Урок по теме: "Лексическое значение слова. Толковые словари"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фаркова Елена Николаевна

Проектная работа на уроках русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovarya.docx22.43 КБ
Файл dozhd.pptx78.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Технологическая карта урока  русского языка    в 5  классе.

Тема урока:  «Сквозь дождём забрызганные стёкла…»

Цель урока: формирование  представления о слове как объекте комплексного исследования.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика», формирование умения работать со словарями разных типов.

Метапредметные:  использование на уроке ИКТ-компетенций.

Личностные: формирование коммуникативных навыков работы в группе, развитие умения целеполагания, анализа и рефлексии.

Тип урока: мини-проект

Методы и технологии:  метод проектов

Наглядно-демонстрационный материал: портреты В. И. Даля, Д.Н.Ушакова, А.Н. Баранова, Р.И. Аванесова; компьютер, проектор, карточки для игры «Светофор»

Основные понятия: лексикограф, лексическое значение, фразеология, орфоэпия.

Перечень словарей: словари толковые, фразеологические, орфоэпические;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

Учитель приветствует входящих в кабинет учащихся и раздаёт пригласительные билеты, на которых написаны названия групп, в которых будут работать учащиеся:

  1. IT- редакторы,
  2. Лексикографы, занимающиеся этимологией
  3. Лексикографы, занимающиеся орфоэпией
  4. Лексикографы
  5. Лексикографы, занимающиеся фразеологией
  6. Поэтическая мастерская
  7. Творческая мастерская

В зависимости от распределения рассаживаются в группы, распределяют обязанности внутри группы. Если затрудняются, то помогает учитель.

Регулятивные,

Коммуникативные, познавательные

Создание проблемной ситуации

Учитель:Ребята, сегодня к нам на урок пришёл путешественник-иностранец с проблемой. Поможем её разрешить?

Иностранец: Я из Германии прибыл.  Вчера мне загадали загадку, и я до сих пор ломаю над ней голову. Она звучит так,  я даже её записал в свою книжку:

Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг!

Что это? Ах, это дождь? Я не понимаю, что такое дождь…

Ребята слушают, отгадывают загадку, дают определение словам, выбирают словари, которые нужны для работы в данной группе.

Регулятивные,

Коммуникативные, познавательные

Постановка учебной задачи

Учитель:  Чтобы помочь нашему иностранцу, мы  должны ему рассказать о слове дождь всё, что сами знаем. А помогут нам в этом словари. Какая перед нами стоит задача? Как её будем решать?

Говорят, что задача урока: составить  полное представление о слове дождь, пользуясь словарями.

Этапы решения задачи: 1. Работа в группах со словарями, обсуждение  внешнего вида слайда в общей презентации. Эскиз слайда

2. Работа группы с iT-редактором, представление своего слайда.

3. IT-центр – переработка  информации на электронные носители. Подготовка презентации.

Регулятивные,

Коммуникативные, познавательные

Решение учебной задачи

Консультирование.

Работа в группах

Регулятивные,

Коммуникативные, познавательные

Представление итогового продукта.

Иностранец: Спасибо, ребята, теперь я понимаю, что значит слово дождь.

Учитель: Закончить урок хочу словами из стихотворения Николая Гумилёва:

Сквозь дождем забрызганные стекла

        Мир мне кажется рябым;

Я гляжу: ничто в нем не поблекло

        И не сделалось чужим.

Представление общей презентации (приложение)

Познавательные, коммуникативные

Рефлексия и самооценка работы в группах.

Игра «Светофор». Поднимите  тот цвет, который соответствует вашему настроению на уроке. Жёлтый – всё прекрасно, зелёный – хорошо, красный – плохо.

Проанализируйте работу в группах

Понимают карточки, Выступают  с анализом работы в группах.

регулятивные

Оценка

Взаимооценка работы в группе.

регулятивные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Энциклопедия одного слова ДОЖДЬ

Слайд 2

Толковый словарь Дождь- мужской род. Атмосферные осадки в виде водяных капель. Проливной дождь.

Слайд 3

Этимология слова Дождь. Старославянское – дъждъ . Общеславянское – d ъ zdz ъ. Слово «дождь»- типичное для славянских языков. Поскольку оно образовано на основе индоевропейского dheus ( распыляться в воздухе), слова с той же основой имеются в языках других родственных славянской групп. Например, норвежское dysja (моросить), шведское regh -dusk (мелкий дождь). Производные: дождик, дождевой, дождливый, дождить, дождевик.

Слайд 4

Орфоэпический словарь Дождь,-я [ дощ ; дожь - жя ] ; мн. Дожди, - ей

Слайд 5

Фразеологизмы ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ. БЫТЬ БЫЛО НЕНАСТЬЮ, ДА ДОЖДЬ ПОМЕШАЛ. БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА: ТО ЛИ ДОЖДИК , ТО ЛИ СНЕГ, ТО ЛИ БУДЕТ, ТО ЛИ НЕТ. ДОЖДЬ КАК ИЗ ВЕДРА. ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.

Слайд 6

Наши творческие работы Дождь Как вы относитесь к дождю? Для одних это детская радость, для других повод поворчать, потому что крыша их дома протекает. А для фермеров и огородников это счастье, ведь так приятно видеть, как вялые растения оживают. Н о и расслабляться людям после дождя тоже нельзя ,ведь за растениями поспеют и сорняки. Один мой приятель очень недолюбливал дождь. Я поинтересовалась почему он такого мнения о дожде. Он сказал ,что в дождь особо не погуляешь, мокро и сыро, везде грязь и слякоть. Мне не понравился его ответ, и я решила показать ему, что он ошибается. Дождавшись дождливой погоды, я позвала его гулять, но он не хотел. Меня спасла его собака, которую нужно было выгуливать. Нехотя он оделся, и мы пошли на улицу. Через час мы вместе задорно перепрыгивали через небольшой ручеёк с его собакой и местной детворой. Дождь на меня влияет по -разному, то хочется посидеть дома с книжкой А.Пушкина или же Б.Васильева , попивая тёплый чай, то хочется бегать под дождём ,наступая на очередную лужу .

Слайд 7

Дождик нам бывает нужен, Когда сухо станет вдруг. Потому что всё живое Будто охватил недуг. А когда рассыплет дождик Свои капли по земле, Станет каждому прохожему Веселее на душе.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"

На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в п...

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Урок по теме "Лексическое значение слова"

          Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 5 классе по ФГОС и   представляет собой сценарий одного из первых уроков по теме «Лексика...

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Толковые словари. Однозначные и многозначные слова

Конспект урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...

Презентация-викторина "Слов даль открыл нам В.И. Даль (к 160-летию со дня издания Толкового словаря живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля)"

В данной презенации представлен урок-викторина, посвящённый 160-летию со дня выхода первого издания "Толкового словаря живого великорусского языка" под редакцией В.И. Даля....