Урок в 9 классе "Клетка как система органоидов"
план-конспект урока по биологии (9, 10 класс)

Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна

Развивающий урок по разделу " Основы цитологии" в 9 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletka_kak_sistema_organoidov.docx13.48 КБ
Файл integrirovannyy_urok_v_10.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Клетка как система органоидов.

Урок обобщения и коррекции знаний.

Информационная карта урока (ИКУ)

Целеполагание ученика

Целеполагание учителя

  1. Оценить собственный уровень знаний содержания темы
  2. Повторить и закрепить перед зачетом полученные в течение изучения темы знания.
  3. Развивать индивидуальный стиль учебной деятельности при работе с учебным материалом
  1. Организовать индивидуальную работу по обобщению и закреплению знаний в комфортном для каждого ученика режиме деятельности.
  2. Организовать индивидуальную работу по развитию «западающих» параметров индивидуального стиля учебной деятельности для каждого ученика в режиме учебных затруднений.
  3. Помочь учащимся оценить уровень готовности к зачету и способы коррекции выявленных недочетов

Опорные термины, понятия

Новые термины, понятия

Все термины и понятия изученной темы

-

Домашнее задание: По результатам урока каждый ученик выявляет для себя те вопросы, которые ему необходимо проработать при подготовке к зачету.

Этап урока, краткое содержание

Дидактическое обеспечение

Деятельность учащихся, обратная связь, рефлексия

  1. Орг. Момент.

Разминка( работа в трех модальностях – визуальной, аудиальной, кинестетической)

Слайды компьютерной презентации

Наборы карточек с терминами

Карта самооценки

Учащиеся выполняют задания разминки, оценивают результаты, выделяют недостаточно усвоенный материал, работают индивидуально

  1. Выполнение индивидуальных заданий, дифференцированных по уровням сложности на ведущих каналах восприятия информации

Слайды компьютерной презентации

Наборы карточек с терминами

Карта самооценки



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 10-11 классе.

Тема: Демографические показатели популяции.

Технологическая карта занятия.

Цели:

-образовательные: сформировать знания о популяциях; изучить их свойства, структуру, демографические показатели; охарактеризовать современные проблемы демографической ситуации

- развивающие: развить у учащихся познавательные навыки поиска и анализа информации; дать первичный опыт анализа демографической ситуации с точки зрения характеристик популяции

- воспитывающие: воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний; раскрыть возможность выбора поведенческих моделей каждым жителем России Сформировать у учащихся навыки ответа на вопросы итоговой аттестации в форме ЕГЭ (Задания части  С ).

Вид занятия : Интегрированное занятие , лекция с элементами беседы и самостоятельной работы

Тип урока: комбинированный

Из программы: популяция, демографические характеристики популяции, использование демографических показателей популяций в cельском и лесном хозяйстве, в промысле, в медицине, в человеческом обществе.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Технологии: развития умственной деятельности – проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые; технологии группового обучения, здоровьесберегающие технологии

Ход урока

  1. Организационный момент

В настоящее время наиболее яркие открытия происходят на стыке наук. Возникают новые науки: биоинженерия, бионика, биоинформатика. Это яркий пример интеграций наук. Сегодня на уроке мы с вами совместим материал биологии и обществознания. По биологии мы изучили тему: Популяция, по обществознанию – Проблемы современной демографии. Как совместим эти две темы.

Итак, тема сегодняшнего урока:  

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

Вопросы:  - Что является структурной единицей вида и эволюции?

                  - Дайте определение понятия «популяция».

                  - Составим характеристику популяции в целом

                  - Приведите примеры популяций.

Дополнительный материал: презентация о группировках внутри популяции ( подготовлен учащимися)

Вопрос: Почему эти группы мы не можем назвать популяциями. ( Не способны устойчиво поддерживать сами себя – могут распадаться

Групповая работа – в форме дискуссии:

Задают вопросы друг другу.

  1. Изучение нового материала

В биотических сообществах каждая популяция играет отведенную ей роль, составляя с популяциями других видов, некое природное единство, развивающееся по своим законам.

Для понимания этих законов очень важно знать основные экологические характеристики популяции.

К основным экологическим характеристикам популяции относятся:

- плотность расселения

- общая численность особей

- скорость роста

- продолжительность жизни

- количество производимого потомства

Эти характеристики называются демографические показатели популяции.

Они очень важны для предугадывания возможных изменений, происходящих как в отдельных популяциях, так и во всем сообществе или экосистеме.

Вопрос: Можно ли такие характеристики, как рождаемость, смертность, возрастной состав и численность особей рассматривать на уровне организменном ( отдельного организма)?

Нет. Они имеют смысл только на групповом уровне, т.е. популяционно-видовом. Отдельный организм рождается, стареет и умирает, поэтому применительно к ней нельзя говорить  о рождаемости, смертности, возрастной структуре, численности

Задание: (парная работа) Изучить, рассмотреть основные демографические показатели популяции.

1пара- Плотность популяции

2 пара – Рождаемость

3 пара- Смертность

4 пара – Возрастная структура

Запись на готовых карточках

Характеристика

Определение, значение

  1. Плотность

  1. Рождаемость

  1. Смертность

  1. Возрастной состав

  1. Половой состав

Соотношение полов

Имеет прямое отношение к воспроизводству популяции и её усточивости

Первичная – определяется генетическими механизмами 1:1

вторичная – на момент рождения

третичная – среди взрослых животных

Учитель обществознания. ( материал по демографии, социальные аспекты)

  1. Рефлексия

Делаем выводы:

Для чего нужно знать демографические показатели популяции?

Знания имеют практическое значение. (это необходимо для рационального использования видов: для правильного планирования рубки леса, упорядочение промысла, охраны редких видов, изучение популяций, например, мелких грызунов, как переносчиков опасных для человека возбудителей заболеваний, регулирование численности вредителей сельского хозяйства).

На развитие популяции, на их устойчивость влияют биологические и социальные факторы. Какие?

Биологические: условия среды (абиотические), наследственная изменчивость ( мутации,генофонд, скрещивание- обмен генетической информацией), антропогенные факторы ( загрязнение )

Проблемная задача: фри чайлд, как вы относитесь к этому движению

Д/з :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ИСУД при проведении обобщающего урока «Клетка – система органоидов»

     Целью данной методической разработки является повышение качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика...

Проведение обобщающего урока в 10 классе «Клетка - система органоидов» с использованием технологии ИСУД

Данный урок способствует повышению качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика режим деятельности, позволяет органи...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Урок биологии в 9 классе "Органоиды цитоплазмы"

Данная работа показывает использование учителем на уроке разных видов самостоятельной работы обучающихся....

План -конспект урока с презентацией 9 класс "органоиды и их функции"

План -конспект урока с презентацией 9 класс "органоиды и их функции"...

План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классеЦель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.Задачи:- общ...

Презентация для урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Презентация является мультимединым сопровождением плана-конспекта урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе...