Открытый урок "Мир авторской песни"
видеоурок по музыке (6 класс) по теме

Гущина Светлана Александровна

Видеоурок в 6 классе

Ссылка на видео:

Мир авторской песни

Прилагаемые материалы:

1) Сценарий урока

2) Презентация к уроку

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
городского округа Саранск

УРОК МУЗЫКИ
в 6 классе

МИР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

C:\Users\836D~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Подготовила: учитель музыки МОУ «СОШ №40» Гущина С.А.

Саранск 2015


Тема урока: МИР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жанром авторской песни.

Задачи:

а)        образовательные — развитие навыков и умений анализировать музыкальное произведение с помощью средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием песни; совершенствование навыков вокально-хоровой работы;

б)        воспитательные — воспитание уважительного отношения к героическому прошлому страны; формирование позитивного отношения к бардовской песне;

в)        развивающие — развитие у учащихся умение самостоятельно определять цель и средства ее достижения; развитие творческих способностей, коммуникативных навыков общения; формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей культуры.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии: проектная, использование информационных технологий.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, фортепиано, гитара, магнитная доска.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Музыкальная разминка.
  • Здравствуйте, ребята! Я рада нашей новой встрече. А начать наш урок я предлагаю, как всегда, с музыкальной разминки. И сделаем мы это на уже известном нам произведении современного американского композитора Роберта Роджерса «Звуки музыки». Оно для нас полезно тем, что в нем есть пение сольфеджио. А что такое пение сольфеджио? (Пение по нотам.)
  • Принимаем певческую позицию, выпрямляем спину, расправляем плечи, проверяем положение рук и ног.

(Исполнение фрагмента из кинофильма «Звуки музыки» Роберта Роджерса)

пение сольфеджио а капелла;

пение сольфеджио под аккомпанемент фортепиано; пение со словами в унисон; пение со словами двухголосно;

пение гаммы.

- Молодцы! Теперь наши голосовые и речевые аппараты подготовлены для дальнейшей вокально-хоровой работы, которой мы займемся чуть позже.

  1. Постановка цели и задач урока.
  • Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг на пути к ответу на вопрос «В чем сила музыки?». И поможет нам в этом тема сегодняшнего урока: «Мир авторской песни». Запишите тему урока в ваших тетрадях.

Актуализаиия знаний учащихся.

  • Ребята, а что вы знаете об авторской песне? (Что включает в себя это понятие? Известны ли вам представители мира авторской песни?)
  • А что хотели бы узнать сегодня на уроке об авторской песне? (Оформление целей урока на доске.)

Обобщение учителя.

  • Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас получит возможность открыть для себя яркий мир авторской песни и войти в него. И, возможно, найти там своё место.
  1. Изучение нового материала.

Слово учителя

  • Говоря об авторской песне, нельзя не вспомнить об одном удивительном месте и событиях, с ним связанных. Место это расположено в самом сердце нашей Родины — недалеко от Самары, на берегу Волги. Каждый год, первую неделю июля, сюда съезжается огромное количество людей с рюкзаками, палатками, походными принадлежностями, которые разбивают гигантский палаточный лагерь, готовят еду на кострах — и все это для того, чтобы стать участником или просто зрителем, слушателем знаменитого фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина.

Еще в школе Валера увлекался турпоходами и из каждого привозил новые песни. Ими он щедро делился со своими слушателями.

После школы Валерий поступил в Куйбышевский авиационный институт им. С. П. Королёва. Созданное им трио «Поющие бобры» стало всеобщим любимцем.

29 августа 1967 года, на шестом курсе института, Валерий погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонущих детей. У него не было времени на раздумье, на призыв о помощи. Без колебаний он бросился в стремительные воды сибирской реки. Двоих детей успел спасти, а самого накрыло волной. Один из друзей Валерия написал песню с такими словами:

Я не знаю, где веселья полюс,

Я не знаю, полюс скуки где,

Только знаю - полюс мужества

Ты открыл, Валерка, на реке Уде.

Каждый год эта песня звучит на фестивале, названном именем Валерия.

Друзья Валеры через год после гибели собрались вместе, пели, чтобы почтить память друга. Так родился ежегодный фестиваль авторской песни им. Грушина. -

Работа учащихся по группам (представление проектов)

  • А вот факты, цифры и подробности фестивальной жизни мы узнаем из выступлений ваших одноклассников. Вы заметили, что сегодня мы расположились необычно — по группам. Каждая имеет название и получила предварительное задание. Так, группа «Архивариусы» поработала дома с архивными материалами. И вот что выяснилось...

(Выступление учащихся из группы «Архивариусы»),

Мы, «Архивариусы», сейчас озвучим статистические данные, свидетельствующие о повышении интереса и возрастающей популярности этого фестиваля. Судите сами:

1967 год — первый фестиваль туристической песни им. Валерия Грушина прошел в Жигулях в Каменной Чаше. Присутствовало более шестисот человек. Шел дождь со снегом.

1977 год — на десятый фестиваль уже съехались уже 38 тысяч человек из 67 городов. За десять лет проведения фестиваля в бюро находок было сдано 105 часов, 86 ножей, 74 топора, 45 плавок, 97 бумажников и 56 детей. Самому юному участнику фестиваля исполнилось ровно две недели.

1987 год — 41 тысяча человек из 106 городов.

1997 год — 180 тысяч участников из 140 городов.

В последние годы фестиваль проводится одновременно в трех местах — на Федоровских лугах, Майстрюковских озерах и (последние два года) — на одном из волжских островов близ Майстрюков. Количество участников достигает до трехсот и более тысяч человек.

  • Полагаю, столь содержательное выступление «Архивариусов» не могло не заинтересовать вас, ребята. И вызвало желание побывать в местах проведения Грушинского фестиваля, хотя бы заочно. Именно такую экскурсию проведут для вас экскурсоводы из группы «Краеведы».

(Выступление учащихся из группы «Краеведы». Демонстрация презентации).

Мы прошлись по местам Грушинского фестиваля и хотим вам показать следующее: вот знаменитый «спуск энтузиастов», который надо преодолеть каждому приезжающему на фестиваль, чтобы попасть в палаточный город.

Вот сам город, в котором есть свои улицы, проспекты, площади и огромное количество концертных площадок, на которых днем и ночью идут выступления участников фестиваля — и солистов, и музыкальных коллективов. Причем у каждой концертной площадки есть название - «На Пеньках», «Чайхана», «Зазеркалье», «БакенБардов».

А вот стоянка наших земляков, почитателей авторской песни из Мордовии. Она называется «Бобры, грызущие вместе».

Вот фотография ночного концерта на одной из таких площадок. А на этом слайде — внутренняя жизнь палаточного города. Видите — как все просто, по-походному. Но бытовые неудобства никого не смущают. Многие приезжают сюда за сотни и даже тысячи километров от дома, тратят немалые деньги на дорогу, привозят с собой детей — и все это для того, чтобы насладиться искусством авторской песни.

  • Ребята, это ли не пример воздействия музыки на человека, о котором мы говорили в начале года! А известны ли вам наши земляки, побывавшие на фестивале авторской песни им. Валерия Грушина?
  • Рада вам сообщить, что сегодня к нам в гости пришел наш земляк, ученик нашей школы, у которого уже есть опыт создания авторских песен — Казеев Вадим.

Выступление гостя

  • Мне посчастливилось побывать на фестивале несколько раз. И я, как очевидец, могу сказать — на Грушинском фестивале можно встретить представителей самых разных музыкальных стилей и направлений — реперов, рокеров, металлистов, панков и т.д. Так вот - всех их, таких разных в своих музыкальных пристрастиях и вкусах, объединяет атмосфера дружелюбия, творчества, любовь к правдивой и прекрасной музыке.

А это, посмотрите — сувениры с Грушинского фестиваля. Часть из них привезла моя старшая сестра, часть — я сам. Это символические гитары-кулоны с датами проведения каждого фестиваля. Кстати, гала-концерт, который проводится в последнюю ночь фестиваля, располагается на плавучей сцене в виде гигантской гитары, лежащей на воде. Увенчана эта сцена-гитара огромным парусом — символом романтики и надежды. А зрители располагаются на склоне горы, сидя прямо на траве. Усеянное крупными летними звездами небо, сверкающий парус над водной гладью, и, наконец, музыка, усиленная мощной аппаратурой — все это оставляет незабываемое впечатление.

А сейчас я исполню для вас песню великого барда Булата Окуджавы «Если я заболею».

(Исполнение авторской песни.)

  • Ребята, давайте поблагодарим Вадима бурными аплодисментами. И поскольку Вадим больше композитор, чем поэт, вы получаете сегодня творческое домашнее задание — подготовить стихи собственного сочинения, из которых Вадим на конкурсной основе выберет лучшие и положит их на свою музыку. И возможно, результат такого коллективного творчества прозвучит на одном из наших школьных концертов.

Знакомство с новой авторской песней

  • Теперь мы переходим к знакомству с новой авторской песней. Вспомните, как можно назвать одним словом авторов и исполнителей своих песен? (Барды.)

-Верно. Ребята, сегодня на уроке уже звучали имена бардов Татьяны и Сергея Никитиных. И вновь встреча с их творчеством. Слово группе «Музыковеды».

(Выступление учащихся из группы «Музыковеды».)

Сегодня мы не случайно говорим о творчестве именно этих исполнителей. С 1968 года Татьяна и Сергей Никитины - неоднократные лауреаты фестивалей авторской песни, постоянные члены жюри Грушинского фестиваля. Участвовали в различных телепередачах. Их гастрольные выступления проходили во многих городах России и за рубежом.

Татьяна и Сергей Никитины познакомились, будучи студентами физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Во время учебы, в 1967 году, начали петь вместе, сначала в квинтете физиков, которым руководил Сергей Никитин, а с 1974 года начали петь дуэтом. Долгое время они совмещали музыкальную деятельность с научной работой: оба - кандидаты физико- математических наук.

Вместе исполняли песни Сергея Никитина и песни друзей-бардов - "Резиновый ежик", "Когда мы были молодые", "Александра", "Переведи меня через майдан", "Брич-Мулла", "Под музыку Вивальди".

  • Тема истории нашей страны нашла отражение и в творчестве Никитиных. Вспомните их произведение, разученное нами в пятом классе. («Песня о маленьком трубаче»),
  • Верно. Тема Великой Отечественной войны нашла свое воплощение в этой авторской песне. Песня, которую я сегодня предлагаю вашему вниманию, посвящена ещё одной тревожной странице нашей истории - гражданской войне, войне, которая ведется между гражданами одной страны. Они сражаются за свои идеалы и убеждения.

Анализ авторской песни

Сейчас я исполню вам новую песню, а вы определите основное эмоциональное состояние, которое вызывает это произведение.

Итак, песня Никитина «Красный командир».

(Исполнение учителем песни Сергея Никитина «Красный командир».)

- Какое основное эмоциональное состояние вызывает эта песня? (На доске вывешены таблички с надписями, выражающими различные эмоциональные состояния. Учащимся предлагается выбрать соответствующие музыке и содержанию песни С. Никитина.)

- А сейчас еще раз послушаем авторскую песню и с помощью средств музыкальной выразительности сделаем её точный и грамотный анализ. Можно для этого воспользоваться записями в ваших тетрадях.

(Слушание песни и ее анализ:

динамические оттенки, темп, звуковедение, регистр, лад)

Вокально-хоровая работа

- А теперь приступаем к вокально-хоровой работе. Вновь принимаем певческую позицию.

  1. Первый куплет — прием «эхо» с применением репетиционного жеста;
  2. Беззвучное пение;
  3. Пение вслух;
  4. Второй куплет — прием «самостоятельное эхо» (без голоса учителя);
  5. Беззвучное пение;
  6. Пение вслух.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
  • Работу над песней Никитиных мы продолжим на следующем занятии. А сейчас подведем итоги урока.

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Что вам показалось интересным?

Что вам этот урок дал для жизни?

  • Ребята! В конце нашего урока я хочу вам дать совет. Пока существует в нашей жизни такое замечательное явление, как фестиваль авторской песни, обязательно воспользуйтесь этим, постарайтесь найти возможность и побывать там, чтобы ощутить на себе преобразующее влияние музыки, еще раз ответить на вопрос — в чем ее сила? Конечно же — в ее красоте и правде. А завершит наш урок песня, ставшая негласным символом Грушинского фестиваля. Это песня Олега Митяева «Изгиб гитары желтой».

Но прежде чем прозвучат ее первые аккорды, давайте, по уже сложившейся традиции, выразим общее настроение нашего урока цветными нотками. Выберите из них те, что соответствуют вашему настроению, и поместите их на нотный стан. Ну а если песня Олега Митяева вам знакома, а я уверена, что для многих из вас так оно и есть, то присоединяйтесь и подпевайте.

(Звучит песня О. Митяева «Изгиб гитары желтой».

Дети помещают цветные ноты на магнитную доску.)

  • Судя по вашему настроению, наш урок — удался! До свидания, до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."

История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева,  А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...

Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.

Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...

Внеклассное мероприятие авторской песни для старшеклассников «Песни XX века»

План:       1.Что такое «авторская песня»?       2.Из истории бардовской песни.       3.Современные барды - кт...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

Урок внеклассного чтения в 11 классе: «Современная авторская песня. В.Высоцкий» Литературно – музыкальная композиция. «Я весь прозрачен, как открытое стекло…»

Цели урока:познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора и исполнителя В.Высоцкого;выяснить ответ на вопрос: почему Высоцкий был запрещен и непризнан в 70-е гг и знаменит сейчас;прививать любовь ...