Сколько лексических значений имеет слово
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skolko_leksicheskih_znacheniy_imeet_slovo.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Сколько лексических значений имеет слово. §33

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Цель  урока: Познакомить с понятием «однозначности и многозначности слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем. 

Планируемые результаты

Предметные

метапредметные

личностные

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Подумайте только, как много

  Значений у слова…!

- Придумайте рифму к слову много(дорога)

-Что мы называем дорогой?

- Какие дороги бывают?

- Составьте словарную статью к слову дорога («полоса передвижения, путь»)

Мы привели только одно значение, а в Толковом словаре  предложено 4 разных значения.

Принимают участие в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные:  работают в диалоге с учителем и учениками. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

  1. Целеполагание

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (можно открыть название параграфа  33).

Формулирует цель учебной деятельности вместе с детьми.

Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

  1. Планирование учебной деятельности

- Познакомьтесь с теоретическим материалом на стр.88.  Расскажите, какие слова называются однозначными и многозначными.

- Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по толковому словарю)

- Ответьте, сколько лексических значений могут иметь слова?

- Работа с толковым словариком учебника. Как оформлены словарные статьи однозначных и многозначных слов?

- Найдите 2 слова однозначных и два – многозначных.

- Ответьте, почему слова называются однозначными и многозначными?

- Что объединяет значения у многозначных слов? (сходство)

- Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (все они расположены в одной словарной статье под номерами)

- Сегодня мы поработаем в группах (по 4 человека), но сначала послушайте стихотворение и поймите задание.

Что за шутки? Говорят,

На быках мосты стоят!

Вот он, мост, под ним река-

Ни единого быка!

Не пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или   все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

- Почему участники диалога не могут понять друг друга? (в их речи не разъяснено значение слова «бык» - животное или опора для моста)

- Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к нашему заданию?

- Каждой группе выданы слова. Определите, однозначное оно или многозначное?  Попробуйте изобразить (рисунки) разные значения слов, составьте предложения или загадки, соответствующие картинкам. КОРЕНЬ, ИГЛА, ШЛЯПА, КНОПКА,  РУЧКА, ЗВЕНО.  Если вам трудно сразу сориентироваться, посмотрите значение в толковом словаре.

Работа с учебником на указанной странице.

Работа с толковым словариком учебника, знакомство со словарными статьями.

Распределяются по группам по указанию учителя.

Высказывают предположение. Учитель корректирует задание.

Работают с заданием

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебнике.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

  1. Самоконтроль

- Защита проектов.

- Ответьте на шуточные вопросы

1. Какой кистью нельзя рисовать? 2. Какой иглой не сошьешь рубашки? 3. Какая стрелка не показывает времени? 4. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 5. Какой ручкой нельзя писать? 6. Какой корень не находится в земле? 7. Какой рукав нельзя пришить?

Один из участников группы защищает проектные работы.

Отвечают на шуточные вопросы.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные:  адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные:  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

-упр. 253 (рисунок приложить)

Записывают домашнее задание

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

- Чем полезен сегодняшний урок?

Оценивают свою работу на уроке.  Отвечают на вопросы.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

Презентация к уроку "Сколько значений имеет слово"

Данный материал поможет провести урок русского языка...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...