Урок с использованием технологии критического мышления:"Тема Родины в творчестве А.А. Блока».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Епихина Любовь Дмитриевна

Использование технологии критического мышления позволяет формировать образовательные компетенции обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_rodiny_v_tvorchestve_a.a.bloka_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема  Родины в творчестве А.А. Блока».

(11 класс)

Автор работы: Епихина Любовь Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Сосновской СОШ №1,

Тамбовская обл., Сосновский р-он,

р.п. Сосновка

Цель урока:   понять, как воспринимает Блок образ Родины и переносит его  в лирику , как трансформируются со временем  чувства поэта к Родине.

Задачи урока:

  • Образовательные: анализ произведений А.А.Блока о России.
  • Развивающие: развитие  творческих способностей обучающихся.
  • Воспитательные: воспитание чувства патриотизма,  эстетического вкуса.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование: тексты стихов Блока, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

План урока.

  1. Актуализация знаний.
  2. Постановка проблемного вопроса.
  3. Исследовательская работа в группах.
  4. Представление полученных результатов.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

                                                                  Ход урока

Эпиграф урока:



Блок всю свою жизнь посвятил

разгадке тайны двух сфинксов:

своей души и России.

Н.Гумилёв

1. Орг.момент.

Здравствуйте, садитесь. Начать наше сегодняшнее занятие я хотела бы с чтения отрывков стихотворений моего любимого поэта.


2. Мотивационный момент, актуализация темы урока

(Слайд 1-5) Учитель читает отрывки из стихотворений.

1

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

А в тайне – ты почиешь, Русь.

« Русь»(1906)
2

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,

Не пропадёшь, не сгинешь ты…

«Россия»(1908)
3


О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

«Осенний день»(1909)
4


А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.-

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

«Коршун»(1916)

3. Беседа по первичному восприятию
(Слайд 5)

- Скажите
, кто автор этих стихотворений?

-
Что объединяет эти отрывки? О чём они?

- Давайте попробуем
сформулировать тему нашего урока. (Тема родины в лирике А. Блока)

(Слайд 6)

4. Формулировка цели урока:
понять, как воспринимает А.Блок образ Родины и переносит его в лирику, как трансформируются чувства поэта к Родине во времени.

(Слайд 7)


-
 Что необычного вы заметили в этих стихотворениях? (Образы, чувства, настроение)

- А
интонация? А о чём говорит нам интонация предложений?

-
О чём задумывается поэт? Попробуем ответить на этот вопрос словами поэта Н. Гумилёва.

    (Слайд 8)

Блок всю свою жизнь посвятил

разгадке тайны двух сфинксов:

своей души и России.

Н.Гумилёв

Я предлагаю эти замечательные слова считать эпиграфом к нашему уроку.
5. Слово учителя.

    (Слайд 9)

Родина, Россия. Какой русский поэт обошел стороной эту поистине вечную тему? Да, никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве. Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока.
Мы попытаемся понять самого поэта и чувства его к Родине.

Истоком веры для Блока была Россия. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, нежностью, с щемящей любовью. Все ему было дорого: и необычайные русские дали, и бесконечные дороги, и полноводные реки.

- ^ Что необходимо для этого, чтобы понять  поэта и его чувства к Родине?
Анализировать стихотворения)

6. Погружение в поэзию, первичное восприятие
- Вы будете слушать и анализировать стихотворения и попытайтесь найти ответ на вопрос: «Какой видит поэт свою Родину? В каком образе она предстает?»
- С некоторыми стихотворениями Блока, посвящёнными теме родины, вы уже знакомы. А я предлагаю вам познакомиться ещё с несколькими произведениями и сравнить стихотворения «Русь», «Россия», «Коршун».

7. Терминологическая работа

- Для
анализа нам понадобится знание некоторых литературоведческих терминов. Каких?

(Слайд 10)

Символ – образ, условный знак какого-либо понятия, наделённый дополнительным важным значением (или несколькими значениями).

-  А как будет называться литературное течение, где используются авторами образы-символы?
(Слайд 11)

Символизм – литературное течение, характеризующееся присутствием «мистического содержания, символов и расширения художественной впечатлительности» (Д.С.Мережковский)

Александр Блок в раннем своём творчестве
придерживался литературного течения символизм.


- Давайте
найдём этому подтверждение в творчестве поэта.
8. Работа по составлению таблицы.
Предлагаю
составить общую таблицу для сравнения стихотворений.

- Какое
первое основание для сравнения мы выявим? Посмотрите на даты написания стихотворений. Что скажете? (Время написания)

(1 пункт таблицы)
Что мы должны будем увидеть?

(Слайд 12)

- Стихотворение – это
 лирическое произведение. Что важно в лирике?
(2 пункт таблицы)
Какой предстает поэту Родина в каждом произведении?


(Слайд 13)
Какой
вопрос мы с вами сформулируем?

(3 пункт таблицы) Какие чувства испытывает лирический герой?

- Авторская позиция совпадает с чувствами лирического героя? Можем говорить, что лирический герой выступает выразителем авторских чувств.

(Слайд 14)


-
Почему поэт пишет стихи о Родине? Вспомните об интонации в стихотворениях на слайде. О чём поэт задумывается? (Судьба Родины)

(4 пункт таблицы)
Каким видит поэт будущее России?

(Слайд 15)

- Какое время изображено в стихотворении?
(5 пункт таблицы)

(Слайд 16)



«Русь» (1906)


«Россия» (1908)


«Коршун» (1916)

В каком году создано произведение?

24 сентября 1906 г.

18 сентября 1908 г.

22 марта 1916 г.

Образ женщины-родины. Какой представляется поэту Родина?

Твоей одежды не коснусь, опоясана реками, лоскуты, лохмотья. Дремотная, древняя, прекрасная женщина.

Плат узорный до бровей, разбойная краса, прекрасные черты.

Нищая, любимая, выносливая женщина.

Всё та же: заплаканная, древняя краса, мать.


Какие чувства испытывает поэт?


Грусть, сожаление, зачарованность


Сожаление, любовь и разочарование, уверенность в будущем


Доколе матери тужить? Вопрос - призыв к защите


Каким видит поэт будущее Родины?


В прошлом, в её чистоте и тайне


Невозможное возможно, уверенность в свершении



Не видит будущего


Время в стихотворении


Прошлое


Современность


Взгляд в будущее

Работа в группах.
Заполните таблицу, используя текст стихотворений, подготовьтесь к защите своей работы.

9. Защита работы в группах.
(Слайд 17)
1 группа.
Стихотворение «Русь». Чтение стихотворения подготовленным учеником ( Шепелёва Таня) на фоне музыки.  (Зачитывают таблицу, остальные группы записывают)
Вопросы:

  1. Какой рисуется родина в представлении Блока?
  2. Почему Русь, а не Россия?
  3. Какие чувства испытывает автор в этом стихотворении?

(Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.)

Вывод: Русь представлена в образе прекрасной, но спящей, таинственной женщины. Это Родина древняя, находящаяся в прошлом.

(Слайд 18)

 2 группа. Стихотворение «Россия». Чтение стихотворения в исполнении мастеров художественного слова. (Зачитывают таблицу, остальные группы записывают)
Вопросы:

  1. В чем разница названий?
  2. Какие годы Блок считает „ золотыми“?
  3. Какие черты родины Блок замечает прежде всего?
  4. О чем 4-5 строфы стихотворения? О каких событиях вспоминает Блок?
  5. Почему последнее 4-стишие меняется на 6-стишие?
  6. Что означают строки „невозможное возможно“?

Вывод: Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, Страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего – любовь.) Это современная Россия.

- А в этом стихотворении образ женщины – это символ чего? (России, страны)

- Вспомните, какая страна, какое государство ассоциируется у вас с образом женщины, символом этого государства? (США, Статуя Свободы)

(Слайд  19)

- А знаете ли вы, что статуя называется «Свобода, озаряющая мир». В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс», посвященный статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. В переводе он звучит так: «Отдайте мне ваших уставших, бедных,

Несчастных изгоев вашего изобилующего края.

Отправьте их, бездомных, бурей выброшенных ко мне,

Я поднимаю свой факел у золотых ворот!»
(Слайд  20)

3 группа. Стихотворение «Коршун». Чтение стихотворения подготовленным учеником ( Карасев Вадим) на фоне музыки.  (Зачитывают таблицу, остальные группы записывают)
Вопросы:

1. Как можно доказать, что это стихотворение на тему родины? (Нужно найти  в тексте слова, связанные по значению со словом «родина»).

2.Какие это слова? (Мятеж, горят деревни, моя страна, века, война).

3.Почему стихотворение называется «Коршун»? Что символизирует этот образ? (Символ смерти. Россия на грани гибели.)

4.Какой образ  здесь еще есть? (Образ матери).

5.Каким представлен здесь образ матери?


Вывод: Мать – это своеобразное воплощение родины, Руси. Она – ее душа. В Руси главным оказывается женское начало. Мать – это и символ продолжения жизни. Мать – олицетворение духовности, любви. Коршун кружит и над Матерью – в этом заключается угроза родине, угроза ее духовности. Важно отметить, что над сыном мать «тужит». Это означает, что он не ест, что он, возможно, умирает.

10.Слово учителя.

Впервые в лирике Блока Родина предстаёт в образе матери. Почему возникает этот образ? (Кто защитит, когда ребёнку страшно?) (Конечно, мать).


В русской и советской литературе и культуре образ матери-защитницы
традиционен. Вспомните эти образы.
Ещё в период Первой мировой войны на плакатах изображалась Матушка-Русь, в период Великой Отечественной войны с плаката смотрела Родина-мать, уже после войны в Волгограде на Мамаевом кургане в 1967 году установлен монумент «Родина-мать зовёт!», там же есть скульптура «Скорбящая мать», а в 1981 году в Киеве создан монумент-скульптура «Родина-мать».

(Слайд  21) монумент «Родина-мать зовёт!»

(Слайд  22) скульптура «Скорбящая мать».

- Какая из этих
скульптур созвучна восприятию Блоком своей Родины-матери? (Скорбящая мать. Для Блока не она – защитница, а  должны защищать сыны ее).
- Какой же вывод из этого следует?
Вывод: Родина-мать в опасности, задача сыновей – её защищать. Будущее её неизвестно.
11. Трансформация образа во времени.
(Слайд  23)

- Посмотрите на параллели, которые у нас получились.

Как
изменился образ женщины?

Как изменились
чувства поэта?

Почему это происходит? (Меняется историческое время, меняется сам поэт и его отношение к родине)

Каким же
видит будущее поэт?


12. Будущее России Учащиеся высказывают свои мысли о сегодняшней России.

Учитель дополняет ответы учащихся.

- необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

        Сейчас 21 век, который принес перемены в Россию. Жизнь изменилась, впереди неизвестность. Сегодняшнее наше с вами обращение к творчеству Блока – попытка понять настоящее через прошлое. Талант поэта заключается в том, что его произведения не теряют актуальность и по сей день. «Страшные года» перемен вернулись. Судьба России вновь стала главной темой разговоров. И общество читает Блока, воспевшего когда-то свою родину, Россию, во всем ее величии и во всей ее нищете.

Итог урока:

Учитель. Тема Родины, России относится к числу «вечных» в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена, но в творчестве Блока эта  тема обретает особое звучание. Родина для него – надежда и утешение, таинственная и загадочная, страна громадной мощи и энергии. Надеюсь, что на этом знакомство с Россией Блока не закончится.

13. Рефлексия.

- Скажите, а как сейчас вы бы сформулировали тему нашего урока?

- Итак, подведем итоги урока. Чем же является Родина для А.Блока, что включает в себя
(Слайд  24)

Выводы:

Александр Блок  в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен ( «годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт  доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким.  Во все времена Россия  любила, боролась и возрождалась .

14. Составление  синквейна.

- Оцените свою работу на уроке и впечатления, оставленные стихами

А.А. Блока, с  помощью синквейна.


15.Чтение творческих работ обучающихся, оценка работы на уроке, выставление отметок.

16.Домашнее задание

Напишите эссе «Моё восприятие Родины» или «Миссия России в истории и литературе».

Приложение

А.А. Блок

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвие.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины...

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906

На поле Куликовом

           1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

     И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

     В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

     Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

     Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -

     В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

     Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

     Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

     И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

     Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

     И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

     Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

     Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

     Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

     Несется вскачь!

7 июня 1908

                2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат...

На пути - горючий белый камень.

За рекой - поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: "Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!"

Я - не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

8 июня 1908

             3

В ночь, когда Мамай залег с ордою

    Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою,-

    Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,

    Средь ночных полей,

Слышал я Твой голос сердцем вещим

    В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась

    Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

    Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

    Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

    Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом

    Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

    Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,

    Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

    Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

    На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

    На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

    Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

    Светел навсегда.

14 июня 1908

         4

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали...

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне...

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем...

"Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!"

Вздымается конская грива...

За ветром взывают мечи...

31 июля 1908

          5

        И мглою бед неотразимых

         Грядущий день заволокло.

               Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал.- Молись!

23 декабря 1908

1908

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с использованием технологии критического мышления

Технология критического мышления необходима для того, чтобы ученики не оставались наблюдателями, а старались активно участвовать в учебном процессе....

Конспекты уроков с использованием технологии критического мышления

Технология критического мышления помогаетповысить интерес как к предмету, так и к процессу обучения...

Тихий океан.7 класс. Конспект урока с использованием технологии критического мышления.

Новая тема. Учащиеся знакомятся с уникальным природным комплексом - Тихим океаном....

"Английский юмор" - урок с использованием технологии критического мышления

Данный материал мною используется во внеурочной деятельности в 8-9 классах. Носит страноведческий характер....

«Колониальное прошлое материка Австралия. Народ Австралии. Австралийский Союз» (урок с использованием технологии критического мышления)

Совершенствовать умения учащихся использовать тематические карты как источники географической информации, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями....

Урок с использованием технологии критического мышления в основной школе

В данной статье приводится разработка О.Н. Розовой и И.А. Барсуковой интегрированного урока "физика + обществознание"  для  10 класса  по теме: "Наука и образование".В основе урока лежи...

Презентация к уроку по географии "Ветер" для 6 класса (урок с использованием технологии критического мышления)

Здесь представлена презентация урока с использованием технологии критического мышления...