Разработка урока биологии в 5 классе "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Овсянникова Вера Александровна

Данный урок был проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС. К уроку прилагаются презентация, задния для самостоятельной работы, инструктивная карточка для  лабораторной работы, листы самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Урок биологии в 5 классе по теме: «Шляпочные грибы»

                                                        учитель биологии Овсянникова Вера Александровна

 Цели  урока:

  1. Образовательная: создание условий для самостоятельной и познавательной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.              

  2. Развивающая: продолжить формирование учащихся работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.

 3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Предполагаемые результаты:

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью шляпочных грибов

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

Тип урока: изучение нового материала

 Оборудование: компьютер, медиапроектор,  свежие грибы, компьютерная презентация по теме «Шляпочные грибы», инструкционные карточки, карточки для самостоятельно работы, таблица «Шляпочные грибы», опорный конспект «Шляпочные грибы», маркеры.

                                                                           

Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Оргмомент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности

-Мы-умные,

Мы-дружные,

Мы-внимательные,

Мы-старательные.

Мы отлично учимся

Все у нас получится.

Учащиеся эмоционально настраиваются на работу на уроке.

слайд 

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация знаний

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала об общей характеристике царства грибов; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

Проверка домашнего задания.

Графический диктант.

  На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. Давайте выполним задание.

Утверждения:

1.Грибы относятся к царству растений --

2. По способу питания грибы делятся на сапрофиты и паразиты +

3. Хитин – это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+

4.Грибы имеют признаки растений и животных+

      5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека-

Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Мотивация

Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней находится то, что  мы будем  сегодня изучать. Для того чтобы отгадать, что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.

( отвечают)

Открыть корзину и огласить тему  урока.

.

Предполагаемый ответ:

4. Изучение нового материала.

Формулируем тему и цель урока.

 Работа в парах по инструктивным карточкам. Составление опорного конспекта.

1.Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба».стр.77 учебника

Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите  плодовые тела шляпочного гриба. Найдите их основные части: пенек, шляпку.
  2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
  3. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки.
  4. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?

                                 

2.Грибы трубчатые и пластинчатые

3.Образование спор.

Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.

Слайд: ведьмины круги

Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает,  словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».

Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.

4.Симбиоз грибов и растений

Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.

Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)

Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать)

Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.

Слайд: симбиоз

Физминутка:

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли (шагают)

Приседали. приседали

Белый гриб в траве нашли(приседают)

На пеньке растут опята,

Наклонились к ним ребята

Наклоняйся, раз-два-три

И в лукошко собери!

5. Грибы съедобные и ядовитые.

   - Что вы знаете о съедобных грибах?                    

 -  Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

- Какой гриб считают самым ядовитым?

                                                Грибы

                                            /                 \

                                Съедобные       ядовитые

                                          ?                     ?

Самостоятельная работа:

 по ходу демонстрации слайдов заполнять схему

Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45

При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение)

Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить

…воспроизведите, что запомнили.

6.Выращивание грибов.

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

План:

1).Строение шляпочных грибов;

2).Жизнедеятельность грибов:

А).образование спор;

Б).Симбиоз грибов и растений;

3).Значение грибов: съедобные и ядовитые;

4).Выращивание грибов

Анализ текста в учебнике стр.70-71

Самостоятельная работа.

Составление схемы в тетради и в опорном конспекте

Грибы↑

Трубчатые   Пластинчатые

Анализ

Рис.42 стр.71 Самостоятельная работа

Проговаривают определение вслух «Споры-особые клетки, с помощью которых грибы размножаются»

слайд

Анализ рисунка 43 стр.72

Вспоминают определение симбиоза

Запись определения Грибокорень или микориза-это срастание нитей грибницы и корня дерева

Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему.

слайд

слайд

Демонстрация слайдов презентации

Самостоятельная работа

Анализ рисунков 47,48 стр.76

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;

       

  

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы  по опорному конспекту

Воспроизводят изученный материал по опорному конспекту

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд:

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял,что…

Меня удивило…

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

Людям каких профессий пригодятся знания о грибах?

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

7. Домашнее задание

1. Прочитать параграф 14

 2. Творческое: подготовить интересные факты о грибах, кроссворд, загадки, пословицы или поговорки

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.



Предварительный просмотр:

Лист самоконтроля

1.Тесты по д/з

2.Лабораторная работа

3.Работа на уроке

Итоговая оценка

Лист самоконтроля

1.Тесты по д/з

2.Лабораторная работа

3.Работа на уроке

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"

Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Урок биологии по теме «Грибы»

Урок биологии по теме «Грибы»  (ФГОС)...

разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...

Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"

План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Царство грибы"

Методическая разработка урока по биологии в 6 классеУчитель: О.С. БоброваТема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов....