Подготовка к итоговой аттестации по биологии (некоторые трудные вопросы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Смирнова Евгения Павловна

Когда приходит время подготовки к ГИА по биологии, то выпускникам кажется, что вопросов в голове больше, чем ответов...    Небольшая подборка ответов по наиболее трудным темам, думаю, вам пригодится. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_itogovoy_attestatsii_po_biologii.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговой аттестации по биологии

1. Наиболее распространенными в живых организмах элементами являются

Н, С, О, N.

2. Биологическое значение главных макроэлементов в составе живых организмов в основном связано с их валентностью и способностью образовывать более прочные химические связи, чем другие элементы.

3. Углерод как элемент входит в состав всех органических соединений клетки

4. Азот как элемент входит в состав  белков, нуклеиновых кислот и липидов.

5. Водород как элемент входит в состав всех неорганических и органических соединений клетки.

6. Кислород, как элемент входит в состав  всех неорганических и органических соединений клетки.

7. Фосфор, как элемент входит в состав   нуклеиновых кислот и АТФ, некоторых минеральных солей и липидов (фосфолипидов).

8. Сера как элемент входит в состав  некоторых белков и минеральных солей

9. К гидрофильным соединениям в основном относятся   минеральные соли, некоторые углеводы и аминокислоты.

10. К гидрофобным соединениям в основном относятся   липиды.  

11. Вода обладает способностью растворять вещества, поскольку ее молекулы полярны.

12. Ионы калия и натрия поступают через клеточную мембрану посредством

активного транспорта.

13. Концентрация  ионов калия и натрия в клетке    разная, ионов калия больше внутри клетки, ионов натрия – снаружи.

14. К биополимерам регулярного строения относятся  полисахариды.

15. К биополимерам нерегулярного строения относят  нуклеиновые кислоты и белки.          

16. К моносахаридам относятся    глюкоза, рибоза, фруктоза, дезоксирибоза, манноза.          

17. К дисахаридам относятся    мальтоза, лактоза, сахароза.                          

18.  К полисахаридам относятся    целлюлоза, крахмал, гликоген, инулин, хитин.                    

19.  Молекула сахарозы состоит из остатков   глюкозы и фруктозы.          

20. Молекула крахмала состоит из остатков глюкозы.  

21. Молекула гликогена состоит из остатков глюкозы.        

22. Триглицеридами (сложными эфирами глицерина и высших жирных кислот) являются   масла и жиры.                

23. Молекула фосфолипида имеет   гидрофильную головку и гидрофобные хвосты.    

2                                             24. В водных рас                              24. В водных растворах аминокислоты проявляют свойства  кислот и оснований.

25.  Первичная структура белка определяется аминокислотными остатками - их числом и последовательностью.              

26. Первичную  структуру белка поддерживают связи  пептидные.        

27. Вторичная структура белка  определяется  спирализацией полипептидной цепи;
28. Вторичную структуру белка поддерживают, в основном, связи водородные.      

29. Третичная структура белка определяется   пространственной конфигурацией спирализованной полипептидной цепи.          

30. Третичную структуру белка поддерживают, в основном, связи  гидрофобные и s-s связи.

31. Четвертичная структура белка определяется  соединением нескольких полипептидных цепей, организованных в глобулы.

 32.В поддержании четвертичной структуры белка не принимают  участия пептидные связи, а принимают участие – ионные, гидрофобные, водородные.      

33. Физико-химические и биологические свойства белка полностью определяет структура  - первичная.

34. К фибриллярным (нитевидным) белкам  относятся   коллаген, кератин , миозин.

35. К глобулярным (шаровидным) белкам относятся    альбумин , глобулин , глюкагон.

36. Молекула белка приобретает природные (нативные) свойства в результате самосборки  структуры   - в основном  третичной, реже четвертичной.

37. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются  нуклеотиды

38. Молекула ДНК содержит азотистые основания   -  цитозин, гуанин, аденин,  тимин.

39.Молекула РНК содержит азотистые основания    аденин,гуанин, урацил, цитозин.

40. Состав мономеров молекул ДНК и РНК отличается друг от друга содержанием

сахара и азотистых оснований.

 41.К пуриновым азотистым основаниям, входящим в состав ДНК, относятся

аденин и гуанин.

42 К пиримидиновым  азотистым основаниям, входящим в состав ДНК, относятся

цитозин и тимин.

43. К пуриновым азотистым основаниям, входящим в состав РНК, относятся: аденин и гуанин.

44 К пиримидиновым . азотистым основаниям ,  входящим в состав РНК , относятся цитозин и урацил.

45.В составе ДНК постоянным является соотношение нуклеотидов    А+Г/Т+Ц.

46. В составе РНК постоянным является соотношение нуклеотидов   А+Г/У+Ц.

47. Полинуклеотидная  цепь при синтезе молекул ДНК и РНК образуется за счет связей между   остатками фосфорных кислот и сахаров нуклеотидов.

 48. Вторичная структура ДНК поддерживается  за счет связей между комплементарными азотистыми основаниями  в двух цепях (А-Т), (Г-Ц).

49.Соединение двух полинуклеотидных цепей в спираль ДНК осуществляют связи

Водородные.

50. Число водородных связей, возникающих в комплементарной паре  оснований аденин-тимин молекулы ДНК, равно: 2.

51.Число водородных связей, возникающих в комплементарной паре оснований гуанин-цитозин молекулы ДНК, равно: 3.

52. Число вариантов комплементарных пар оснований нуклеотидов ДНК равно:  4 .

53. Расстояние между сахарофосфатными остовами двух цепей ДНК равно расстоянию, занимаемому:  одним пуриновым  и одним пиримидиновым основанием.

54. Полный оборот двойной спирали ДНК приходится на  10 пар нуклеотидов.

55. Модель строения молекулы ДНК была предложена Дж. Уотсоном и Ф. Криком в

1953 г.

56. Клетка содержит ДНК в   ядре, митохондриях и хлоропластах.

57. Наиболее крупными размерами молекул обладают   рРНК(рибосомные).

58. В биосинтезе белка в клетке в основном участвуют иРНК, тРНК.

59.Молекула АТФ – нуклеотид, содержит   аденин, рибозу и три остатка фосфорной.

60. В молекуле АТФ остатки фосфорной кислоты соединены между собой связями  - двумя макроэргическими.

Строение клетки

1.Световой микроскоп появился в  конце XVI в., в 1590 году.    

2. Световой микроскоп изобрел  И. Янсен.

 3. Впервые клетки с помощью светового микроскопа обнаружил    Р. Гук.                              

 4. Термин «клетки» ввел в науку в 1665г.    Р. Гук.                            

5. Основные постулаты «клеточной теории» сформулировали в 1838-1839гг.:

Т. Шванн, М. Шлейден.

6. В 1859г. установил, что все клетки образуются из других клеток путем деления

   Р. Вирхов.

7. Электронный микроскоп появился в  30-е годы XX века.

8.Разрешающая способность светового микроскопа  -  0,2 мкм.

9.  Разрешающая способность электронного микроскопа  - 0,01 нм..  

10. Основным методом цитологии, изучающим ультраструктуру клетки, т.е. строение отдельных ее органоидов, является электронная  микроскопия.  
11. Основным методом  цитологии, изучающим жизнедеятельность клетки, является  использование радиоактивных изотопов ( меченых атомов ).

12. Оболочки клеток состоят из    плазмалеммы (цитоплазматической мембраны) у животных, плазмалеммы и клеточных стенок -  у растений.

13. Клеточная стенка у растений состоит из    целлюлозных нитей, пектиновых веществ и гемицеллюлоз.

14. В состав цитоплазматической мембраны (плазмалеммы ) входят   белки, фосфолипиды , гликопротеины (углевод+ белок) и гликолипиды (углевод+ липид).

15. Кислород, потребляемый клеткой при дыхании, транспортируется через плазмалемму  путем   диффузии.    

16. Вода поступает в цитоплазму клетки через плазмалемму главным образом путем

    осмоса    

17. Глюкоза и аминокислоты поступают в клетки через плазмалемму за счет  активного транспорта.

18. Непереваренные частицы удаляются из пищеварительных вакуолей клетки через плазмалемму путем:  

   только экзоцитоза  (выведения из клетки)

19. Натрий-калиевый насос, расположенный в цитоплазматической мембране, представляет собой   белок, пронизывающий оба липидных слоя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к государственной итоговой аттестации по биологии за курс основной школы

Данный материал содержит вопросы и ответы части С контрольно-измерительных материалов....

«Использование тестовых технологий при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по биологии»

       Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможност...

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития лично...

Статья "Взаимодействие учителя английского языка и родителей в вопросах подготовки к итоговой аттестации"

Экзамен-это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств ученика в любом возрасте. Его результаты во многом будут зависеть от предварительной подготовки к этому ответственно...