Проведение обобщающего урока в 10 классе «Клетка - система органоидов» с использованием технологии ИСУД
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

 

 Данный урок способствует повышению качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика режим деятельности, позволяет организовать работу учащихся по закреплению необходимого учебного материала в режиме учебного успеха, с опорой на ведущие каналы восприятия, отработать учебную информацию на заданиях повышенного уровня сложности, развивая «западающие» модальности, помогает учащимся оценить уровень готовности к зачету. 


Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проведение обобщающего урока в 10 классе «Клетка  система органоидов» с использованием технологии ИСУД – формирование индивидуального стиля учебной деятельности (Н.Галеева)
ЦЕЛЬ:
 повышение качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика режим деятельности 
ЗАДАЧИ: 
1. Организовать работу учащихся по закреплению необходимого учебного материала в режиме учебного успеха, с опорой на ведущие каналы восприятия.

2. Отработать учебную информацию на заданиях повышенного уровня сложности, развивая «западающие» модальности.

3. Помочь учащимся оценить уровень готовности к зачету и способы коррекции выявленных недочетов. 
I. РАЗМИНКА (работа в трех модальностях – визуальной, аудиальной, кинестетической). 
Задание 1. На доске записаны и пронумерованы органоиды и части клетки: 
1. ЭПС

2. Комплекс Гольджи

3. Ядро

4. Лизосомы

5. Митохондрия

6. Хлоропласт

7. Плазматическая мембрана

8. Клеточный центр 

  1. Запустить презентацию, соотнести изображение каждого слайда со списком на доске и записать номер каждого  органоида, представленного на слайде. 
    Задание 2. Каждый ученик получает набор карточек с названиями органоидов.
  2. Выбрать и записать в карту самооценки органоиды, которых нет в животной клетке. 
    Задание 3. В карте самооценки записаны цифры от 1 до 8. Учащиеся слушают список органоидов.
  3. Зачеркнуть номера тех органоидов, в состав которых не входят мембранные структуры 
    II. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПО УРОВНЯМ СЛОЖНОСТИ НА ВЕДУЩИХ КАНАЛАХ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 
    Задания:
    1. Из набора карточек составить пары – название органоида и его изображение (кин.)

2. Собрать из карточек модель растительной клетки (кин. и виз.)

3. Собрать из карточек модель растительной клетки и назвать в парах все органоиды друг другу (ауд.) 
III. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ
Задания:
1. Придумать и загадать всем загадку про органоиды.

2. Решить развивающие каноны и «проговорить» их решение (Приложение 1).

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

?

ГАМЕТОГЕНЕЗ    

n

МИТОЗ

2n

БУКВА

БИОМОЛЕКУЛА

СЛОВО

?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КЛЕТКА

ЯДРО

ХРОМОСОМЫ

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ


МЕМБРАНА

ЛИЗОСОМА

?

НУКЛЕОТИД

ДНК

?

БЕЛОК

ГЛЮКОЗА

КРАХМАЛ

ДНК

И-РНК

И-РНК

АМИНОКИСЛОТЫ В БЕЛКЕ

?

Т-РНК


ЯДРО

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ

УПАКОВКА ВЕЩЕСТВ

ЛИЗОСОМЫ

?

БЕЛОК

20

ДНК

?

КРАХМАЛ

1

МИТОХОНДРИИ

АТФ

РИБОСОМЫ

?

ЛИЗОСОМЫ

ФЕРМЕНТЫ

НУКЛЕОТИДЫ

БУКВЫ

ГЕНЫ

СЛОВА

?

СМЫСЛ

ЯЙЦО

ЛИПИДЫ

МОЛОКО

БЕЛКИ

ОМЛЕТ

?


ФЕРМЕНТЫ РАСПАДА ВЕЩЕСТВ

ЛИЗОСОМЫ

 ДНК    

ЯДРО

?

МЕМБРАНА

БУКВА

БИОМОЛЕКУЛА

?

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КЛЕТКА


РИБОСОМЫ

СИНТЕЗ

ЦИТОПЛАЗМА

?

ЯДРО

ТРАНСКРИПЦИЯ

НУКЛЕОТИД

ДНК

?

БЕЛОК

ГЛЮКОЗА

КРАХМАЛ

НУКЛЕОТИДЫ

БУКВЫ

ГЕНЫ

СЛОВА

?

СМЫСЛ

БУКВА

БИОМОЛЕКУЛА

?

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КЛЕТКА

НУКЛЕОТИД

ДНК

?

БЕЛОК

ГЛЮКОЗА

КРАХМАЛ

БЕЛОК

20

ДНК

?

КРАХМАЛ

1

ДНК

НУКЛЕОТИД

БЕЛОК

АМИНОКИСЛОТА

КЛЕТЧАТКА

?

РИБОСОМА

СИНТЕЗ БЕЛКА

ХЛОРОПЛАСТ

?

ЭПС

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ


3. Буквенный диктант ( записать первую или указанную букву из указанного списка органоидов)

  1. часть клетки между наружной мембраной и ядром называется (цитоплазма)
  2. третья буква в названии надсистемы органоидов. (Клетка)
  3. жгутики, ложноножки, миофибриллы – это органоиды (движения)
  4. подсистемы клетки называются (органоиды)
  5. какие клетки человека, кроме сперматозоидов, способны к активному движению (лейкоциты)
  6. органоид растительной клетки, имеющий защитную функцию и состоящий из целлюлозы (оболочка)
  7. органоид, в котором глюкоза расщепляется с образованием АТФ, называется (митохондрия)
  8. органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы.

      Результат:  ЦЕДОЛОМЯ, прочитав наоборот, получаем Я МОЛОДЕЦ.

4. Сравнить строение растительной и животной клеток (по рисункам).

5. Составить кластер по теме «Строение клетки». 
IV. ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.CD «БИОЛОГИЯ. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. ЧАСТЬ 1. ЛАБОРАТОРИЯ «КЛЕТКА» 

На столах учащихся  листы «Маршрут  виртуальная лаборатория «Клетка». Работают индивидуально за компьютерами (Приложение 2).

  1. Пуск
  2. Сетевое  окружение
  3. Выбрать  отобразить  компьютеры  рабочей  группы
  4. Компьютер  st-2
  5. Отктыть  папку  d
  6. Запустить   autorum
  7. Подождать  откроется  
  8. Биология
  9. Начать работу?  Да
  10. Установить?  Нет
  11. Ок – нажать
  12. Без  регистрации
  13. Лаборатория  клетка
  14. Строение клетки
  15. Работа  3.1(кроме  6 и 8 )

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РАБОТА С КАРТАМИ САМООЦЕНКИ) 
КАРТА САМООЦЕНКИ (примерный вариант). Приложение 3.

Карта самооценки

Вид деятельности

Выполнение

Самооценка

Оценка учителя

1.Соотнести изображения со списком и записать порядковые номера органоидов

2.Выбрать и записать органоиды, которых нет в животной клетке

3.Зачеркнуть номера  тех органоидов, в состав которых не входят мембранные структуры

1,2,3,4,5,6,7,8

4.Собрать из карточек модель растительной клетки в парах и назвать все органоиды друг другу

6.Буквенный диктант (записать первую или указанную букву из указанного органоида)

5.Виртуальная лаборатория


Количество баллов-

Количество ошибок-

Количество подсказок-

6.Буквенный диктант (записать первую или указанную букву из указанного органоида)

7.Подведение итогов


Итоговая оценка-

Итоговая оценка-

На что обратить внимание при подготовке к зачету:

 

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика.(серия «Методическая библиотека») М.: изд. «5 за знания», 2006. -96 с.
  2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М.: изд. «5 за знания», 2006. -144 с.
  3. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии. Работа учителя на основе дидактики личностно ориентированного образовательного процесса (серия «Школьный кабинет») М.: изд. «5 за знания», 2005. -192 с.
  4. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха и развития ученика на уроках географии.  М.: изд. «5 за знания», 2007. -128 с.
  5. Галеева Н.Л., Гостимская Е.С., Евдокимова Г.Ю., Конова Н.Н.,  Замулина Н.В. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. М.: изд. «5 за знания», 2008. -128 с.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

РЕШЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ КАНОНОВ

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

?

ГАМЕТОГЕНЕЗ    

n

МИТОЗ

2n

БУКВА

БИОМОЛЕКУЛА

СЛОВО

?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КЛЕТКА

ЯДРО

ХРОМОСОМЫ

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ


МЕМБРАНА

ЛИЗОСОМА

?

НУКЛЕОТИД

ДНК

?

БЕЛОК

ГЛЮКОЗА

КРАХМАЛ

ДНК

И-РНК

И-РНК

АМИНОКИСЛОТЫ В БЕЛКЕ

?

Т-РНК


ЯДРО

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ

УПАКОВКА ВЕЩЕСТВ

ЛИЗОСОМЫ

?

БЕЛОК

20

ДНК

?

КРАХМАЛ

1

МИТОХОНДРИИ

АТФ

РИБОСОМЫ

?

ЛИЗОСОМЫ

ФЕРМЕНТЫ

НУКЛЕОТИДЫ

БУКВЫ

ГЕНЫ

СЛОВА

?

СМЫСЛ

ЯЙЦО

ЛИПИДЫ

МОЛОКО

БЕЛКИ

ОМЛЕТ

?


ФЕРМЕНТЫ РАСПАДА ВЕЩЕСТВ

ЛИЗОСОМЫ

 ДНК    

ЯДРО

?

МЕМБРАНА

БУКВА

БИОМОЛЕКУЛА

?

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КЛЕТКА


РИБОСОМЫ

СИНТЕЗ

ЦИТОПЛАЗМА

?

ЯДРО

ТРАНСКРИПЦИЯ

НУКЛЕОТИД

ДНК

?

БЕЛОК

ГЛЮКОЗА

КРАХМАЛ

НУКЛЕОТИДЫ

БУКВЫ

ГЕНЫ

СЛОВА

?

СМЫСЛ

БУКВА

БИОМОЛЕКУЛА

?

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КЛЕТКА

НУКЛЕОТИД

ДНК

?

БЕЛОК

ГЛЮКОЗА

КРАХМАЛ

БЕЛОК

20

ДНК

?

КРАХМАЛ

1

ДНК

НУКЛЕОТИД

БЕЛОК

АМИНОКИСЛОТА

КЛЕТЧАТКА

?

РИБОСОМА

СИНТЕЗ БЕЛКА

ХЛОРОПЛАСТ

?

ЭПС

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ


Приложение 2

Установить соответствие :

Рибосомы

Движение

Митохондрии                          

Фотосинтез

Ядро

Среда для  химических реакций

Цитоплазма

Синтез АТФ

Центриоли

Синтез белка

Хлоропласты

Веретено деления

ЭПС

ДНК

Жгутик

Транспорт веществ

Приложение 3

Карта самооценки

Вид деятельности

Выполнение

Самооценка

Оценка учителя

1.Соотнести изображения со списком и записать порядковые номера органоидов

2.Выбрать и записать органоиды, которых нет в животной клетке

3.Зачеркнуть номера  тех органоидов, в состав которых не входят мембранные структуры

1,2,3,4,5,6,7,8

4.Собрать из карточек модель растительной клетки в парах и назвать все органоиды друг другу



5.Виртуальная лаборатория


Количество баллов-

Количество ошибок-

Количество подсказок-

6.Буквенный диктант (записать первую или указанную букву из указанного органоида)

7.Подведение итогов


Итоговая оценка-

Итоговая оценка-

На что обратить внимание при подготовке к зачету:

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно - обобщающий урок по теме " Клетка"

Урок разработан для обучающихся 10 - 11 классов. Тип урока: комбинированный. Цель урока: обобщить, закрепить, проконтролировать знания  обучающихся по данной теме. В этапы урока включены: беседа,...

Обобщающий урок по теме Клетка в 10-11 классах

Такой вот урок был у меня в конкурсе учитель года 2012...

Использование технологии ИСУД при проведении обобщающего урока «Клетка – система органоидов»

     Целью данной методической разработки является повышение качества знаний учащихся о структурно – функциональных особенностях клеток через комфортный для каждого ученика...

Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления

Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития  критического мышления, предназначены для учащихся шеостого клас...

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)...

Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....

Презентация к обобщающему уроку по теме "Клетка"

В данном материале представлены иллюстрации для обобщения по теме "Клетка" . Изначально данный материал использовалчя в лектории, организованном для подготовки к муниципальным олимпиадамю...