Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Рябова  Елена Юрьевна

Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_pesney_k_pobede.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: "С песней к Победе" Непреходящее значение песен о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современного человека.

Цель урока: Показать непреходящее значение песни Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного человека

Задачи:

1. Воспитательная:

- Через эмоциональное воздействие военной песни создать условия, чтобы учащиеся увидели войну глазами старшего поколения, испытали гордость за совершённые ими подвиги, воспитать уважение к прошлому Родины.  

2. Образовательная:

- Познакомить  учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.

3. Развивающая

- Развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа  музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.

На уроке используется: видеофрагменты из художественных и документальных фильмов, аудиозаписи песен,  мультимедийный проектор, вокальный ансамбль.

Ход урока:

Вход в класс под аккомпанемент песни «Журавли»

СЛАЙД

У - ставит проблемный вопрос:   Как вы понимаете выражение И.В. Гёте. «Фауст»

СЛАЙД

«Увы,  земной недолог путь,

И всё ж во власти человека –

Великое творя, шагнуть

За рамки собственного века»

Д - Великие шедевры не умирают, они продолжают оказывать влияния на людей, др. поколения…

У - итог:  Есть произведения искусства, которые волнуют спустя века: «Мона Лиза» Л.да Винче, Собор П Богоматери, «Реквием» Моцарта…

У - Сегодня мы с вами  обратимся к песне военных лет,… Волнуют ли они нас? Нужны ли нам сегодня?  Ведь войну пережили не ваши отцы, и даже не деды, а прадеды…

У – Тема нашего урока «С песней к Победе!»

Всемирная история не знала более грандиозных битв, чем те, которые вел российский народ с 1941 года по 1945 год против фашистских захватчиков. В этой войне решался вопрос – быть ли нашей Родине свободной и независимой страной или оказаться под гнетом фашистского рабства.

СЛАЙД

О значении военной песни тех лет говорил Дмитрий Шостакович:

«Совершенно особую роль сыграла в военные годы массовая песня. Она стала средоточием чувств и настроений народа. Мобильность, поразительная отзывчивость песни на большие и малые явления жизни определили ее исключительно важное место в искусстве той поры. Песенное творчество пережило невиданный расцвет. Песни А. В. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Б. Мокроусова, А. Новикова, Т. Хренникова, Вл. Захарова, Дм. и Дан. Покрасс и многих других талантливых мастеров навсегда вписались в музыкальную летопись войны... Без песен, созданных в годы войны, мы не представляем себе тех памятных лет»


У - А мне, ребята, хотелось   бы узнать, какие песни на тему войны  вы помните и  знаете?

Д -

- «Моя любимая»

- «Эх, дороги»

- «В лесу прифронтовом»

- «Журавли»

- «В землянке»

- «Огонёк»

- «Тёмная ночь»

У – Спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы знакомы с таким количеством  песен.

У – Я вас сегодня разбила на группы, так вы будете выполнять задания.

У – Итак задание (На столах каждой группы  разложены тексты песен и тексты поэтических эпиграфов)

Задание №1

Подобрать к  заранее заготовленному мною списку песен поэтические эпиграфы, которые созвучны образу каждой песни.

  1. А. Новиков «Смуглянка»
  2. А. Александров «Священная война»
  3. К. Листов «В землянке»
  4. М. Блантер «Моя любимая»
  5. М. Блантер «В лесу прифронтовом»
  6. Я. Френкель «Журавли»
  7. А. Новиков «Дороги»
  8. Д.Тухманов «День Победы»
  9. С. Иваненко «Что такое День Победы»

  Выполнение задания№1

(Учитель зачитывает эпиграфы, дети отвечают)

… «Ползу я, ползу по равнинам и горам.

В руках моих — связка гранат.

Решилась бороться с фашистскою сворой,

Пошла в партизанский отряд» …

… «Такою все дышало тишиной,

 что вся земля еще спала, казалось.

 Кто знал, что между миром и войной

 всего каких-то пять минут осталось» …

… «В землянках, в сумраке ночном,

На память нам придет —

Как мы в дому своем родном

Встречали Новый год» …

… «И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит» …

… «Этот старый вальс

Слышал много раз,

И опять он звучит в этот вечер.

Льется грустный вальс,

В этот тихий час

Вспоминаю далекие встречи» …

… «Журавли не ровным клином

Улетают далеко,

И уносят за собою

Лета нежное тепло.

Мир наполнится весной,

Оживет земля,

Я узнаю голос твой,

В крике журавля» …

… «Дорог военных колеи

В полях, разорванных войной...

Не разберешь: кому - свои,

Кому - ландшафт земли чужой»

… «День Победы. И в огнях салюта

Будто гром: - Запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту,

Да, буквально каждую минуту

Погибало десять человек!» …

У - Итог:  Молодцы, ребята, эпиграфы подобрали правильно, значит, вы правильно прочувствовали содержание, характер и настроение  этих песен.

У - А сейчас я предлагаю вам  второе задание:

(На столах каждой группы разложены те же тексты песен, учитель выделяет в классе 3 группы)

Задание №2

Разбить эти песни по их образному содержанию, т.е. выбрать песни:

   Первая группа

героико-патриотический образ                                                                                «День Победы», «Что такое День Победы» «Священная война»        

Вторая группа

  1. военную песню о любви (любовная лирика)                                              «Смуглянка»,  «Моя любимая», «В землянке»

Третья группа

  1. где раскрывается филосовско-лирический образ 

«В лесу прифронтовом», «Дороги», «Журавли»

У – А прежде чем вы приступите ко второму заданию, давайте вспомним, что  такое музыкальный  образ?

Д - Музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления.  Событие из жизни человека, народа, человечества.

У – А что же роднит музыку с литературой?

Д - Разнообразие интонаций

У - А какие бывают интонации?

Д - Взволнованные, торжественные,  величественные, печальные и т. д.,  в зависимости от передаваемых автором или композитором чувств.

Итог:

У -  музыкальный или литературный  образ это эмоциональные переживания, окрашенная чувством идея, в основе которой лежат интонации  речи или музыкальная интонация.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ФОНОВАЯ МУЗЫКА

СЛАЙД

Выполнение задания №2

У - ПЕРВАЯ ГРУППА, пожалуйста

У - Итак, скажите, ребята, в каких песнях раскрывается героический образ

Д - Д.Тухманов «День Победы»

А. Александров «Священная война»

С. Иваненко «Что такое День Победы»

У - Ребята, вы согласны?

У - Какая из песен была написана первой во время войны?

Д – «Священная война» (гимн защиты Отечества)

У - Почему Вы так решили? Почему вы решили, что она относится к героико-патриотическому образу?

Д- Песня начинается  словами “Вставай страна огромная”, слова звучат как призыв,  в ней  раскрывается образ народа-освободителя, народа-защитника

У – давайте посмотрим на экран,  послушаем часть этого произведения и попробуем проникнуться  настроением этой песни, и понять какие  чувства вызывала она  у людей того  времени.

СЛУШАНИЕ СЛАЙД

У - Что вы поняли, что вы почувствовали?

Д – Творческий ответ

У - Как Вы думаете, нужна ли была такая песня в годы войны? Зачем? Какую роль она сыграла в начале войны?

Д - Конечно нужна. Песня призывала народ объединиться на борьбу с врагом, она поднимала боевой дух солдат, призывала к всеобщему патриотизму.  

Итог: У – Я рада что вы смогли так глубоко прочувствовать и осмыслили свои чувства !!!

У – Было дано задание: найти материал об истории создания этого произведения

У - Кто из Вас нашел материал

Д - Творческий ответ уч-ся

У - Спасибо

 Итог: Ребята, я  думаю этот материал  был вам очень интересен и помог глубже познакомить с историческим прошлым через творчество военных лет

ВТОРАЯ ГРУППА

У - Какие песни выбрали  вы?

Д -  М. Блантер «Моя любимая»

       К. Листов «В землянке»

А. Новиков «Смуглянка»

У – Задание:

Передать образ своим проникновенным исполнением (произведение Матвея Блантера  «Моя любимая»)

У - А что же вы должны передать в этой песне?

Д - Задушевность, надежду о встрече, мечты…

У – Давайте распоёмся на слог «лю»  на мелодии этой песни

РАСПЕВАНИЕ

ИСПОЛНЕНИЕ

У - Итог: как вы считаете, вам удалось передать образ этой песни?

У – Я считаю, что у вас получилось!

У - Следующая песня   Константина Листова «В землянке»

У - Я дала задание найти материал об истории создания этого произведения.

Вы его прослушаете, и я надеюсь, что  он поможет вам передать правильный эмоциональный строй.

Д – Материал об истории создания

ИСПОЛНЕНИЕ

У - Итог: как вы считаете, вам удалось передать эмоциональный строй этой песни?

У - Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя почти 70 лет, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и посвятил его своей любимой женщине. Изначально «Жди меня» писалось вообще не для печати – это была личная исповедь, личное заклинание для себя. Миллионы солдат выживали, благодаря этому стихотворению – и Симонов не исключение. Впоследствии поэт скажет: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».

У - Я  пригласила ансамбль «Алёнушка»  исполнить произведение  К.Молчанова, на сл.К.Симонова «Жди меня»

У - Ваша задача понять, в чём сила этого произведения?

СЛУШАНИЕ

СЛАЙД

Д- В способности внушать

У – Итог:

 - За счёт стихотворного строя

В 12 строках в 8 раз повторено заклинающее слово жди, здесь раскрывается внушающая сила искусства

У – И ещё одно произведение, которое вы выделили из этой группы это произведение композитора   А. Новикова  «Смуглянка»

У  - А теперь, ребята, давайте обратим своё внимание на экран, посмотрим фрагмент художественного  фильма «В бой идут одни старики» и постарайтесь ответить на вопрос:

Чем эта песня отличается от предыдущих?

СЛАЙД

У – Как вы думаете, почему эта песня была востребована?

Д- Эти песни поднимали настроение  и «назло, наперекор  врагам»

Итог:

ТРЕТЬЯ ГРУППА

У - А теперь поговорим о песнях  философско-лирического характера

У – А как вы понимаете слово философского характера, что значит философия?

Д – Это размышление, мысли, воспоминания…..

У -  Какие же песни вы выделили «В лесу прифронтовом» «Дороги»

«Журавли»

У – О чём  размышляют в этих произведениях

Д - О жизни и смерти, о смерти во имя жизни

Д - Война-это встреча со смертью и когда смотришь ей в глаза, человек начинает вспоминать прожитые годы, задумываться о смысле жизни…

У – Я вам предлагаю исполнить по 1 куплету из этих произведений и постараться передать их философское звучание,…  взгляд со стороны, с неподвласности времени.

ИСПОЛНЕНИЕ

У - Смерть все же неподвластна  жизни…… память сильнее ….

ИТОГ:

Философичность  звучания  в  том и проявляется, что интересует не только судьба героя, но и судьба  всего человечества

 Итог урока:

У -  Сегодня мы прослушали, исполнили и узнали что-то новое о песне  военных лет

У -  Если я вам задам вопрос какое   было значение песни в военные годы и помогало ли оно людям пережить войну и прийти к Победе…., то это будет вопрос риторический …

У -         С песней народ прошагал всю войну, с песней встречал долгожданную Победу, с песней жива память о тех страшных испытаниях выпавших на долю русского народа.

Сегодня вы, ребята показали, что  знаете песни военных лет, представляете их значимость. И это мы все сегодня поняли по тому, как вы их слушали, как исполняли.

У -        Что дал вам сегодня этот урок, что нового для себя открыли

Д – творческий ответ….

У -        Мы порой не замечаем, что, слушая песню, которая нас трогает, исполняя её, проникаемся её настроением, и…  принимаем её содержание как своё мировоззрение

«Увы,  земной недолог путь,

И всё ж во власти человека –

Великое творя, шагнуть

За рамки собственного века»

Вот простой лист бумаги, я воздействую на неё, (сжимая лист)… -  неужели  наши души менее чувствительны, чем этот лист, я  поняла сегодня на уроке, что песня способна оставить след в вашей душе.

Так что же такое патриотизм?……… … Я это понимаю, как состояние души, когда сердце наполнено желанием служить Родине, желанием отдавать всё, чем она тебя напитала, это состояние благодарности…

Ваши победы, ребята, ещё впереди, и дай Бог, чтобы они были не военными, а служили миру и созиданию, прославлению нашей Родины…

У -   Хотелось бы завершить наш урок песней учителя нашей школы С.В Иваненко, который  написал произведение «Что такое День Победы», давайте вспомним  его и исполним.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"

Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...

Открытый урок "Мир авторской песни"

Видеоурок в 6 классеСсылка на видео:Мир авторской песниПрилагаемые материалы:1) Сценарий урока2) Презентация к уроку...

Открытый урок по теме: "Семя, его строение и значение"

Открытый урок для 6 класса по теме: "Семя, его строение и значение"...

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс...

Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения.

Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения....