Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»
статья по биологии по теме

В докладе отражены  основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Марьевская основная общеобразовательная школа»

Доклад  по химии на тему:

«Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»

Выполнила: Романченко Р. Н.

                                                                                                       Учитель химии

2013 – 2014 учебный год.


Вот уже 7 лет, начиная с 2006 года, в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования,  проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов   в новой форме.

  Экзамен по химии за курс основной школы проводится на основе контрольных измерительных материалов, разработанных Федеральным  институтом педагогический измерений.

  Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности. Увеличение числа таких форм – положительная тенденция современной системы общего образования, и экзамен в новой форме по химии, безусловно,  уже занял достойное место наряду с экзаменами по русскому языку и алгебре, а также экзаменами по другим предметам.

  Перед государственной итоговой аттестацией (ГИА) по химии за основную школу стоят следующие задачи:

- получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников 9 классов основной школы;

- оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации;

- определить направления совершенствования учебно-методического обеспечения курса химии и педагогического процесса по предмету, наметить пути улучшения химического образования в школе, повышения химической грамотности учащихся.

  ГИА-9 по химии может рассматриваться не только как форма государственной итоговой аттестации выпускников основной школы, но и как первоначальная независимая проверка уровня знаний учащихся по химии. Учитывая преемственность моделей и структуры ГИА

и ЕГЭ, можно утверждать, что результаты ГИА могут служить для учащихся ориентиром для определения уровня собственной подготовки на данной ступени обучения, а для учителей – возможностью определения направлений коррекции в подходах к преподаванию отдельных разделов курса на старшей ступени школы.

  В 2013 году в нашем районе  11 выпускников 9-х классов принимали участие в итоговой государственной аттестации по химии. Двоек нет.   Все обучающиеся успешно преодолели минимальный порог, что составило 100%. Средний балл по району составил – 25,727, средняя оценка – 4,364, качество знаний – 81,8 %, успеваемость – 100 %.

Средний тестовый балл в 2013 г. на 1,35 % выше, чем в 2012 учебном году. Средняя оценка – ниже на 0,11%. В сравнении с областными эти показатели ниже на 3,23 и 0,387 соответственно.

  Выше средней по району средняя оценка в МБОУ: «Коломыцевская СОШ» (5,000), «Верхососенская СОШ» (5,000), «СОШ г. Бирюча» (4,500), «Никитовская СОШ» (4,500).

Выше среднего тестового балла набрали учащиеся МБОУ «СОШ г. Бирюча» (25,75), «Никитовская СОШ» (26,00), «Коломыцевская СОШ» (28,000), «Верхососенская СОШ» (32,00).

Наибольший процент выпускников, выполнивших задания на «4» и «5» в МБОУ: «Верхососенская СОШ», «Коломыцевская СОШ», «Никитовская СОШ» - 100%.

   Разработанные  рабочей группой предметников контрольно-измерительные материалы по своему содержанию не выходят за пределы стандарта химического образования и не зависят от авторских программ и линий учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе. Все задания экзаменационной работы построены на основе учебного материала следующих блоков содержания курса химии 8 - 9 классов: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических явлений».

Следует отметить, что в предложенных экзаменационных работах большое внимание уделяется контролю предметных и надпредметны компетентностей аттестуемых.

  Как  и раньше экзаменационный материал по химии состоял из 3 частей и включал 22 задания различного уровня сложности. На выполнение работы отводилось 2 часа (120 минут).

    Блок «А» содержал 15 вопросов (А1 – А15) базового уровня. Среди них большинство с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных и несколько вопросов «на два суждения», правильность которых должен оценить учащийся. Задания с выбором ответа ориентированы на проверку усвоения значительного количества элементов содержания курса химии: химической символики, основных химических понятий (строение атома, химическая связь, валентность, степень окисления, ион, электролитическая диссоциация, массовая доля химического элемента и т. д.), признаков классификации элементов, общих свойств металлов, неметаллов и изученных классов неорганических и органических соединении; признаков классификации химических реакций и др.

  Блок «В» содержал  4 вопроса (В1 – В4). Задания В1 – В2 с множественным выбором подразумевают выбор нескольких правильных ответов из пяти предложенных. Ответ будет представлять собой последовательность цифр, которую учащиеся должны записать в бланк ответов. Задания В3 – В4 «на соответствие».

  При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа требуется осуществить большее число учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими из указанных в условии реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.

  Блок  «С»  (С1 – С3) – задания с развернутым ответом, решение которых требует от учащихся более глубоких знаний. Это задания высокого уровня сложности. Они проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения, химические свойства и взаимосвязь неорганических веществ различных классов, количество вещества, молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

  Выполнение заданий этого вида предполагает владение умениями: объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; проводить комбинированные расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

Анализ выполненных заданий  позволяет сделать вывод, что существенной разницы между контрольно – измерительными работами  этого и прошлого года нет. Некоторые изменения произошли лишь в содержательных акцентах отдельных заданий. Так, например, усилена практико-ориентированная составляющая заданий; продолжено включение вопросов, предусматривающих проверку умений работать с информацией, представленной в различных формах, умения осуществлять простейшие логические операции.

  Можно сделать небольшой анализ по каждому разделу.

Результаты выполнения заданий содержательного блока «Вещество» достаточно высоки. Анализ средних значений выполнения заданий этого блока экзаменационной работы с точки зрения усвоения контролируемых элементов содержания, позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся основной школы в основном справились с элементами его содержания  который включает задания, проверяемые на базовом уровне.

  Не вызвали больших затруднений задания блока «Химическая реакция», проверяемые на базовом уровне. Но задание части В, повышенного уровня сложности, контролирующее знания по теме «Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель», вызвали затруднения, что говорит о недостаточном усвоении этого элемента содержания выпускниками 2013года.

  Результаты выполнения заданий содержательного блока «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» гораздо ниже двух предыдущих блоков. К сожалению, все задания повышенного и высокого уровня сложности (В2, В4, С1), входящие в этот блок, выполнены на недостаточном уровне. Особенно низкий процент выполнения приходится на задание С1. Для выпускников  оказалось затруднительным написание уравнения реакции ионного обмена в цепочке, демонстрирующей взаимосвязь различных классов неорганических веществ и рассмотрение одного уравнения этой цепочки с точки зрения теории электролитической диссоциации. Если говорить в целом о проблемах этого блока, то все проблемы приходятся на вопросы, контролирующие химические свойства неорганических веществ.

  В блоке «Методы познания веществ и химических реакций»

особое внимание следует обратить на процент выполнения задания  части С – решение химической задачи на «Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции». При том, что  многие получили на экзамене «4» и «5», далеко не все справились с решением задач.

  Анализ  результатов экзаменационных работ позволяет выявить ряд проблемных тем таких как: «Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных» (А10), «Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни…» (А13), «Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворах. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества» (А14) по-прежнему выполняются учащимися на недостаточном уровне. Этому способствует ряд причин.

Затруднения, связанные с выполнением заданий А10 могут быть связаны с отсутствием у выпускников систематизированных знаний о химических свойствах оксидов разного химического характера. Традиционно, к сожалению, вызывают затруднения у учащихся задания, проверяющие знание правил техники безопасности при работе в химической лаборатории, проблем химического загрязнения окружающей среды и др. (А13). Основная причина, наверное, в недостаточном внимании к организации лабораторного эксперимента в процессе обучения, недостаточно осмысленный перенос учащимися химических знаний в повседневную жизнь. К грустью приходится констатировать факт, что в практике преподавания химии лабораторный эксперимент в последние годы нередко подменяется демонстрационным или, что еще хуже, виртуальным. Понятно, что такой подход не позволяет приобрести учащимся необходимый опыт работы с реактивами и лабораторным оборудованием. Иными словами, у определенной части учащихся 9 классов практические умения и навыки сформированы на достаточно низком уровне, отсюда и пробелы в знаниях по названным выше элементам содержания.

Традиционно трудными заданиями считаются задания части С. Задание С2 – комбинированная задача, в основе которой два типа расчетов: вычисление массы раствора вещества по его массе и массовой доли, и количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Задачи, в которых требовалось рассчитать массовую долю вещества в полученном растворе или массу исходного раствора, были решены не до конца. Решение ошибочно завершалось после нахождения массы вещества по уравнению реакции, расчёт массы раствора данного соединения отсутствует. У учащихся, не набравших максимальное количество баллов за данное задание, допущены ошибки: неверное математическое вычисление количества вещества, массы или объёма продукта реакции; неверный расчёт молярной массы вещества; ошибки при составлении формул химических соединений.

Задание С3 основано на знании качественных реакций на катионы, анионы, газообразные вещества, способов получения и физических свойств веществ, также вызвали затруднения.

  Наиболее сформированными можно признать следующие умения: называть вещества по их химическим формулам, в том числе и некоторые органические вещества; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основании их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения атомов; химические свойства оснований и кислот; объяснять: закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений; взаимосвязь классов неорганических веществ; определять: принадлежность вещества к определенному классу; типы химических реакций; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ.

  К наименее сформированным у экзаменующихся умениям можно отнести умения: составлять молекулярные и ионные уравнения реакций; характеризовать химические свойства веществ – представителей различных классов неорганических соединений; определять типы реакций по нескольким известным классификациям одновременно; распознавать газообразные вещества, растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов, кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах катионов и анионов в растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о веществах, используемых в быту; вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакций.

Общий анализ сформированности общеучебных (метапредметных) умений позволяет опосредованно высказать предположение о том, что выпускники основной школы владеют на недостаточном уровне такими умениями: 1) работать в ограниченном интервале времени; 2) беглого просмотрового чтения; 3) выделять в прочитанном главное, существенное; 4) устанавливать причинно-следственные связи; 5) анализировать полученные результаты; 6) межпредметного переноса знаний; 7) практического применения знаний и др.

  Перед каждым педагогом, преподающим химию в школе, должна стоять задача – провести тщательный содержательный и методологический анализ результатов обучающихся по химии.

На основе полученных результатов можно составить общее представление о том, как обучающиеся усваивают материал курса химии, и проделать определенную работу по совершенствованию методики преподавания предмета.

Работа по подготовке к итоговой аттестации обучающихся для каждого педагога должна начинаться с изучения всех документов, сопровождающих итоговую аттестацию за курс основной школы. В пакет таких документов обязательно должны входить анализ предыдущих лет аттестации, методические рекомендации по совершенствованию преподавания химии.

При составлении рабочей программы 9 класса предусмотреть уроки повторения и обобщения материала после изучения всех разделов программы. В календарно-тематическом планировании (если предусмотрено положением о рабочей программе педагога в образовательном учреждении) предусмотреть раздел «Подготовка к ГИА», в котором отразить конкретные элементы содержания и учебные умения, отрабатываемые на уроке.

Для осуществления контрольной функции на уроке необходим достаточный банк дидактических материалов, позволяющих провести индивидуальную диагностику усвоения обучающимися изученного материала. Современный подход требует чтобы дидактический материала был в форме тестов, по содержанию и форме близким к тестам ГИА.

Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности выпускников. Каждый урок должен включать набор терминов, характерных для этой темы и раздела, а также изученных на предыдущих уроках. Это способствует развитию терминологической речи обучающихся и осознанию ими тех понятий и процессов, которые заключены в данных терминах. Можно учить детей составлять краткие планы-конспекты урока, схемы, рисунки, которые позволят им усваивать учебный материал.

Особое место на уроке должно принадлежать работе с табличным материалом – периодической системой химических элементов, таблицей растворимости, электрохимическим рядом, т.е., тем табличным материалом, который разрешен к использованию на экзамене. Это даст в руки выпускника серьезный механизм при подготовке ответов на вопросы экзаменационной работы. Очень часто педагоги отрабатывают навыки работы с периодической таблицей на одних и тех же химических элементах, например, при изучении второй группы химических элементов, после рассмотрения общих свойств этих элементов, как правило, весь материал рассматривают на примере кальция. Благодаря формированию и реализации компетентностного подхода при изучении данного класса химических элементов, обучающийся не растеряется, если в контрольной работе ему будет необходимо применить знания к другому химическому элементу этой группы, например стронцию. Периодическая система поможет выпускнику при формировании ответов на многие вопросы, например: валентность и степень окисления, свойства химических элементов и их соединений, изменение свойств химических элементов по периодам и группам, при проведении расчетов в химических задачах и т.д. Серьезные возможности также заключены в таблице растворимости и электрохимическом ряде напряжений металлов.

Несмотря на низкий уровень оснащения химических кабинетов образовательных учреждений нашего района, предусмотреть в программе полный перечень практических работ в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Лабораторные и практические работы позволяют успешно формировать умения и навыки практического плана. В ходе выполнения этих работ отрабатывают также навыки написания химических реакций, повторяется типология химических реакций, химические свойства классов химических веществ и отдельных представителей этих классов.

Для организации контроля за степенью усвоения обучающими учебным материалом, умениями и навыками учебной деятельности следует предусмотреть весь арсенал средств и методов контроля. Уроки контроля должны быть разнообразными по формам проведения, от традиционных контрольных до нетрадиционных домашних экспериментов, уроков самоконтроля и взаимоконтроля знаний, уроков отчетов по исследованию химического элемента, класса, группы химических веществ и т. д.

Следует обратить особое внимание на темы, оказавшиеся наиболее трудными для выпускников 2013 года. Первая тема – это окислительно-восстановительные реакции. Основы данной темы закладываются в основной школе, и изучение предусматривается программой 8 класса, а в течение 9 класса эти знания проходят через все темы, где изучаются химические элементы, классы, группы веществ. Усвоение данного элемента содержания проверяется заданиями, как на базовом, так и на повышенном уровне сложности экзаменационной работы. К сожалению и выпускники средней (полной) школы демонстрируют недостаточные знания по этому вопросу. Следовательно, в основной школе закладывается база прочности знаний по ОВР и умение применять их в разных учебных ситуациях. Задача учителей химии– справиться с этой проблемой и подготовить обучающихся к ГИА 2014. Второй вопрос – это реакции ионного обмена. Впервые на ГИА 2010 в вопросе С1 выпускники должны были продемонстрировать умение записи реакций ионного обмена в полной ионной и сокращенной ионной формах. Картина получилась неутешительная. 28%. выпускников с хорошим уровнем подготовки смогли справиться с заданием; с неудовлетворительным – 0%; с удовлетворительным – 1%. Если посмотреть курс химии основной школы, то в каждой теме, изучаемой в 9 классе, есть возможность закреплять знания и отрабатывать умения по этому вопросу. Задача педагога заключается в том, чтобы предусмотреть задания на проверку этого умения в ходе урока, обратить внимание на типичные ошибки и постараться ликвидировать пробелы в курсе химии 9 класса.

Третий вопрос – химические свойства классов неорганических веществ. Если вспомнить логику изучения химии, то это выглядит так: строение – свойства – применение. Получается, что при изучении материала курса химии основной школы многие обучающиеся не смогли сложить целостную картину химии элементов. Т.е. у обучающихся не сформированы надпредметные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, составлять алгоритм выполнения задания. Каждый класс химических веществ, каждого представителя класса необходимо рассматривать в связке – общие и специфические свойства.

При изучении органической химии в 9 классе необходимо исходить из целей изучения данного раздела в курсе химии основной школы. На этом этапе главной целью обучения химии является знакомство учащихся с основными особенностями строения ограниченного круга органических веществ и их наиболее характерными свойствами. Изучение элементов содержания, относящихся к данному разделу, должно строиться на той же основе, что и изучение основных разделов курса неорганической химии. Актуализация знаний о строении атома, валентности, видах химической связи, проведение аналогий при изучении типов химических реакций, свойств некоторых неорганических и органических веществ позволит учащимся лишний раз убедиться в единой основе изучения веществ, предполагающей установление связи между составом, строением, и свойствами веществ.

Учителям химии следует уделять серьезное внимание формированию предметных умений обучающихся по химии. Перечень таких умений входит в федеральный компонент государственного стандарта. При составлении рабочей программы (если это предусмотрено положением о рабочей программе образовательного учреждения) указать по каждому разделу, какие предметные умения педагог будет формировать при изучении тем этого раздела. К менее сформированным умениям ГИА 2013 года относятся умения:

  • составлять уравнения реакций;
  • характеризовать химические свойства веществ – представителей различных классов неорганических и органических соединений;
  • объяснять закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений; сущность химических реакций (окислительно-восстановительных и ионного обмена);
  • взаимосвязь веществ;
  • вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

На заключительном этапе изучения химии за курс основной школы (9 класс 2-е полугодие) особое внимание следует уделить повторению и обобщению наиболее значимых и одновременно трудных для обучающихся элементов содержания, что не исключает проведения повторения в течение всего учебного года. Для этого рекомендуется один раз в неделю проведение групповых занятий для выпускников, сдающих ГИА по химии. Повторение материала можно организовать по плану, в котором перечислены основные вопросы курса химии основной школы. Предложенный вариант повторения можно организовать по зачетной системе. Чтобы полученные результаты стали доступными как самим обучающимся, так и их родителям, можно порекомендовать на стенде подготовке к ГИА, помещать материалы в виде диагностической карты, где указаны контролируемые элементы знаний и умений, согласно кодификатору ГИА или плану повторения и результаты обучающихся по разным формам контроля.

Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то всё происходящее в организации государственного итогового контроля не может не отразиться на организации учебного процесса и промежуточном контроле знаний учащихся, поэтому естественно стремление каждого учителя разнообразить формы контроля, приближать его к тем, которые используются на государственном уровне. Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ- это длительная и кропотливая работа учителя, в результате которой необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1) Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с  первых дней преподавания химии. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить обучающихся правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.
3) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.
4) На уроках в среднем звене основное внимание должно быть направлено на овладение умениями извлекать информацию из условия и требования задачи, вычленять отдельные элементы, комбинировать их, выводить следствия, переформулировать требования задачи. Поэтому один из элементов работы учителя – это учить учащихся анализу условия решаемой задачи. Кроме того, необходимо в обязательном порядке проводить анализ заданий после проведения тестовых работ.
5) Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе изученного процесса:
•    При изложении новых понятий
•    При закреплении изученного ранее
•    При организации с/р разных видов
•    При организации обобщающего повторения
6) Организовывая процесс повторения учебного материала необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу.
7) При организации итогового повторения должен быть отобран самый важный материал. Целесообразно весь повторяемый материал распределить по методическим линиям курса
8) Нужно работать над мотивацией обучающихся к участию в итоговой аттестации. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.
9) Поддерживать тесную связь с родителями, проводить для родителей анализ пробных ГИА и ЕГЭ и вообще родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
10) Осуществлять межпредметную связь, особенно с таким предметами, как математика 
11) Осуществлять на уроках индивидуально-дифференцированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Реализация траектории успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по химии».

Перспективы ОГЭ – 2015г. Стало 2 части вместо 3-х. В 2015 году на выбор органов управления образованием субъектов РФпредложены две модели экзаменационной работы по химии,принципиальное раз...

«Использование тестовых технологий при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по биологии»

       Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможност...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития лично...

Презентация по теме "Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по разделу Планиметрия "Вписанные и описанные многоугольники"

Презентация по теме "Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по разделу Планиметрия "Вписанные и описанные многоугольники" создана для качественной подготов...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»

Методтка использования ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»...

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии.

В материале рассматриваются основные методыи формы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии. Представлены приёмы из опыта работы....