ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ
статья по биологии (9 класс) на тему

Агапчева Раиса Емельяновна

 

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют современные  информационные компьютерные технологии (ИКT).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agapcheva.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ  ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  К  ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ.

Учитель биологии и химии ГБОУ ООШ с. Заволжье  м.р. Приволжский  Самарской области Агапчева Р.Е.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют современные  информационные компьютерные технологии (ИКT).  

При подготовке учащихся к итоговой аттестации я активно использую интерактивные компьютерные технологии, среди которых:

электронные энциклопедии, словари и определители;

интерактивные репетиторы, интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии;

набор электронных тестов, кроссвордов;

проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий;

интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки;

мультимедиа–уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

уроки на основе электронных учебников;

мультимедийные презентации.

Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме тестирования является важной  составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках  школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через  дистанционное обучение.

 Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.  В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя – подобрать нужные ресурсы и сориентировать  в них обучающихся. В своей работе использую медиатеку.  Здесь можно выделить учебные электронные пособия Кирилл и Мефодий.

Содержание используемых дисков  полностью соответствует Государственному Стандарту образования.

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В серии электронных пособий реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, Подготовка обучающихся  к итоговой аттестации по биологии проводится  мною системно, начиная со среднего звена.  Уже с шестого класса применяю тестовый контроль ЗУН, используя различные тестовые системы.

 Ещё одним из вариантов использования ИКТ при подготовке к итоговой аттестации является применение мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока.

Программный материал, представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания.

Электронные справочники, энциклопедии являются  неоценимым помощником для поиска и отбора материалов для аттестации обучающихся. Использование тренажеров, многовариантных тестовых заданий, интерактивных схем помогает реализовать дифференцированный подход в обучении. Благодаря использованию информационных технологий удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время.

 Подключение школ к сети Интернет  существенно расширило возможности образовательного процесса.                          

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
  • отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу

Подготовка учащихся  к ГИА требует изменения подходов к  планированию уроков в старших классах.

Подготовку к итоговой аттестации начинаю с постановки целей, формулирования задач, планирования работы. Рассматриваю возможности образовательной среды, которая обладает всеми необходимыми элементами для организации учебной  деятельности. В моей копилке имеется каталог сайтов для подготовки к итоговой аттестации. ЕГЭ каталог ,Всем кто учится – alleng.ru и много других..

Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.

\Знакомимся с кодификатором.

 Особое внимание при подготовке к ГИА уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/.  

На сайте ФИПИ http://www.fipi.ru  обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.  

Демоверсии прошлых лет  использую как тренировочные варианты.

Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в  знаниях.

Для подготовки к ГИА использую мультимедиа учебники.

Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.

 Для  подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты:

sbio/info –первое биосообщество

http://bio.1september.ru/  -электронная версия газеты «Биология»

http://www/sbio.info/index.php - Электронное приложение газеты 1 сентября

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.

 Занятия начинаем с просмотра  презентаций,  составляем конспект, закрепляем знания  - тематические тесты.

 На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую репетиторы ЕГЭ на компакт-дисках. Также использую сайты Интернет, например, http://www.examen.ru/ege- – сайт Экзамен.

Все для поступающих – edunews (показывают правильные ответы).

Легко в учении – easyschool (можно выбирать уровень сложности

Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания Московского  института открытого образования.

В связи с процессом вовлечения ресурсов  новых информационных технологий  в процесс обучения все большую популярность приобретают различные формы и элементы дистанционного образования.                                                              

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дают возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем  и высоком уровне, позволяет подготовить обучающихся к итоговой аттестации  по биологии.  

           

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...

Использование дистанционного обучения для подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике

Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традицион...

Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»

В докладе отражены  основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....

«Использование тестовых технологий при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по биологии»

       Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможност...

Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики

Выступление на МО с темой: «Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики»....

Содержание информационной деятельности ОО по вопросам подготовки обучающихся к итоговой аттестации

Согласно  статьи 59 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение основных  образовательных программ основного общ...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»

Методтка использования ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»...