Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Гнучая Галина Александровна

Материал содержит информацию о рабачей программе по биологии для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1576 с учетом рекомендаций

2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

3На основе  авторской программы по биологии Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С.(Биология: 5 -11 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2014.).

4.Основной образовательной программы ООО МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

5.Приказ о федеральном перечне учебников от 18 июля  2016 г.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2018
  2. С.В. Суматохин, В.С.Кучменко.Биология.7 класс. Рабочая тетрадь № 1.– М.: Вентана-Граф, 2018.
  3. С.В. Суматохин, В.С.Кучменко.Биология.7 класс. Рабочая тетрадь № 2.– М.: Вентана-Граф, 2018.
  4. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2016.-176 с.
  5. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2012.-80 с.
  6. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2015

Описание места учебного предмета в учебном плане школы

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

2.Планируемые предметные результаты изучения курса биологии в 7 классе основной школы:

Учащийсянаучится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Учащийсяовладеетсистемой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Учащийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Учащийсяприобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

          Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

         Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

3.Содержание учебного предмета

  1. Общие сведения о животном мире (3 часа)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга ХМАО.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Контрольная работа

Тема 2. Строение тела животных (2 часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»

Тема 3. Подцарство Простейшие или одноклеточные животные (2 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы  региона.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение строения инфузории-туфельки

4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (1 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

Зачет №1

Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часа) 

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

1.Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

Изучение внешнего строения дождевого червя.

Обобщение знаний по теме «Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

Зачет №2

Тема 6. Тип Моллюски (2 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»

Тема 7. Тип Членистоногие (3 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых ХМАО.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения черного таракана)

Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»

Зачет №3

Тема 8. Тип хордовые

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Тема 8.1 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (3 часа)

 Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики ХМАО. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.

Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.

Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»

Тема 8.2 Класс Земноводные (2 часа)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы

Изучение скелета лягушки.

Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные»

Зачет №4

Тема 8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные работы:

Изучение их внешнего строения.

Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся»

Тема 8.4. Класс Птицы (4 часа)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения птицы.

Изучение перьевого покрова и различных типов перьев.

Изучение строение куриного яйца.

Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»

Зачет №5

Тема 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (5 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Исторические особенности развития животноводства ХМАО.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

Изучение строения скелета млекопитающих.

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»

Зачет №6

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (2 часа)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.  

Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса.

4.Учебно- тематический план

Тема программы

Количество часов

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ

3

2.СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ

2

3.ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ, ИЛИ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

2

4 П/ЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

1

5 ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ И КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

3

6.ТИП МОЛЛЮСКИ

2

7. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ.

3

8..ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ

1

9.ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ

3

10 КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ

2

11. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

2

12. КЛАСС ПТИЦЫ

4

13.КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ , ИЛИ ЗВЕРИ.

5

14. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА

2

ИТОГО

35

5.ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ( 7 класс)

Тема программы

Количество часов

№ п/п

Тема урока

Лабораторных работ

Экскурсий

1.

Общие сведения о животном мире

1

1.

Зоология – наука о животных. Основные систематические группы

№1

2.

Строение тела животных

1

2.

Клетка, ткани, органы, системы органов.

3.

Подцарство Простейшие

2

3.

Тип Саркодовые, жгутиконосцы.

4.

Тип Инфузории, Значение простейших.

№1

4.

Тип Кишечнополостные

1

5.

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

5.

Тип Черви

3

6.

Тип Плоские черви

7.

Тип Круглые черви

8.

Тип Кольчатые черви

№2

6.

Тип Моллюски

3

9.

Класс Брюхоногие

10.

Класс Двустворчатые

№3

11.

Класс Головоногие

7.

Тип Членистоногие

4

12.

Класс Ракообразные

№4

13.

Класс Паукообразные

14.

Класс Насекомые. Тип развития

15.

Общественные насекомые

8.

Тип Хордовые

3

16.

Бесчерепные

17.

Внешнее и внутреннее строение рыб

№5

18.

Систематические группы рыб

9.

Класс Земноводные

2

19.

Строение и среда обитания земноводных

20.

Годовой жизненный цикл, разнообразие.

10

Класс Пресмыкающиеся

2

21.

Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся

22.

Размножение и многообразие пресмыкающихся.

11

Класс Птицы

5

23.

Внешнее строение. Скелет птиц.

№6

24.

Внутреннее строение птиц

№7

25.

Размножение птиц

26.

Разнообразие птиц

27

Значение и происхождение птиц

12

Класс Млекопитающиеся

5

28

Внешнее и внутреннее строение млекопитающих

№8

29

Происхождение млекопитающих

30

Высшие, плацентарные животные

31

Экологические группы млекопитающих

32

Значение и охрана млекопитающих

13

Развитие животного мира на Земле

3

33

Доказательства эволюции животного мира

34

Итоговая проверка знаний

35

Современный животный мир

№3

итого

35

8

3


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу биологии   «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс.

№ урока

Название раздела

Название темы

кол.

час

Элементы содержание

Результаты: предметный, межличностный, личностный

Информационн-методическое,программное обеспечение.

ИКТ, ТСО

д/з

календ

сроки

план

факт

  1. Общие сведения о мире животных

Зоология — наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

1

Зоология. Систематика. Морфология. Физиология. Анатомия. Эмбриология. Палеонтология. Генетика. Этология. Многообразие и значение животных. Среда обитания. Среда жизни. Факторы среды. Взаимосвязи в природе. Биоценоз. Цепи питания. Продуценты. Консументы. Редуценты.

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира объяснять, что связывает тебя с природой.  Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. .Выделение взаимосвязи человека и окружающей среды.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

Классификация животных и основные систематические группы.

1

Систематика. Классификация. Вид. Род. Семейство. Тип. Царство. Популяция. Ареал.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выделение взаимосвязи человека и окружающей среды.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

1

Прямое воздействие. Косвенное воздействие. Красная книга. Заповедник. Позвоночные. Беспозвоночные.

Испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.  Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира объяснять, что связывает тебя с природой.  Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выделение взаимосвязи человека и окружающей среды.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК сообщение

  1. –5.

2. Строение тела животных

Клетка. Ткани. Органы и системы органов.

2

Цитология. Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Органоиды. Ядро. Хромосомы. Вакуоль. Митохондрии. Рибосомы. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточный центр. Ткани: эпителиальная, соединительная, Мышечная, нервная. Строение, значение.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) Выделение существенных признаков биологических объектов приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК микроскоп, микропрепараты

  1. Подцарство Простейшие (Рrotozoa)

6

Класс Саркодовые (Sarcodina).

Класс Жгутиконосцы (Mastigophora).

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК микроскоп, микропрепараты

7.

Тип Инфузории (Ciliophora). Лабораторная работа. Многообразие. Паразитические простейшие.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК микроскоп, микропрепараты

Подцарство Многоклеточные животные (Меtazoa)

8.

Тип Кишечнополостные (Coelenterata). Морские кишечнополостные.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Эктодерма, энтодерма. Колония. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных, роли различных организмов в жизни человека.Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК микроскоп, микропрепараты

9

5. Типы: Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви (Nemathelminthes), Кольчатые черви (Аnntlida)

Тип Плоские черви (Plathelminthes).

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Полость тела (целом). Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК микроскоп, микропрепараты

10

Тип Круглые черви (Nemathelminthes).

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

11.

Тип Кольчатые черви (Аnntlida). Класс Малощетинковые черви (Oligochaeta). Лабораторная работа.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов, приспособлений организмов к среде обитания. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

12

6. Тип Моллюски (Mollusca)

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Мантия. Кровеносная система. Двухкамерное сердце. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма, приспособлений организмов к среде обитания.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

13

Класс Двустворчатые моллюски (Bivalvia). Лабораторная работа. Класс Головоногие моллюски (Cephalopoda)

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

14

7. Тип Членистоногие (Arthropoda)

Класс Ракообразные (Crustacea). Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения рака»

1

Строение, жизнедеятельность, размножение. Хитин. Наружный скелет. Прерывистый рост. Фасеточные глаза. Мозаичное зрение. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

15

Класс Паукообразные (Arachnida).

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Хелицеры. Паутина. Паутинные железы. Роль.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

16

Класс Насекомые (Insecta). Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения насекомых»

Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи — общественные насекомые. Полезные насекомые.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Развитие с полным и неполным превращением. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.  Выделение взаимосвязи человека и окружающей среды. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

Тип Хордовые (Chordata)

17

Надкласс Рыбы (Pisces).

Общие признаки хордовых животных. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека. Роль в эволюции.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сформированность эстетического отношения к живым объектам. Овладение составляющими проектной деятельности Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов, приспособлений организмов к среде обитания.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

18

Тип Хордовые. Подтип. Позвоночные (Черепные) Надкласс Рыбы (Pisces). Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения рыбы»

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Среда обитания. Адаптация. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

19

Внутреннее строение рыбы (на примере костистой).

Особенности размножения рыб.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Значение.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

20

Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана Подведене итогов..

1

Классификация рыб. Многообразие. Значение. Искусственное разведение. Прудовое хозяйство.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сформированность эстетического отношения к живым объектам. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

21

Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia)

Места обитания и строение земноводных. Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения лягушки» Строение и деятельность внутренних органов.

1

Земноводные (амфибии). Особенности внешнего строения и скелета в связи с выходом на сушу. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Трёхкамерное сердце, два круга кровообращения. Роль.Кожное дыхание.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сформированность эстетического отношения к живым объектам. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

22

Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

1

Хладнокровные животные. Оцепенение. Развитие с метаморфозом. Головастик. Кистепёрые рыбы. Ихтеостегиды Бесхвостые, хвостатые, безногие земноводные. Значение, охрана..

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

23

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

Особенности строения, жизнедеятельности, среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

24

Многообразие пресмыкающихся.

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Урок-конференция.

1

Роль в природе и жизни человека. Сообщения о группах изучен.животных.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

25

Класс Птицы (Aves)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа. Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа: «Строение пера»

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Перьевой покров. Приспособления к полёту. Особенности скелета: срастание и отсутствие костей, полые кости. Киль. Цевка.

Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) Сформированность эстетического отношения к живым объектам. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

26

Внутреннее строение птиц.

Размножение и развитие птиц. Лабораторная работа: «Строение куриного яйца»

1

Четырёхкамерное сердце. Воздушные мешки. Роль в природе и жизни человека. Строение и развитие яйца. Зародышевый диск Халазы. Известковая скорлупа. Выводковые и гнездовые птицы.  

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

27

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Многообразие птиц.

1

Ритуальное поведение, токование, брачные танцы. Половой деморфизм. Гнездование. Насиживание. Послегнездовой период. Сезонные миграции. Кочующие, перелётные, оседлые птицы. Ориентация в пространстве. Классификация птиц. Характерные особенности.  Многообразие птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Овладение составляющими проектной деятельности Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

28

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Урок-конференция.

1

Особенности строения птиц, связанные с образом жизни и средой обитания. Сообщения, доклады об основных группах изученных животных. Дебаты.

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира объяснять, что связывает тебя с природой.  Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

29

Класс Млекопитающие, или Звери (Mammalia)

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Внутреннее строение млекопитающих.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

30

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.

1

Плацента. Матка. Молочные железы. Внутриутробное развитие. Живорождение. Беременность. Забота о потомстве.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

31.

Высшие, или Плацентарные, звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

32.

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы.

1

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Роль в природе и жизни человека.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Различение на таблицах частей, органов и систем органов живого организма.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

33.

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

1

Экологические группы млекопитающих. Мвязь строение и среды обитания. Многообразие. Особенности и жизнедеятельности. Распространение.

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира объяснять, что связывает тебя с природой.  Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Сформированность эстетического отношения к живым объектам. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения организмов. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

34.

Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции животного мира.

1

Палеонтологические, анатомо морфологические, эмбриологические, географические.

Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира объяснять, что связывает тебя с природой.  Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Овладение составляющими проектной деятельности. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выделение существенных признаков биологических объектов приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Выделение взаимосвязи человека и окружающей среды. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных, роли различных организмов в жизни человека.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК

35

Учение Ч. Дарвина об эволюции. Обобщение изученного материала

1

Эволюционное учение. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Основные понятия курса

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира объяснять, что связывает тебя с природой.  Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных, роли различных организмов в жизни человека. Выделение существенных признаков биологических объектов приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными.

Таблица, ИКТ, презентация, ПК


Описание материально-технического обеспечения преподавания предмета

Перечень учебно-методического обеспечения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017

а также методических пособий для учителя:

1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

Список литературы

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Дополнительная литература для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Контрольно-измерительные материалы

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,  тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Оценка результатов обучения по рабочей программе

Выделяются следующие принципы при оценке результатов ее эффективности: контрольные срезы проводятся в конце первого полугодия и  учебного года с целью установления динамики личностных достижений учащихся.

Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...