Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития  критического мышления, предназначены для учащихся шеостого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dorofeevoy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по творчеству В.В. Маяковского

с использованием технологии развития критического мышления

Основная проблема преподавания литературы, с которой сталкивается учитель, работая в современной школе, заключается в том, что дети очень мало читают или не читают вообще. Учителю необходимо сделать урок максимально интересным. Учащиеся должны не просто открывать для себя нового автора или новое произведение, но и быть максимально увлеченными в процесс «открытия». Решить все эти задачи позволяет технология развития критического мышления.

  По  программе В.Г. Маранцмана с творчеством В.В. Маяковского учащиеся начинают знакомиться с 6 класса. До этого времени ребята в большинстве своем имеют достаточно скудные представления об этом авторе. Поэтому в 6 классе необходимо максимально расширить представления о творчестве В.В. Маяковского. В самом начале знакомства с творчеством поэта учитель, на мой взгляд,  должен вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники  процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Организовывать процесс обучения  таким образом помогает технология развития критического мышления.

В 6 классе на изучение творчества В.В.Маяковского отводится 3 урока, и каждый из этих уроков выстроен в структуре технологии развития критического мышления.

 1 урок  В.В. Маяковский   Слово о поэте . Стихотворение «А вы могли бы»

Цели урока:

образовательная: сообщить максимально полную информацию о времени, в которое  жил и работал автор— времени революционных преобразований, когда в обществе и искусстве шли поиски новых форм, когда футуристы, к которым отнес себя и Маяковский, искали «новый» язык, в котором можно было бы выразить новые идеи, рассказать о том кто такие футуристы (о маршах футуристов по Петербургу, об их скандальных публичных выступлениях); изучить особенности стихосложения поэта;

развивающая: развитие критического мышления посредством осмысления поэтического текста.

Накануне урока предлагаем ребятам поиграть в игру, являющуюся одним из приемов технологии развития  критического мышления, «верное/неверное утверждение» о Маяковском. Это необходимо для того, чтобы информация, которую будут получать учащиеся,  воспринималась ими более осмысленно.

        На уроке мы обязательно должны отметить особенности поэтической манеры В.В. Маяковского, о которой писал А.Фадеев следующим образом: «Маяковский любил поиграть со словом. Даже в самых крупных вещах видна эта могучая игра со словом. Но никогда в своих вещах Маяковский не подчинял идейное содержание пустой игре со словом. Наоборот, в том и состояла его огромная сила и мощь, что он умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно, подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».

Таким образом, при чтении стихов Маяковского должны работать мысль и воображение.

Ход урока

  1. Стадия вызова
    Чтение стихотворения «А вы могли бы?».

Вопросы после первого прочтения

-  Поняли ли вы, о чем это стихотворение?

-  Какое впечатление оно на вас произвело? (Чаще всего стихотворение оказывается непонятным шестиклассникам, а то,  что непонятно отторгается. И наша задача сделать Маяковского понятным ученикам.)

2. Стадия осмысления
    Для начала анализа необходимо обратиться к названию стихотворения.

--Как вы понимаете название «А вы могли бы?» (очень хорошо, если ребята сумеют уловить вызов же в самом названии, кроме того, здесь могут быть самые разнообразные ответы учащихся: это значит, что поэт может что-то, чего не может обыкновенный человек; Маяковский предлагает попробовать что-то, чего читатель не пробовал;  поэт может увидеть необычное и открывает это для тех, кто его слушает или читает.)
      Теперь можно приступить к анализу стихотворных строк
      «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана».
      Анализируя строчку, нужно обратить внимание учеников на то, что карта — это расчерченное пространство, понятное и будничное («будня»), известное и привычное. И обычно карта — это предначертанный маршрут каждого дня, который есть у каждого человека (здесь можно обратиться  к жизненному опыту учащихся)
      — Теперь представьте, что человек выплескивает на карту краску. Что будет?
      — День станет красочным, ярким, непредсказуемым, все расчерченное исчезнет...
      — Границы на карте будут смазаны, карта станет непонятной.
      «Я показал на блюде студня косые скулы океана»...
      Комментарий: студень — это блюдо из застывшего мяса или рыбы. А океан — это живая вода, которая непрерывно движется. Блюдо плоское, а океан глубокий. Но в студне сквозь застывшую поверхность виднеется начинка, которая, по мнению детей, похожа на морские водоросли. Воображение детей, их наивный реализм, сочетающийся с фантазией, помогают при анализе стихотворения, выдавая подчас неожиданные и очень верные ассоциации. Например, «косые скулы океана» — волны — напоминают разводы на «блюде студня».

      Но что такое «зовы новых губ»? Зов — призыв к новым ощущениям, к новой любви. Но как может «жестяная рыба» (вывеска) звать к любви? Может быть, только поэтическое сознание способно разглядеть в неодушевленном предмете живое обещание?
      Перед последней строчкой уместно задать вопросы: «Стало ли стихотворение теперь более понятным? О чем оно?»
      Отвечая на вопросы, ученики говорят, что поэт умеет обнаружить в простых, будничных вещах, окружающих его, необычное: раскрасить мир в яркие краски, увидеть глубину в мелком и плоском, наполнить жизнью и движением то, что застыло, вдохнуть жизнь в грубое и неживое. И здесь имеет смысл вновь обратиться к словам А. Фадеева о том, что В. Маяковский  «умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно, подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».
      — А теперь обратимся к концовке стихотворения. Кому задан вопрос: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»? А мы могли бы? Способны ли мы увидеть в водосточных трубах флейту при первом чтении стихотворения? А сейчас? Почему труба для стока дождевой воды похожа на флейту?
      Ответы учеников:
      — Потому что блестящая.
      — Она напоминает музыкальный инструмент по форме.
      — Когда дождь льет, вода шумит в трубе, и это похоже на музыку.

3. Стадия рефлексии

      — Но в чем смысл названия стихотворения, как вы понимаете его теперь?
      В. Маяковский обращается к читателю, приглашая его постичь прекрасное в привычном, преобразить мир, он не только бросает вызов, как мы думали вначале, но и щедро делится своим мироощущением, своим видением мира.
      
Домашнее задание: создание сиквейна о В.В. Маяковском; выразительное  чтение стихотворения наизусть.

    Второй урок В.В. Маяковский Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» 

Цель урока: расширить представления учащихся о творчестве В.В. Маяковского, изучить особенности стихосложения автора.

Ход урока

Ребята, мы в прошлый раз говорили о стихах и поэтической манере Маяковского. Вспомните, что помогло нам понять стихотворение «А вы могли бы?“. Мы разгадывали это стихотворение, как бы переводили его с поэтического языка на язык представлений, на язык рисунка, сравнения, звука. И как только мы проникаем вглубь стихов Маяковского, мы открываем для себя красоту в обыденных, очень простых вещах.
      А сегодня мы познакомимся со стихотворением «Скрипка и немножко нервно». После тренировочного чтения следует чтение «на публику».

1 Стадия вызова

Перед учениками ставится задача: представить себя барабаном, оркестром, тарелкой, геликоном, музыкантами, скрипкой, поэтом. После чтения следует разбор интонаций в стихотворении. Необходимо раздать ученикам задание на воссоздающее воображение: расширить монолог каждого героя, высказаться от себя в адрес скрипки, сыграть пьесу по мотивам стихотворения. А затем высказаться «скрипке» (т. е. ученице, которая читает первые три строчки). Затем класс задает «актерам» вопросы:
      — Почему плачет скрипка?
      — Почему остальные инструменты в оркестре не сочувствуют ей?
      — Почему после слов геликона поэт «бросился на деревянную шею»?
                  Результатом такого «театра» становится вывод, сделанный учениками: в этом оркестре нет согласия, никто, кроме поэта, не сочувствует скрипке и не понимает ее. Поэт, как и скрипка, не понят и не услышан: «я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!»
      После выразительного чтения «по ролям»  продолжаем беседу с классом.

  1. Стадия осмысления

 «Ребята, слышали ли вы такое выражение — „плач скрипки“ или „плакали скрипки“? Как нужно понимать это выражение? Может ли скрипка плакать?»
      В ответах учеников следует обратить внимание на то, что в переносном значении выражение «плач скрипки» означает нежную, печальную мелодию, которая берет за душу, может вызвать слезы у слушателей, и эти слезы вызваны прекрасной музыкой, рождающей глубокое переживание.
      А прием такого переноса называется метафорой, что означает «скрытое сравнение». Что же делает поэт с метафорой «плачет скрипка»? Он ее «переворачивает», у Маяковского скрипка плачет по-настоящему, плачет о сочувствии, созвучии, о том, что ее никто не понимает. Поэт сочувствует скрипке, потому что и его поэтический голос тонет в других, диссонирующих звуках людского «оркестра».

  1. Стадия рефлексии
          Так же как и в стихотворении «А вы могли бы?», поэт противопоставляет себя окружающим. Здесь, в стихотворении о скрипке, только он способен понять нежную душу скрипки, которая плачет от несовершенства мира, от отсутствия в нем гармонии, поэтому и заканчивается стихотворение предложением: «Давайте — будем жить вместе! А?»

Домашнее задание: написать эссе на тему «Поэт и толпа»
3 урок В.В. Маяковский Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Работу над стихотворением «Хорошее отношение к лошадям» на третьем уроке по творчеству В.В. Маяковского представляется возможным провести в форме беседы-диалога с классом. Очень важно при анализе этого и предшествующих стихотворений В.В.Маяковского опираться на воображение детей, на присущее их возрасту свободное выражение эмоций, на естественную фантазию ребенка-шестиклассника.
      Поэтому важнейшим приемом при разборе стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» становится активизация творческого воображения учеников, помогающая им «увидеть» стихотворение как картину происшедшего у них на глазах, сделаться очевидцами событий.

Цель урока: знакомство со стихотворением «Хорошее  отношение к лошадям», изучение на примере этого стихотворения творческих особенностей поэта.

Ход урока.

  1. Стадия вызова
          После чтения стихотворения предложим детям мысленно перенестись на Кузнецкий мост — одну из центральных улиц Москвы, по которой зеваки, «штаны пришедшие Кузнецким клешить», разгуливают и видят упавшую лошадь.
          — Отчего она упала?
          Ученики отвечают:
          — Улица была скользкой («льдом обута»).
          — Значит, представим себе зимний день, цоканье копыт лошади: «Гриб. Грабь. Гроб, груб». Затем лошадь упала — и что? Что вы видите, представляете?
          Дети представляют себе сгрудившуюся и смеющуюся толпу, а по морде лошади течет слеза «за каплищей каплища...», в глазах лошади «улица опрокинулась, течет по-своему»; она видит всех снизу, она не может подняться.
          — Какие чувства испытывает лошадь?
          — Ей обидно, что над ней смеются, что она упала, что никто не хочет ей помочь...
          — А какие чувства испытываете вы?
          — Лошадь жалко. Хочется ей помочь, утешить...
          — Понимаете ли вы, что хочет сказать поэт:
    «Лошадь, не надо.
    Лошадь, слушайте —
    чего вы думаете, что вы их плоше?
    Деточка,
    все мы немного лошади,
    каждый из нас по-своему лошадь»?
          — Да, поэт сочувствует упавшей лошади, утешает ее, он хочет сказать, что упасть может каждый.
          — А что поэт подразумевает под словами «все мы немножко лошади»? Чем же мы похожи на эту лошадь? Только ли тем, что можем упасть?
  2. Стадия осмысления
          Важно подвести учеников к более глубокому пониманию стихотворения, расширить его поле: каждому человеку бывает больно и обидно, когда смеются над его промахами и ошибками, когда мы нуждаемся в понимании и сочувствии, когда наша ошибка становится поводом для злорадства и развлечения праздных зевак, вместо того чтобы кто-нибудь помог, вселил надежду, ободрил.
          Вот почему сочувствие поэта, его слова помогли лошади подняться на ноги и почувствовать себя «рыжим жеребенком». Поэт обращается к лошади «деточка», как будто она ребенок, но это ласковое обращение не делает лошадь беспомощной, а, наоборот, помогает ей встать, почувствовать себя легкой и веселой, как в юности, как в детстве, когда обиды быстро забывались.
          Здесь уместно вернуться к названию стихотворения и обратить внимание учеников на множественное число в нем; теперь они сами способны объяснить обобщающий смысл названия, выходящий за рамки конкретного образа.
  3. Стадия рефлексии

В качестве домашней работы можно предложить учащимся поразмышлять над темой «Чем отличается доброта от милосердия?»
      Таким образом, в 6 классе мы начинаем разговор об особенностях лирики В.В.Маяковского, акцентируя внимание на особенностях создания поэтических образов, своеобразие написания и построения стихотворных строк. В 7 переходим к изучению приемов создания поэтических образов, особенностям творческой манеры Маяковского. Работая в режиме технологии развития критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации  и, используя приемы технологии превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Список использованной литературы

  1. Маранцман В. Г., Маранцман Е. К., Полонская О. Д. / Под.ред. Маранцмана В. Г.
    Программа литературного образования. 5-9 классы

    2. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана. ЛИТЕРАТУРА 5—9 классы.

                                                                             Е.В. Дорофеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием технологии критического мышления:"Тема Родины в творчестве А.А. Блока».

Использование технологии критического мышления позволяет формировать образовательные компетенции обучающихся....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

        Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

Конспект урока математики "Решение уравнений" (6 класс) с использованием технологии критического мышления

Цель: создать условия для формирования навыка решения линейных уравнений, имеющих разную запись.Задачи, направленные на достижение личностных результатов: - формирование коммуникативной...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...