложить продукты на полки . Поможем ей?

  • положите грушу на верхнюю полку слева;
  • справа от груши – картошку;
  • под картошкой – капусту;
  • на вторую полку справа положите редиску;
  • над редиской – персик;
  • между картошкой и персиком – сливу;
  • под грушей – свеклу;
  • слева от редиски – петрушку.

- Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик); на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска). 

- Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Развитие аналогического мышления.

- Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.) 

- Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты). 

- Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.) 

- Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»). 

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Дифференциация букв «с-ш».

- Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники . Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»). 

- Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».

- Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».

- Вы справились с заданием. (карточки – «деньги»)

Развитие слогового анализа.

- Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек). 

- У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку,  в названии которой должна быть буква, которая указана на вашей карточке- «денежке». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.

Развитие звукового анализа.

- Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Назовите первый звук в слове, последний звук в слове.

Итог занятия.

- В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?

- Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?

Рефлексия.

- В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!

- Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».

МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №2»

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 

«Дифференциация звуков [с-ш] в слогах и словах.»

Провела: учитель- логопед

                                              Ведякова Е.В.

2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации зука С в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С в слогах и словах....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах"

Конспект логопедицеского занятия на тему "Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах" предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VIII вида....

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Открытое логопедическое занятие: "Дифференциация б-д".

Добиваться от каждого ученика умения различать на слух, на письме звуки, буквы б – д.Сравнивать буквы б – д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолирован...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Б-П в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с детьми - логопатами, имеющими интеллектуальные нарушения. К занятию подготовлена красочная презентация с картинным материалом и заданиями по теме. Материал может быт...

Открытое логопедическое занятие Дифференциация Ц-Ч в словах и предложениях.

Занятие для детей с нарушением речи и зрения. Используются различные виды двятельности....