Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ершова Валентина Николаевна

Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме:

«Прямое и переносное значения слова».

Тема: Прямое и переносное значения слова.

Цели урока:

  1. Дидактическая: знать о прямом и переносном значении слова, уметь различать их, употреблять в речи слова в переносном значении, находить и определять роль     олицетворения.
  2. Развивающая: развитие речи, мышления, навыков выразительного чтения, самостоятельной работы со словарём, карточкой.
  3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, любви к поэтическому слову, гордости за свой родной язык.

Оборудование: доска, тетради, ручки, учебники, словари, печатный текст, дидактический материал, рисунки, художественный текст (А. С. Пушкин «Сказки»).

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: словесные, наглядные, практические.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания упр. 323.

- С помощью чего выражена грамматическая связь между словами в словосочетаниях? (С помощью окончания и предлога.)

- Что имеется общего в лексических значениях слова хвост?

       2.   Записываются число, классная работа.

Учитель сообщает тему и содержание урока. На доске заранее записано предложение: Поэт С. Наровчатов писал Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык.

Прочитайте.

- Что это за предложение? Какую ошибку я допустила в нём? Исправьте её.

- Объясните, как вы понимаете это высказывание и написание безударной гласной в корне глагола.

- Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется.

- В каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря» несколько примеров, доказывающих, что слово богатый – многозначное.

- Напоминаю, что разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.

       

 3. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока: прямое и переносное значения слова. Мы познакомимся с этими понятиями, научимся различать их, находить в тексте слова в переносном значении, узнаем, что такое олицетворение.

- Вспомните «Сказку о царе Салтане…». Кстати, кто её написал? Прослушайте данный отрывок в исполнении Олега и ответьте на вопрос: что значит в нём слово золотой? Учащийся читает отрывок:

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

Слуги белку стерегут.

(Золотые скорлупки – это скорлупки из золота.)

- Прослушайте ещё отрывок из стихотворения И. Никитина:

Золотые нивы,

Гладь и блеск озёр,

Светлые заливы,

Без конца простор.

- Значение каких слов непонятно?

- Что значит золотые нивы?

(Похожие на цвет золота.)

- Здесь у слова золотые на основе сходства по цвету появилось переносное значение.

-Вспомните выражения: у этого человека золотые руки, наша девочка – просто золото. Здесь сходство в оценке разных предметов – очень хороший.

- Употребление слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой. Слово метафора пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «перенесение, перенос».

- Запись в «Словарь трудных слов» метафора, метафорическая (фраза).

- На употреблении слов в переносном значении, то есть на метафоре, построены почти все загадки. Как рождаются метафоры? Как сочиняются загадки?

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства и строится сравнение. В результате этого сравнения название одного предмета переносится на другой, то есть слово употребляется в переносном значении, рождается метафора или сочиняется загадка. Например, такая:

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи.

Показываются рисунки солнышка и подсолнуха.

- В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении. Название одного предмета – солнце – перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме.

    4. Работа с учебником.

Чтение параграфа 54 на стр.139.

-Как происходит переносное значение с одного предмета на другой? (По сходству, если у предметов есть сходство.)

    5. Закрепление материала.

А) Запишите в 2 столбика словосочетания, в один – с прямым, в другой – с переносным значением. Работа у доски: тяжёлый чемодан, тяжёлый характер, лёгкая работа, лёгкая рука, железный гвоздь, железная дисциплина, Чёрная речка, чёрная зависть.

Б) Чтение учителем стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает…». На партах лежат отпечатанные тексты.

- О чём это стихотворение?

- Учащиеся записывают словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Потом вслух по очереди зачитывают, что выписали.

- Обращаю внимание учащихся на то, что метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Метафоры придают описанию природы особую выразительность, живость и яркость.

В) Запись под диктовку:

Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский)

Котелок – маленький котёл, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов)

- В каком предложении использована метафора?

Выводы по уроку:

-Что мы сегодня изучили на уроке?

-Что называется метафорой?

-Где она встречается?

-В случае затруднения определения значения слова к какому учебному пособию обратитесь?

Оценки за урок.

Д/з: параграф 54, упр.331.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, 6 класс С.Тока "Шаагай" (отрывок из романа "Слово арата")

Ознакомление учащихся посредством игры (инсценирования эпизодов) с историей дореволюционной Тувы, с бытом и традициями тувинского народа, с образом жизни бедных и богатых людей того времени....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....

Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.

Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет....

Открытый урок по теме "Прямое и переносное значение слова"

quot;Прямое и переносное  значение слова"...

Урок русского языка в 5 классе Тема «Прямое и переносное значение слова»

Урок объясняет языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением,учит  пользоваться толковым словарем...