Открытый урок литературы "Авторская песня" 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс)

Зинаида Александровна Тюнина

Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Авторская песня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literatury._avtorskaya_pesnya.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  литературы в 11 классе.

Тема  «Авторская песня»

Цель:

  • определение места авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры   страны.

Задачи:

  • знакомство с творчеством поэтов - песенников;
  • развитие способности вдумчивого и выразительного чтения;
  • развитие сплоченности коллектива через совместное прослушивание известных песен и чтение стихотворений;
  • формирование читательского интереса к поэзии поэтов-песенников.

Коррекционные:

  • активизация познавательной деятельности;  
  • выработка умений позитивного и конструктивного общения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, аудиозаписи песен, видеоклипы, распечатка стихотворений.

 

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока. Звучит фонограмма.

Слайд 1

Как мало истинных поэтов,
Рождает праведная Русь.
Их песни в муках были спеты,
Но мы их помним наизусть.

Слово учителя.

Слайд 2

                    

- Сегодня мы познакомимся с творчеством нескольких поэтов-песенников, почитаем их стихотворения и прослушаем песни.

Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка.  (Н.В. Гоголь)

2. Основная часть.

- Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть - авторская, самодеятельная, или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, со своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.

- Есть ли у вас любимый автор?

- Авторская песня  противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова...

          Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...

- Кто же такие барды?

Слайд 3

Притча:

Давным–давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.

- Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца.

Слайд 4

Звучит песня В. Высоцкого

- Имя барда Владимира Высоцкого известно всем. К его песням можно относиться по-разному: можно любить и не любить, можно признавать и отвергать. Но мимо его песен нельзя пройти, сделать вид, что они не существуют – сами песни не дадут этого сделать, ибо они всегда заметны, всегда слышимы.

Слайд 5

Сообщение о В.Высоцком ( готовит ученик)

        За свою короткую жизнь (42 года) Высоцкий написал около 100 стихотворений, 600 песен, сыграл много ролей в театре, снялся в десятках ролей в кино. В 60-е годы XX века появились первые песни. Своим учителем он считал Булата Окуджаву и позже посвятил ему песню «О правде и лжи». Петь начал со сцены в 27 лет – сначала с друзьями по театру на таганке, позже – с сольными концертами.

        Есть песни очень серьёзные – «Спасите наши души» - её он посвятил морякам-подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Эта песня остается актуальной и в наше время, так как и в мирное время продолжают гибнуть наши ребята.

        Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность - растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надежность и правда. Следующая песня, прозвучавшая в кинофильме «Вертикаль», принесла известность Высоцкому.

        Высоцкий пел о повседневной жизни, о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов, о любви.

        Умер Высоцкий в Москве 25 июля 1980 года, в тот год, когда там проходили Олимпийские игры. Город был закрытым, лишняя шумиха и демонстрации поклонников были не нужны властям, но проститься с кумиром пришла почти вся Москва. В этот день должен был состояться спектакль с участием Высоцкого. Над кассой висело объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек билет не сдал – каждый хранит его как реликвию.

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, поют его песни и печатают о нем книги.

Слайд 6

Стихотворение «Песня о друге» ( читает ученик ) .

Слайд 7

Звучит песня Виктора Цоя “Группа крови”.

Слайд 8

- Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем.  

Сообщение о Викторе Цое (готовит ученик)

Слайд 9

Виктор Цой  родился 21 июня 1962 года в городе на Неве. К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.

        Его альбомы “Это не любовь” и “Ночь”, закрепили за Цоем титул первого рок – музыканта страны. Во второй половине 70-х певец уже стал живой легендой. А 1986 году о группе “Кино” впервые сняли фильм.

        Цой ездил по стране и выступал с аншлагами на стадионах. Без него не обходился ни один крупный фестиваль. А питерская котельная, где работал Цой, стала чем-то вроде музея солиста группы “Кино”.

        В1988 году Цой впервые побывал в Америке, он дал в США свой единственный концерт. Потом Виктор успел побывать в Японии японские продюсеры, видя бешеный успех группы “Кино”, предложили организовать мировое гастрольное турне. Цой согласился, но вскоре вернулся в Москву. У него был очень ответственный концерт в “Лужниках”.

        24 июня 1990 года на выступление артиста пришли 65 тысяч человек – это был абсолютный рекорд по количеству зрителей на концерте в нашей стране. Все четыре часа зрители стоя пели с Виктором его песни. Его долго не хотели отпускать со сцены, он улыбался и обещал снова встретиться.

        В начале июля он уехал на два месяца отдыхать под Юрмалу.15 августа 1990 года Цоя не стало. Его автомобиль “Москвич-2141” столкнулся с рейсовым автобусом “Икарус”. Машина Цоя ехала со скоростью 130 километров в час. Певец выехал на встречную полосу, не справился с управлением и не смог избежать лобового столкновения с автобусом. Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Водитель “Икаруса” не пострадал. Судмедэксперт засвидетельствовал, что в момент аварии Цой был трезв. Анализ клеток головного мозга показал, что Виктор уснул за рулем…

        В Москве на Арбате возникло уникальное явление “Стена Цоя”, где приезжающие со всех концов страны фанаты “Кино” оставляли надписи, выражающие любовь к безвременно ушедшему кумиру. До сих пор его песни являются откровением для тысяч молодых людей. С нами остались его роли, его песни, вот только одной яркой звезды на отечественном небосклоне нам очень не хватает…

Стихотворение ( читает ученик )

Звучит песня Игоря Талькова “Памяти Виктора Цоя”(клип).

- Эту песню “Памяти Виктора Цоя”написал Игорь Тальков в августе 1990 года.

Слайд 10

Сообщение об Игоре Талькове ( готовит ученик)

        Тальков Игорь Владимирович родился 4 ноября 1956 года. Стихи начал писать очень рано. Но, только находясь  в армии, Тальков многое начал понимать всерьез. После армии он сотрудничал с многими известными группами. Пытался создать свою группу и пробиться в качестве автора-исполнителя, но у него ничего не получалось.

        Но Игорь не отчаивался. Он писал и пел песни о том, что его волновало. Свобода творчества – его принцип. Он боролся с несправедливостью и со злом. Его песни за правду и добро. Его долг – донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа. Он говорил:

Россия – боль моей души.
Социальные песни – крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни
.

И его время пришло. Его узнали не только как лирического исполнителя, но и как создателя песен гражданского содержания, а ему это было очень важно, поскольку песни политические, социальные – крик и боль его души.

        Песни гражданского содержания – его метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, он решил бороться до конца.

        Но правительство не могло этого допустить, и его убрали.

Однажды в 1983 году, когда Игорь с другими музыкантами летел в самолете на очередные гастроли, кто – то из ребят с испугом говорил об авиакатастрофах. На что Игорь произнес: “Не бойтесь со мной летать, в авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут”.

        Его слова оказались пророческими. 6 октября 1991 г. в Санкт_- Петербурге за кулисами выстрелом  из револьвера был убит Игорь Тальков. Шёл концерт. Пуля угодила прямо в сердце. Сделать было ничего нельзя. Россия потеряла ещё одного верного сына, поэта, композитора.

        Слайд 11

Стихотворение ( читает ученик ) .

Звучит песня И. Талькова «Я вернусь»

Слайд 12

Учитель

Когда во всех концах державы,

Магнитной лентой шелестя,

 Возникли песни Окуджавы,

 Страна влюбилась в них…

Слайд 13

Сообщение о Булате Окуджава ( готовит ученик)

Булат Шалвович Окуджава (1924 – 1997) – знаменитый русский, советский писатель, поэт, переводчик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен. В его творческой копилке около двух сотен авторских песен, является одним из родоначальников жанра современной авторской песни.

Детство

Согласно краткой биографии Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в многонациональной семье: его отец, Шалва Окуджава, был грузинских кровей, а мать, Ашхен Налбадян – армянских.

О Булате Шалвовиче ещё при жизни ходило множество легенд. Например, многие полагали, что его талант родился и расцвел во время войны. Однако, его жена Ольга утверждала обратное. На фронте его лирика была дилетантской, и большая часть не сохранилась. Самые лучшие произведения были созданы в 50-е годы.

Творческие люди, как правило, не обращают на быт никакого внимания. Но Булат Окуджава не входил в их число. Он умел все: и посуду помыть, и приготовить, и молотком поработать. При этом, главой семейства всё равно была Ольга Окуджава. Она решала, как действовать и когда. Он же её любил и слушался.

В 1991 году у Булата Окуджавы обнаружили серьезное заболевание сердце. Немедленно требовалась операция, которая в то время стоила не один десяток тысяч долларов. Конечно, у семьи такая сумма не водилась. Лучший друг поэта Эрнст Неизвестный даже собирался взять ссуду под залог своего дома. Но деньги собрали всем миром: кто доллар, кто сто.

Окуджава был атеистом, и все время говорил, что в Бога не верует. Но перед самой смертью всё же был, по настоянию жены, окрещен. Она полагала, что не мог человек такой громадной души быть неверующим.

Слайд 14

Стихотворение ( читает ученик ) .

Звучит песня «Давайте говорить друг другу комплименты»

3. Заключение

- Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.

- Сегодня мы говорили о творчестве лишь некоторых представителей авторской песни – рассказать обо всех не хватит и десяти уроков. Тематика их песен очень разнообразна и обширна. Они считали своим долгом донести до слушателя то, о чем болит и кричит душа.

        Лучшее признание для поэта – постоянное обращение к его песням. Так, например,  песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» всегда звучит на слетах, фестивалях да и просто в компании друзей. На этой лирической ноте мне и хочется закончить наш урок.

Слайд 15

Ролик «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

4. Рефлексия.

        В конце урока ребятам раздаются листочки с рисунком гитары, на которых они записывают свои впечатления об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...