Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
план-конспект занятия на тему

Лебедева Марина Михайловна

Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах.

    Логопедическое занятие с учащимися 2 класса.

Цель: формировать навыки дифференциации согласных, сходных по кинетическим признакам.

Задачи:

  1. Сформировать навыки различения букв в письменной речи, опираясь на кинетические признаки.
  2. Развивать навыки звукопроизносительной дифференциации согласных звуков [п - т]
  3. Учить соотносить и передавать количество однородных элементов с написанием букв п, т
  4. Развивать пространственно – звуковые представления учащихся, зрительное и слуховое внимание, память, связную речь.

Оборудование: схемы букв п, т; слоговые схемы; цифры 2-3; буквы п,т для каждого ученика; индивидуальные зеркала; рабочие тетради учеников.

Организационный момент.

Логопед . Назовите первые звуки в словах трактор, паровоз ([п, т]). Произнесите перед зеркалом эти звуки. Похожи ли они по звучанию? (Нет?)

Чем они различаются (Артикуляцией)

Дайте характеристику звукам [п], [т]. (Согласные, твердые, глухие)

Что нам помогает прочитать звуки [п - т]. (Буквы п, т)

  Основная часть.

Логопед. Запишите прописные и строчные буквы П и Т на доске.

Похожи ли они между собой? (Да, у них одинаковые элементы)

Назовите, чем они отличаются? (п состоит из двух элементов , т – из трех)

Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать буквы п и т)

Да, сегодня мы с вами потренируемся в различении букв п, т и выполним ряд заданий. Но сначала послушайте сказку о медвежонке Торопыжке.

Чтение сказки.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но с ним приключилась вот какая беда. Из – за своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать. И получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: « Я хочу конфету», а получается «Я хочу конфепу». Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает «Пойдем гуляпь».

Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к  Звуковичку и рассказал ему о своей беде. А тот у него спрашивает: «Какую букву ты пишешь в начале слова три?»                                                                                                         - т, - отвечает Торопыжка.

- Так вот, запомни, - говорит Звуковичок, - что у буквы т три ножки. Слово три поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!

Логопед. Среди вас тоже есть ребята , которые , как Торопыжка, путают буквы т и п. Вот мы и потренируемся различать эти буквы.

  Вносятся схемы – палочки (//;   ///)

Сколько палочек на первой схеме? (две)

У какой буквы две ножки? ( У буквы п)

Сосчитайте количество палочек на второй схеме. Какую букву можно написать из трех палочек? (Букву т).

Пропишите в тетради буквы п и т по одной строке.

Работа со слоговыми карточками – схемами.

Логопед. Прочитайте слоги, проговаривая вместо палочек нужный звук.

// а - ///  а - // а

// э - ///  э - // э

///и - // и - /// и.

о// - о/// - о//.

а/// - а // - /// а.

Игра «Покажи букву».

У каждого ученика буквы п и т. Логопед показывает цифру 2 или 3, ученики показывают соответствующую букву.

2,  3,  3,  2,  2,  2,  3,  2,  3,  2,  3,  3,  2.

Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед. Напишите под каждой цифрой соответствующую букву.

2, 3, 2, 2, 3, 2 , 3, 2, 2, 3, 3.

Проверка: на доске записан правильный ряд букв. Один ученик читает свой вариант, дети проверяют и сверяют с записью на доске.

         Физкультминутка «Гармонисты»

           Мы играем на гармошке,

           Громко хлопаем в ладошки

           Головой слегка киваем,

           Руки выше поднимаем.

           Мы ногами топ – топ – топ.

           Мы руками хлоп – хлоп – хлоп.

            Мы ладоши опускаем,

            Отдыхаем, отдыхаем.

Работа со словом, предложением.

Чтение слов по карточкам – заданиям.

/// анец, // авлин,  /// ворог,  // альма,   ла//ка,  жел /// ок,   салю ///, гало //, зака ///, сиро//.

  Работа в тетрадях.

Логопед. Спишите слова, записанные на карточках, вместо цифры поставьте нужную букву п или т.

3от2а,   2ла3ок, 2ира3, ка2ус3а, 3а2очки, 2ала3ка, 2оворо3, 2лане3а, за2ла3ка.

Работа с деформированным предложением.

Логопед. Из слов, записанных на доске, составьте и запишите предложения, изменив слова по смыслу.

Паучок, плести, паутина.

Катя, стелить, постель.

Пирожки, лежать, на, тарелка.

Листья, лететь, по, ветер.

Зачитайте получившиеся предложения. Все буквы п подчеркните двумя линиями, буквы т – тремя.

   Итог занятия.

Логопед. Чему вы научились на занятии?

Что нужно помнить о буквах п и т ?

Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме:"Дифференциация звуков [б]-[бь] в слогах и словах"

В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения диффе...

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...

Открытое логопедическое занятие:«Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс) .

В  помощь учителям,учителям -логопедам. В конспекте собран хороший материал для дифференциации букв п-т....

Конспект индивидуального занятия "Путешествие кляксы. Автоматизация звука С в слогах и словах"

Цель: Автоматизации звука «С» в слогах и словах. Задачи: - закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»; - продолжить изучение правильного произношения звука «С» в слогах и словах;- на...

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах".

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах"....