Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Инна Юрьевна Кузнецова

На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon leksicheskoe_i_grammaticheskoe_znachenie_slova.zip12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"

Цели урока: Определить роль лексического и грамматического значений слова в связной речи,развивать связную речь и творческие способности детей,совершенствовать навыки самооценки и работы в парах,привить любовь к русскому языку.

Оборудование:схемы,карточки,словарь.

Ход урока:

1.Повторение.

Учитель:Ребята,мы с вами продолжаем работу по теме"Лексика".Что же такое лексика?

Учащиеся:Лексика - раздел науки,который изучает словарный состав языка с точки зрения его лексического значения.

Учитель: Давайте посмотрим на доску и прочитаем слова,записанные на доске.

                         Берёза,бабушка,ёлка,доска.

Учитель:Что общего у этих слов?

Ученик: Грамматическое значение.

Учитель:Давайте докажем это.

Ученик:У этих слов окончание -а- ,оно показатель грамматического значения.Оно указывает на Ж.Р.,ЕД.Ч.,ИМ.П..Общие грамматические значения рода,числа и падежа.

Учитель:А у этих слов есть что - либо общее?Грамматическое значение?

                    Запись на доске:  помидор, капуста,  баклажан, морковь

Ученик:Нет

Учитель:Лексическое значение?

Ученик: Да.Это  овощи.

Учитель: По какому признаку мы выделяем группы слов?

Ученик: По грамматическому и лексическому значению.

Учитель:Давайте попробуем сформулируем тему урока?

 Ученики:Лексическое и грамматическое значение слова.

2.Анализ материала.

Учитель:Сегодня мы определяем,какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.

Задание 1. Определите лексическое значение слов:       Сосна, зелёный, стоит

Ученик: Сосна - вечнозелёное хвойное дерево

                  Зелёный - цвет травы

                   Стоять - находиться . не передвигаясь, в вертикальном положении.

Учитель: Лексическое значение известно.Можно эти три слова считать предложением?

Ученик:Нет.

Учитель:Почему?Что нужно сделать с этими словами,чтобы получилось предложение?

Ученик: Изменить окончание, по другому сказать - изменить форму слова.

Ученики записывают полученное предложение вместе с учеником ,работающим у доски:

                 Стоит зелёная сосна.

Учитель :Выделите окончания, определите части речи членов в предложении.

Стоит - ед.ч,3 лицо. ,наст . вр..,   зелёная - ед.ч, ж .р ,и.п.,,  сосна -ед.ч. ,ж.р. ,и.п..

Учитель: В какой части слова заключено грамматическое значение?

Ученик: В окончании

Учитель: Лексическое значение?

Ученик: В основе слова.
Учитель: Если мы закроем окончания ,что можно сказать о словах?

Ученик: Знаем, о чём говорят , но не знаем, какие между ними отношения.

Учитель: Можно ли , не изменяя грамматического значения .построить предложение?

Ученик: Нет. Слова должны быть связаны грамматически.

Учитель: А теперь ,что вы можете сказать о словах:  налесный, молодильник ,перемахал ,рувицу?

Ученик: Ничего не понятно. Но слова между собой связаны.

Учитель: Докажите это и определите часть речи.

У доски работает один ученик.

Налесный - прил.,ед.ч., м.р., и.п.,  молодильник - сущ.,ед.ч.,м.р.,и.п.,   перемахал -глаг.,ед.ч.,м.р.,прош.вр.,   рувицу - сущ.,ед.ч.,ж.р.,в.п..

Учитель: Почему трудно определить лексическое значение?

Ученик :Потому что слова не связаны с жизненными явлениями ,но грамматическое значение определить можно.

Учитель: Значит ,у нас не получится предложение ,если мы не знаем лексического значения ?Давайте посмотрим на доску ,там вы видите слова:  брыкаться, круглый, чай?

Постройте предложение?

Ученик :Брыкается круглый чай.

Учитель: Получилось предложение ?Мы же знаем лексическое значение всех слов?

Ученик: Нет лексической сочетаемости ,т.е. смысла.

Учитель: Что нужно знать ,чтобы построить предложение?

Ученик : Лексическое и грамматическое  значение ,учитывать лексическую сочетаемость.

3.Работа в парах.(группах)

Учитель :Определите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения.

а) Наружнный  твёрдый слой хлеба ж.р. ,ед.ч., и.п.

б)Передвигаться  по воздуху:  прош .вр. ,ед,ч., м.р.

в) Имеющий цвет неба:  ед,ч, м.р., дат .пад..

г) Раздел науки о языке ,изучающий  словарный состав языка : ж.р.,ед.ч.,им.п..

  Проверка в парах.

Учитель :По лексическому и грамматическому значению находим слово.Молодцы,все справились с этим  заданием, а теперь задание посложнее.

   Посмотрите на грамматические модели .выпишите слова к указанным моделям и докажите,что сделали верно.

1ряд-   род(постоянный),число ,падеж.

2ряд -  род, число ,падеж                    

3ряд - время, число ,род, лицо

Снег, дождь, дуют ,скользский ,пришла ,замечательный ,мороз, бодро,воды,был,горячий,подул,ветер,выпал,,зима,коньки,лыжи,катался, долгожданный ,тихо.

Учитель :Прочитайте слова к своим моделям? Почему не все подошли?

Ученик: Не у всех есть окончания.        

Учитель: Что общего у этих слов?

Ученик: Все они относятся к зиме.

4.Творческое задание .Рефлексия.

   Напишите сочинение  -миниатюру на тему"Зима пришла"

5.Итог урока6

Что было главным на уроке ?Интересным? Что запомнилось?

6.Домашнее задание: Определите лексическое и грамматическое значение слов невежа и невежда. Составьте предложения с этими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическое и грамматическое значение слова

Мультимедийная презентация урока русского языка в рамках аттестации....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...