Урок русского языка в 5 классе Тема «Прямое и переносное значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Нина Хайрутдинова

Урок объясняет языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением,учит  пользоваться толковым словарем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок усвоения новых знаний 79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема «Прямое и переносное значение слова»

Тип урока: ОНЗ

Цели и задачи урока:

Личностные: осознание лексического богатства языка,  гордость за язык, стремление к речевому самосовершенствованию; развитие  мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; понимание важности изучения данной темы для развития речи.

Метапредметные:  

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением, пользоваться толковым словарем;

Предметные: знать о прямом и переносном значении слов, об отражении  в толковом словаре переносного значения слова; находить слова  с переносным значением в тексте, определять прямое и переносное значение слова, о роли слов с переносным значением в  художественном тексте, употреблять в своей речи слова с переносным значением. 

Средства обучения: мультимедийный проектор,  экран, учебник «Русский язык 5 класс» (под редакцией Т.А. Ладыженской), словарь С.И.Ожегова, рисунки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный этап

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие  детей

–Здравствуйте, юные знатоки филологии! Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Садитесь.

Настраиваются на урок

Личностные : самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;

Регулятивные: готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.                           

Актуализация знаний

-Какой раздел о русском языке мы изучаем? Вспомните, как он называется? Что мы знаем о лексике?

Проверим, как вы усвоили основные понятия раздела «Лексика» Выполним терминологический диктант

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски работает ученик

1.Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

2.Словарный состав языка называется …(лексика)

3.То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение).

4.Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

5.Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

 6.Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

Давайте составим кластер «Лексика»

Пишут терминологический диктант- записывают недостающее слово.

(взаимопроверка)

Дети работают в парах, отвечают, оформляя на доске записи в виде кластера.

Познавательные: работа с заданиями диктанта

Регулятивные: проверка правильности выполнения диктанта Коммуникативные: сотрудничество с в паре

- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого заполним таблицу.     Распределите слова в таблице: парта, нос, арена, бакен,  гнездо, шар, айсберг, земля, море, игла, кнопка, ледяной, копировать

Однозначные слова

Многозначные слова

Какие слова вы записали в первый столбик, во второй? Какие слова остались? Почему мы их не отнесли в первые два столбика?  

 -Как мы можем озаглавить этот столбик?   Не расстраивайтесь, что вы не смогли назвать, просто вы  пока этого не знаете, а можете только догадываться. А хотите знать? Значит надо добывать знания. 

Выполняют задание

Проверяют по ключу

Высказывают предположения.

Записывают  их в третий столбик.

 

Дети затрудняются

Регулятивные : понимание учебной деятельности

Познавательные: умение  обобщать

Объяснение нового материала

Постановка познавательной задачи

Ребята, послушайте стихотворение «Золотая мама» и определите значение слова «золотой»

У мамы сердце золотое,
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
 Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
«Ведь золото металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй пробу разгляди!
(авторское)

-Проанализируйте сколько раз встречается слово «золотой» в тексте.

Определите лексическое значение слова «золотой» в каждом случае. Что общего между всеми словами?

 Предложите свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока. Сделайте вывод о роли этих значений в тексте.

 (Золотая мама - хорошая мама;  золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

-Да, это не прямое значение слов, а переносное.

Какой пометой обозначается в словаре? (перен.). В словарной статье переносное значение стоит в конце статьи.

Примерные ответы:

Девочка не поняла значение слова «золотой», потому что слово может иметь несколько значений.

Один человек в группе ищет лексическое значение слова «золотой» в словаре С.И.Ожегова

Группы отвечают на вопросы.

Предлагают свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока.

Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана решения познавательной задачи.

Познавательные: умение видеть  языковое средство.

Коммуникативные : участие в диалоге

Освоение новой информации и первичное усвоение нового материала

-Найдите и прочитайте §66

Какие значения слов называются переносными?

Приведите примеры.

На чем основано это свойство языка?

Проанализируйте словарную статью к слову «ослепительный».

-Составьте словарную статью к слову «ледяной». Сравните с образцом ответа

Проверьте  правильность выполненного задания и оцените свою работу.

Работа с текстом учебника

Ответы на вопросы учителя

Анализ учебной статьи

Работа с толковым словарем

Анализируют словарную статью в учебнике

Выполняют задание: составляют словарную статью к слову «ледяной»

Самопроверка

Познавательные: умение работать со статьей учебника, с толковым словарем, анализировать полученную информацию

Регулятивные: самостоятельное составление словарной статьи  к данному слову,

 Самопроверка

Усвоение  учебного материала

-Распределите словосочетания   в два столбика и установите закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры.

Прямое значение

Переносное значение

Ледяная глыба - ледяной взгляд, море пшеницы - голубое море,  копирует чертеж-копирует походку, злой ветер - злой человек, глубокая река - глубокие знания

Сходство между:

1.Предметами

2.Действиями

3.Качествами, признаками

Заполнение таблицы

Познавательные: распределение словосочетаний в таблицу, умение осуществлять по заданным критериям классификацию

Познавательные: умение строить рассуждение, осуществлять анализ и синтез

Коммуникативные: умение вести диалог

Физкультпауза

Выполнение  зарядки для глаз

Закрепление учебного материала

Анализ стихотворения:

1.Заметает пурга

   Белый путь.

   Хочет в мягких снегах

   Потонуть.

  Ветер резвый уснул

  На пути;

 Ни проехать в лесу,

 Не пройти. (С.Есенин)

-Подчеркните слова в переносном значении.-Выпишите словосочетание  прилагат. + сущ.»

Мягкие снега

Ветер резвый

Это эпитеты.

Эпитет – это образное  определение, в котором прилагательное употребляется в переносном значении

Выполните задание. Подчеркните эпитеты:

Ключ холодный, прозрачный, звонкий.

Солнце яркое, ласковое, летнее

Анализ предложения:

В саду горит костер рябины красной…

Костер рябины - метафора

Метафора – скрытое сравнение.

Анализ предложения:

Ветер резвый уснул на пути…

Уснул-олицетворение.

Олицетворение - свойства человека переносятся на  животных или неодушевленные предметы.

Какой вывод можно сделать из записанных предложений?

 -Прочитайте предложения и рассмотрите забавные рисунки, сделанные художником. Какие слова он обыграл (упр.351)

Слово

Прямое значение

Переносное

Снег

Мороз

Ветер

Снежинка

Буря

Деревья

Речка

-Заполните таблицу. Каким может быть снег, мороз, буря, снежинка, ветер?

Называют метафоры, олицетворения

Заполнение таблицы в группе ( группа – 2 человека)

Зачитывают свои ответы, отмечают удачные выражения.

Работа с предложениями

Вывод: слова с переносным значением используются в стихах, в художественных произведениях, в разговорной речи. Переносные значения слов – средства выразительности речи. Они делают текст живым, красочным, выразительным.

Познавательные: умение видеть языковое средство

Коммуникативные: работа в группе, взаимное сотрудничество

Познавательные: умение видеть средства выразительности, выделять их в предложении

Проводить анализ, строить рассуждение

Коммуникативные : уметь задавать вопрос

извлекать информацию из текста,   строить высказывание.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Подумайте, какие новые задачи стоят  перед вами.

Как вы думаете, сложна ли наша тема? Чем?

Если человек не понимает  слова, употребленные в переносном значении, что вы бы ему посоветовали?

Выполнение творческого задания:

Попробуйте восстановить стихотворный текст, вставив вместо точек слова в переносном значении. Осень по лесу  Будто пламень лес  Ясень листья осыпает;  Дуб  стоит.         И берёзка          С каждым часом всё желтей.            … ветер, налетая,           … косы ей.    

                                      ( По Н. Найдёновой)

-Подберите заголовок.

-Определите  тип речи.

-Какую картину вы бы нарисовали?

-Найдите слова, которые  сделали это описание образным, выразительным.

-Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении.

Какие средства выразительности использованы в тексте?

Составление синквейна на  тему «Слово»

1 строка-существительное

2строка-2 прилагательных

3строка- 3 глагола

4 строка –фраза из 4 слов

5 строка – существительное,  итог

Привести к выводу: чтобы правильно понимать слова, которые употреблены в переносном значении, нужно развивать воображение,  фантазию.

Анализируют текст, подбирают заголовок, определяют тип речи, доказывают правильность своего ответа

Находят слова в перенос-ном значении, определяют, каким средством вырази-тельности являются.

Самостоятельная творческая работа: составление синквейна (памятка составления синквейна у каждого на столе)

Регулятивные: осуществлять контроль за пониманием учебного материала,

Познавательные: построение речевого высказывания,

смысловое чтение художественного текста

уметь формулировать собственное мнение

Познавательные: умение обобщать информацию,

Регулятивные: работа с образцом

Рефлексия деятельности

-Какова тема нашего урока?

- Какую цель мы поставили в начале урока  

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не доволен?

-Оцените свою работу.

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Поделитесь с товарищами своими открытиями. 

-Ребята, все вы сегодня молодцы! Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.  

Высказывают свои мысли

Оценивают свою работу на уроке

Выставляют оценки в дневники.

Регулятивные:  оценка  своей деятельности осознание того, что усвоено

Познавательные: пост-роение  высказывания

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение

Информация о домашнем задании.

§ 66, прочитать, пересказать, выполнить  упражнение348, составить небольшое высказывание в художественном стиле по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»

Записывают  домашнее задание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....

Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Презентация. 5 класс. Тема: "Прямое и переносное значение слов"

Презентация. 5 класс. Тема: "Прямое и переносное значение слов"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Прямое и переносное значение слова."

Конспект  урока по теме "Прямое и переносное значение слова."...