Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Винник Эрика Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_i_khod_uroka.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Прямое и переносное значение слова»

  • Тип урока: урок  изучения нового материала.
  • Цель: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения  материала по теме «Прямое и переносное значение слова», в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи

- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;

-- при выполнении заданий, доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;

- закрепить  правописание;

- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»

- развивать умение правильно строить устный ответ;

- формировать и воспитать  аккуратность, внимание и взаимопомощь

УУД

Познавательные- уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения,  сравнивать полученные результаты.

Коммуникативные- планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненного  действия; слушать в соответствии с целевой установкой;

Регулятивные- формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера;  владеть элементами коммуникативной рефлексии

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • - осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова;
  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  • сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
  • освоить правила поведения при работе в малых группах;
  • способность вести диалог, достигать взаимопонимания

Метапредметные:

  • уметь принимать и сохранять цель урока;
  •  уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  •  слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:

- знать понятия «прямое» и «переносное» значение слова;

-  применять знания в жизненных ситуациях;

Структура и ход урока

Этап урока

ИКТ

оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

  Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Ι Ι. Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели

Терминологический диктант.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

Словарный состав языка называется …(лексика)

То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

1.Послушайте стихотворение 

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

  • Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

  • Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?

  • Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)

Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются  Толковые словари. Обратимся к одному из них

2.Словарно-орфографическая работа

Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока  (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).

Запись темы «Прямое и переносное значение слова».

 

Пишут терминологический диктант

Проверяют записанные термины

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

формулируют тему урока.

Запись  темы урока

Формулируют цель урока

Самоопределение, личностные: смыслообразование

регулятивные: Целеполагание

коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Определение темы и учебной цели в результате исследования

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание

Коллективное добывание знаний  Коммуникативные:

формулирование темы;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации

2.Усвоение новых знаний.

Слайд5

Слайд 6

  • Как вы думаете,какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
  • А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
  • Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр….
  • На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?

( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

Заполнение схемы

Значение слова

ззначение сл

Отвечают на вопрос

Работают с материалами учебника

Заполняют схему

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Познавательные:

добывание знаний в ходе чтения теоретического материала

Коммуникативные:

развивать умения   применять новые знания;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

Регулятивные Решение проблемной ситуации

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения

3.Первичное закрепление знаний.

4.Закрепление

Работа в парах  

1.Найдите в толковом словаре (можно использовать ксерокопию словарных статей разных из Толкового словаря Ожегова) еще два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются

2. Коллективная работа. Работа с пословицами

3. Работа с литературоведческими терминами

Слово учителя.

 На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение.

Прочтем стихотворения о маме и выпишите из данных стихотворных строк встретившиеся эпитеты, метафоры и олицетворения.

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

 Мама

Мама, мама - милая девчушка
С шелковистой, длинною косой.
Мама, мама - бабушка-старушка,
Добрый ангел, сложный и простой.

Синие глаза волшебной лаской
Гладят внуков, спящих на заре.
И твоя любовь прекрасной сказкой
Долго будет сниться детворе.

Я сплету венок из всех цветов
Для моей единственной, родной.
Я сотку узор из теплых слов,
Пусть всегда он кружит над тобой.

                                 (Татьяна Снежина)

Индивидуальная работа с текстом

Ребята, все вы знаете, что ближе матери у нас нет никого. Никто кроме мамы не сможет понять нас и поддержать в трудную минуту. Сердце матери бездонно, именно оно может простить нам все. Об этом повествует нам легенда о сердце матери.  Внимательно прочтите ее и выполните задание к тексту.

Работают со словарем Распределяют слова

Осмысление теоретического материала

Работают с изобразительно-выразительными средствами

Выполняют задание

Самостоятельно выполняют задание

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное)

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Коммуникативные: формирование навыка работы в парах

Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р)

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся);

Познавательные(осмысление полученных сведений)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Познавательные (осмысление полученных сведений)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Познавательные: употребление языковых понятий,

Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

ν  Рефлексия

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

 Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а), …
  • Я задумался(ась) о том, что …
  • У меня особенно получилось…
  • Я не понял(а), почему…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

Подведение итогов в ходе заполнения анкеты

Оценивают свою работу

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 Формирование адекватной положительной самооценки.

νΙ  Домашнее задание.

  1. Придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.
  2. Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг

Запись учащимися задания  дневники.