Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс)

Борисова Анжелика Николаевна

Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Биология. Человек. 8 класс", авторы - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_8_klass.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса для 8 класса

Тематический план

№ п/п

Содержание темы

Общее количество часов

Основная цель

Примечания

1

Введение

1

Познакомить школьников с содержанием и задачами раздела « Человек и его здоровье «; пробудить интерес  к приобретению знаний о своем организме; показать черты присущие как биологическому виду и принципиальные особенности людей; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.

Федеральный компонент.

2

Происхождение человека

                          3

Определить место человека в системе органического мира; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; познакомить с понятием раса, основными характеристиками существующих рас и причинами их возникновения; показать вред расистских теорий.

3

Строение и функции организма

      58

3.1

Общий обзор организма человека

1

Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии его внутренних органов и полостях тела, системах органов,

3.2

Клеточное строение организма.Ткани.

 5

Сформировать знания о строении, химическом составе и физиологии клетки; развить понятие «ткань», типы тканей; совершенствовать умения работать с рисунками. Таблицами. Микроскопом.

3.3

Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций

8

Развить понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой. О взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции; познакомить со строением и функциями нервной и гуморальной систем; познакомить с эндокринными заболеваниями и мерами их профилактики.

3.4

Опорно – двигательная система

7

Раскрыть основные функции ОДС; сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, дать представление об особенностях строения скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью; научить оказывать первую помощь при повреждениях ОДС; раскрыть особенности строения скелетных мышщ, выяснить функции мышщ и нервной системы при движении человека; Выяснить условия повышения работоспособности мышщ и причины их утомления; раскрыть влияние физической нагрузки на формирование ОДС.

3.5

Внутренняя среда организма

3

Развить знания учащихся о внутренней среде организма, показать ее роль в организме, значении ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях, иммунитете.

3.6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

Развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении, о строении и работе сердца; раскрыть понятие « кровообращение», причины движения крови и лимфы; выяснить как влияют физические нагрузки, спиртные напитки, табак на кровеносную систему; научить учащихся оказывать первую помощь при кровотечениях.

3.7

Дыхательная система

5

Познакомить учащихся с сущностью дыхания, его ролью в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; познакомить со строением органов дыхания в связи с выполняемыми функциями; разъяснить механизм вдоха и выдоха; познакомить с приемами первой помощи при нарушении дыхания.

3.8

Пищеварительная система

6

Познакомить школьников с понятиями «пищевые продукты», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы; выяснить строение органов пищеварения; меры, необходимые для профилактики заболеваний ЖКТ; гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания.

3.9

Обмен веществ и энергии

3

Раскрыть сущность обмена веществ как основной функции организма; разъяснить значение пластического и энергетического обменов, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ, раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, органических веществ, сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ.

3.10

Покровные органы. Терморегуляция.

3

Сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи, анатомо – физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма; развивать гигиенические понятия об одежде, обуви; профилактика и оказание первой помощи при обморожениях, ожогах.

3.11

Выделение.

1

3.12

Анализаторы.

5

Познакомить учащихся с понятием «анализатор», сформировать знания о функциях и строении анализаторов и их видах, раскрыть взаимодействие анализаторов, роль ощущений восприятия в жизни человека; познакомить с основными правилами гигиены органов чувств.

3.13

ВНД. Поведение. Психика

6

Познакомить учащихся с ролью И. М, Сеченова, И. П. Павлова. А. А. Ухтомского  в развитие учения ВНД; обобщить знания об условных и безусловных рефлексах, раскрыть роль торможения условных рефлексов в приспособлении организма к различным условиям; определить особенности ВНД человека, показать значение речи; сформировать знания о внимании, эмоциях и воле; дать понятия о биоритмах и их значении; сформировать представление об уникальности каждой личности, условиях ее становления.

4

Индивидуальное развитие организма

4

Развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека; углубить знания об особенностях развития зародыша и плода, раскрыть особенности роста и  развития ребенка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма до 18 лет.

5

Резервное время

2


Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

К -во часов

Содержание материала

Виды деятельности

Лабораторные работы

Планируемые результаты

ДЗ

1

Введение

1

1н09

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его Становление наук о человеке.

Беседа, работа с учебником и тестами, работа с терминами.

       Дать понятие о предмете изучения, раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.

         Учащиеся должны знать: науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология, развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней, античного мира и изучение человека в эпоху Возрождения.

П. 1-2

3

Происхождение человека

2

1н09

Систематическое положение человека

Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и дополнительным материалом, работа с терминами.

Повторить систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ.

Учащиеся должны знать: Рудименты, атавизмы, доказательства происхождения человека, систематическое положение человека.

П.3, презентации по теме

3

2н09

Историческое прошлое людей

Фронтальный опрос, беседа, работа в группе, работа с учебником и дополнительным материалом, работа с терминами, составление схем в тетради.

Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, 

показать этапы эволюции человека.

Учащиеся должны знать: Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека и экологические факторы, способствующие развитию прямохождения.

П.4, таблица

4

2н09

Расы человека

Тестирование, беседа, работа с учебником.

Учащиеся должны знать основные характеристики существующих рас и причины их появления, определить единство физиологического и генетического  типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду - Человек разумный, доказать равенство всех рас, показать вред расистских  теорий, обосновать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация».

П.5

   58

Строение и функции организма

5

3н09

1

Общий обзор организма человека

Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, составление схем в тетради.

Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела.

Учащиеся должны знать: Внешняя среда, внутренние органы, внутренняя среда, гормоны, органы, система органов.

П.6

5

Клеточное строение организма.

Ткани

6

3н09

Строение и химический состав клетки

Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение таблицы  в тетради.

Показать единство органического мира, проявляющегося в клеточном строении; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов.

Учащиеся должны знать: Возбудимость, органоиды, развитие, рост.

П.7

7

4н09

Физиология клетки

Терминологический диктант, лекция, работа с учебником и таблицами, работа с терминами.

Раскрыть физиологию клетки.

Учащиеся должны знать: Сократимость, проводимость, ферменты.

П.7

8-9

4н09-1н10

2

Ткани. Типы тканей и их свойства

Лекция, заполнение таблицы по ходу лекции, л.р. «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп», работа с рисунками учебника и таблицами.

Раскрыть понятие ткань и орган, тканевая жидкость и межклеточное вещество.

Учащиеся должны знать: строение ткани, основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные.

П.8

10

1н10

Обобщающий урок по теме «Организм человека и его строение»

Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа.

Учащиеся должны систематизировать знания по теме, закрепить знания о клетке как системе взаимосвязанных структур, о тканевом строении органов, о связи систем органов в едино целое. Совершенствовать умения работать с рисунками, таблицами, микроскопом.

8

Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций

11

2н10

Регуляция функций в организме

Лекция, заполнение таблицы по ходу лекции, работа с терминами.

Учащиеся должны иметь представление о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой, о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.

П.9, записи в тетради

12

2н10

Общий план строения нервной системы и ее функций. Рефлекторный принцип работы нервной системы.

Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, составление схем в тетради, л.р. « Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».

Дать понятие о нервной системе, значении нервной системы, об отделах нервной системы: центральная и периферическа,  рефлекторном принципе деятельности нервной системы. раскрыть природу нервных импульсов и функцию синапсов.

Учащиеся должны знать определение «рефлекс», называть особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы, распознавать и описывать основные отделы и органы нервной системы, свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость, строение синапса.

П.43,9

13

3н10

ЦНС. Спинной мозг, его строение и функции

Лекция, выполнение рисунка по ходу лекции, самостоятельная работа с текстом  и рисунками учебника.

Дать понятие о спинном мозге, его строении и функциях,  сером веществе и белом веществе спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функции спинного мозга, нарушениях деятельности спинного мозга.

Учащиеся должны знать особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга, распознавать основные части спинного мозга, характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности человека.

П.44

14

3н10

Головной мозг. Строение и функции его основных отделов.

Лекция, заполнение таблицы по ходу лекции, работа с терминами. Л. р. «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». «Рефлексы продолговатого и среднего мозга».

Учащиеся должны знать особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, функции головного мозга, распознавать отделы головного мозга по таблице.

п.45-46, таблица

15

4н10

Периферическая нервная система

Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение таблицы  в тетради.

 Учащиеся должны называть отделы нервной системы (соматическая и вегетативная нервная система), их функции, подотделы вегетативной нервной системы (симпатический и парасимпатический подотделы ) , их функции.

П.47

16

4н10

ЖВС и гормоны

Тестироваие, лекция, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение таблицы  в тетради.

Учащиеся должны называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, внешней секреции, смешанной секреции.

П.58

17

2н11

Нарушения гуморальной регуляции организма

Индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью, самопроверка.

Учащиеся должны называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез, познакомиться с мерами профилактики эндокринных болезней.

П.59, таблица

18

2н11

Контрольно – обобщающий урок «ЖВС. Нервно - гуморальная регуляция».

Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа.

Учащиеся должны  систематизировать и обобщить материал темы, закрепить знания.

7

Опорно – двигательная система

19

3н11

ОДС. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения.

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, составление схем в тетради.

Раскрыть значение скелета и мышц, показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микроскопическое строение костей.

Учащиеся должны знать: Макроскопическое строение костей: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество, соединение костей.

П.10,12

20

3н11

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение рабочей  тетради.

Пополнить знания детей о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека.

Учащиеся должны знать: скелет  головы и осевой скелет,  осевой и дополнительный скелет, его строение.

П.11-12

21

4н11

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, работа в группе.

Разъяснить цели доврачебной помощи, показать её отличие от профессиональной врачебной помощи, дать элементарное сведения о костно-мышечных травмах.

Учащиеся должны знать: повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк; шина, растяжение связок, вывих.

П.16

22

4н11

Мышцы, их строение и функции

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, Л.р. «Мышцы человеческого тела»

Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани.

Учащиеся должны знать: Антагонисты, синергисты, скелетные мышцы, мышцы-сгибатели и разгибатели.

П.13

23

1н12

Работа скелетных мышц и их регуляция

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, Л.р. «Утомление при статической и динамической работе».

Дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечных сокращений, об изменении мышц при тренировках.

Учащиеся должны знать: Гиподинамия, двигательная единица, тренировочный эффект.

П.14

24

1н12

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, Л.р. «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия»

Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Учащиеся должны знать: Осанка, плоскостопие.

П.15

25

2н12

Контрольно–обобщающий урок  по теме «ОДС»

Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа.

Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. Учащиеся должны знать и уметь применять полученные знания на практике

3

Внутренняя среда организма

26

2н12

Внутренняя среда организма. Состав крови. Функции.

Лекция, работа с терминами.

Продолжить формирование понятия внутренней среды и её компонентах, раскрыть понятие гомеостаз

Учащиеся должны знать: Антиген, антитело, компоненты среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

П.17

27

3н12

Форменные элементы крови.

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами, Л.р. «Рассматривание крови человека под микроскопом»

Учащиеся должны знать:

П.17-18, рабочая тетрадь

28

3н12

Иммунитет

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами.

Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки. Познакомить с наукой иммунологией, историей открытия вакцины (работы Э. Дженнера и Л. Пастера).

Учащиеся должны знать: Иммунитет, антиген, интерферон, костный мозг, вилочковая железа, лимфатические сосуды и узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты, неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитические заболевания. Появление иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость.

П.17, рабочая тетрадь

6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

29

4н12

Транспортные системы организма. Круги кровообращения.

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами , Л.р. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

Повторить круги кровообращения и строения сердца, изучить общий план строения сердца человека и движения крови по большому и малому кругам кровообращения.

Учащиеся должны знать: Замкнутая система, артерии, вены,  артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Кровообращение, отток лимфы.

П.20-21

30

4н12

Органы кровообращения: строение сердца.

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами, работа в группах с моделью сердца.

Раскрыть связь строения сердца с его функцией, дать понятие о сердечном цикле, раскрыть регуляцию сердечной системы

Учащиеся должны знать: Автоматизм, строение сердца, околосердечная сумка, четырехкамерное строение, положение сердца в грудной полости.

П.22

31

2н01

Сердечный цикл. Регулярная работа сердца.

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами.

Учащиеся должны знать: как работает сердце, получить знания о сердечном цикле, показать взаимосвязь строения и функций сердца.

П.22

32

2н01

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами Л.р. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Природа пульса».

Выяснить причины движения крови и изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления, обсудить природу пульса, дать понятие о гипер- и гипотонии.

Учащиеся должны знать: Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального давления.

П.23

33

3н01

Гигиена сердечно – сосудистой системы.

Беседа ,Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Раскрыть физиологические основы сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии с влиянием курения, потребления спиртных напитков на сердце и сосуды.

Учащиеся должны знать: Ударный объём,  гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе.

П.24

34

3н01

Первая помощь при кровотечении

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами

Познакомить учащихся с приемами первой помощи по остановке кровотечений.

Учащиеся должны знать: Гематома, внутреннее кровотечение, внешнее кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное, носовые кровотечения.

П.25

5

Дыхание

35

4н01

Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами

Раскрыть значение биологического окисления, показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава.

Учащиеся должны знать: Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, верхние и нижние дыхательные пути

П. 26,27

36

4н01

Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами.

Раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы. Показать роль кругов кровообращения в газообмене.

Учащиеся должны знать: альвеолы, легочное дыхание

П.27,28

37

5н01

Дыхательные движения, их регуляция.

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами.

Определить роль нервно-гуморальной регуляции дыхания, механизма вдоха и выдоха.

Учащиеся должны знать: Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальная  регуляция  дыхания.

П.28

38

5н01

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами, л.р. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, выступление с докладами.

Показать простейшие приемы самообследования органов дыхания.

Учащиеся должны знать: Флюорография, жизненная ёмкость легких, приемы оказания первой помощи утопающему. Пострадавшему при отравлении угарным газом, инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

П.29

39

2н02

Контрольно – обобщающий урок «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем»

Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа.

Обобщить знания детей об системе дыхания и кровеносной системе, развивать умение анализировать.

6

Пищеварение

40

2н02

Питание и пищеварение

Лекция

Дать понятие о питании, продуктах питания и питательных веществах: жирах, углеводах, витаминах, воде и минеральных веществах. О пищеварении, строении и функциях пищеварительной системы, органах пищеварения: пищеварительный канал, и пищеварительные железы.

Учащиеся должны называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся, объяснять роль питательных веществ в организме, характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания.

П.30

41

3н02

Пищеварение в полости рта. Глотание

Беседа, работа с учебником и таблицей в тетради, работа с терминами, л.р. Действие ферментов слюны на крахмал.

Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы, о пищеварительных железах, пищеварении в ротовой полости.Объяснить работу пищеварительных ферментов.

Учащиеся должны уметь давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, уметь распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы, характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

П.31

42

3н02

Пищеварение в желудке.

Беседа, работа с учебником и таблицей в тетради, работа с терминами,

Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы, роли ферментов в пищеварении, о пищеварении в желудке, о строении желудка.

Учащиеся должны уметь давать определение понятию фермент, рефлекс условный и безусловный, объяснять процесс пищеварения в желудке.

П.32

43

5н02

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

Беседа, работа с учебником и таблицей в тетради, работа с терминами,

Дать понятие о строении двенадцатиперстной кишки, всасывании питательных веществ в тонком и толстом кишечнике, аппендиксе.

Учащиеся должны уметь характеризовать сущность биологического процесса в кишечнике, роли ферментов печени и поджелудочной железы.

П.33

44

5н02

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Беседа , фронтальный и индивидуальный опрос.

Дать понятие о регуляции деятельности пищеварения.

Учащиеся должны уметь характеризовать сущность регуляции пищеварительной системы.

П.34

45

2н03

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Беседа, выступления с докладами.

Дать понятие об укреплении здоровья, рационе питания, двигательной активности, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения.

П.35

3

Обмен веществ и энергии

46

2н03

Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей.

Лекция, работа с учебником.

Дать понятия об обмене и роли белков, углеводов, жиров, водно-солевом обмене, о  способах определения норм питания

Учащиеся должны уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращении энергии в организме, как основу жизнедеятельности организма.

П.36

47

3н03

Витамины

Беседа,  выступление с докладами, работа в тетрадях с таблицей, работа с терминами.

Дать понятие о витаминах, их роли в организме и содержании в пище. Дать понятие о суточной потребности организма в витаминах, о гипо- и гипервитаминозах и их проявлениях.

Учащиеся должны знать: основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

П.37

48

3н03

Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Л.р. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. 

Пр. работа Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.  

Показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, обосновать необходимость сбалансированного питания.

Учащиеся должны знать:  основной обмен, калорийность.

П.38

3

Покровные органы. Терморегуляция.

49

4н03

Строение и значение кожи.

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами.

Дать понятие о покровах тела человека, значении кожных покровов и слизистых оболочек, функциях эпидермиса, дермы, гиподермы.

Учащиеся должны знать: особенности строения кожи человека, функции кожи, распознавать и описывать структурные компоненты кожи.

П.39

50

4н03

Терморегуляция организма. Закаливание.

Беседа, фронтальный опрос, работа с текстом учебника.

Дать понятие о теплообразовании, теплоотдаче и терморегуляции организма, о роли кожи в терморегуляции, приемах закаливания. Дать понятие о приемах оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики.

Учащиеся должны уметь анализировать факторы риска для здоровья, соблюдать меры профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

П.41

51

5н03

Гигиена кожи, одежды и обуви.

Беседа, выступление с докладами или инсценировки.

Учащиеся должны знать: основы ухода за кожей, одеждой, обувью.

П.40

1

Выделение.

52

5н03

Мочевыделительная система. Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний.

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами.

Дать понятие о выделении, мочевыделительной системе, роли органов мочевыделения, их значении, строении и функции почек

Учащиеся должны знать особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

П.42

5

Анализаторы

        53

1н04

Значение органов чувств. Анализаторы.

Лекция

Называть органы чувств человека,  анализаторы, особенности строения, знать о специфичности анализаторов, знать значение их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека. 

П.48

54-55

1н04-3н04

2

Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами., Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Учащиеся должны называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора, называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения, анализировать факторы риска для здоровья.

П.49-50

56

3н04

Слуховой анализатор.

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и таблицей.

Учащиеся должны называть особенности строение органа слуха и слухового анализатора, распознавать части  органа слуха и анализатора.

П.51

57

4н04

Органы равновесия. Мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и таблицей.

Учащиеся должны знать особенности строения органов равновесия, обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

П.52

 

6

ВНД. Поведение. Психика.

58

4н04

Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.

Лекция

Учащиеся должны давать определение понятиям безусловный рефлекс, условный рефлекс, называть принцип работы нервной системы.

П.53

59

5н04

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Беседа. Л.р. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа

Учащиеся должны давать определение понятиям безусловный рефлекс, условный рефлекс, называть принцип работы нервной системы, характеризовать особенности работы головного мозга.

П.54

60

5н04

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные  процессы.

Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос.

Обобщить знания учащихся о рефлекторной теории поведения, определить особенности ВНД человека, показать значение речи в развитии высших психических функций. В трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов.

Учащиеся должны знать:

П.56

61

2н05

Воля, эмоции ,внимание.

Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос.

Учащиеся должны называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека, знать физиологическую основу эмоций.  Знать, что такое Воля,  особенности психики человека.

П.57

62

2н05

Биологические ритмы. Сон и сновидения.

Беседа. Выступления с докладами.

Учащиеся должны знать, что такое биологические ритмы,  сон (фазы сна), бодрствование, значение сна, характеризовать значение сна для организма человека.

П.55

63

3н05

Личность и ее индивидуально – психологические особенности. Интересы. Склонности, способности. Характер. Темперамент.

Пр. работа «Определение типа темперамента» , беседа

Учащиеся должны называть типы темперамента. Уметь давать определения -  склонности, способности, наследственные задатки, характер, темперамент.

П.64

4

Индивидуальное развитие организма

64

3н05

Размножение в органическом мире.

Беседа, работа с текстом параграфа и рабочей тетрадью.

Уметь давать определения - онтогенез, филогенез, оплодотворение, сравнивать бесполое и половое размножения

П.60

65

4н05

Развитие зародыша и плода. Беременность. Роды.

Беседа, работа с текстом параграфа и рабочей тетрадью.

Учащиеся должны называть этапы жизненного цикла человека, узнавать по рисункам органы размножения, функции плаценты, перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной.

П.61,62

66

4н05

Развитие человека после рождения.

Беседа, работа с текстом параграфа и рабочей тетрадью.

Учащиеся должны называть этапы развития и особенности развития ребенка после рождения. Уметь давать определения - индивид, личность, интроверт, экстраверт.

П.63

67

5н05

Обобщающий урок по курсу «Биология. Человек».

Беседа

Учащиеся должны : уметь ориентироваться в изученном материале.

68

5н05

Повторение материала

                                                                                     

                                                                                         Рабочая программа по биологии, 8 класс

( 2 часа в неделю, 68 часов )

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).  Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 -го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

            Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.       освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.       овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3.       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.       воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.       иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рабочая программа ориентирована на учебник Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев.Биология,Человек-8 кл.-М.:Дрофа,2005.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

- темы «Нервная система», «Рефлекторная регуляция органов и систем организмов» и «Эндокринная система» объединены в одну тему «Нервно-гуморальная  регуляция физиологических функций», т. к. они связаны между собой и являются логическим продолжением друг друга.

-  тема «Нервно-гуморальная  регуляция физиологических функций» вынесена на начало учебного года, так как эта логическая последовательность учебного материала улучшат его усвоение.

- изучение материала о становлении личности перенесено из темы «Индивидуально развитие организма» в тему «ВНД. Поведение. Психика», в связи с тем, что это более логично.

- В тему «Дыхательная система» добавлен один час из резерва на обобщение материала по двум взаимосвязанным темам «Кровеносная и лимфатическая системы» и «Дыхательная система».

-  лабораторные работы запланированы не в полном объеме, что связано с материально-технической базой кабинета биологии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса по биологии.

Учащиеся должны знать:

- понятия: биосоциальная природа человека, природная среда и социальная среда; основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы;

- значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека;

- уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевой, органный, системный, организменный.

- состав и свойства внутренней среды, гомеостаз, основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости, природу иммунитета; строении и функции основных органов и систем органов.  

-нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, основные закономерности высшей нервной деятельности.

 -индивидуальное развитие человека.

         Учащиеся должны уметь:

- пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.

- раскрывать взаимосвязь строения функций на разных уровнях организации организма;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

 Учебно – тематический план

 

Тема

Количество часов

По программе  В. В. Пасечника

По рабочей программе

Лабораторных, практических работ

1.  Введение

1

1

 

2.  Происхождение человека

3

3

3.  Строение и функции орга низма

57

59

 

3.1  Общий обзор организма человека

1

1

3.2.  Клеточное строение организма. Ткани.

5

5

Л. р. №1

3.3  Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1

1

 Л.р.№2

3.4  Опорно-двигательная система

7

7

 Л.р.№3-5

3.5  Внутренняя среда организма

3

3

Л.р.№6

3.6  Кровеносная и лимфатическая системы организмов.

6

6

Л.р.№7-11

3.7 Дыхательная система.

4

5

Л.р.№12

3.8 Пищеварительная система

6

6

Л.р.№13

3.9 Обмен веществ и энергии.

3

3

Л.р.№14,15

3.10 Покровные органы. Теплорегуляция.

3

3

3.11 Выделительная система

1

1

3.12 Нервная система человека

5

5

Л.р.№16,17

3.13 Анализаторы

5

5

3.14 ВНД. Поведение. Психика.

5

6

Л.р.№ 18,19

3.15 Железы внутренней секреции

2

2

4. Индивидуальное развитие организма

5

4

10.   Резервное время.

5

1

 

Итого

70

68

 

  

Перечень учебно-методического обеспечения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И.  Биология. Человек. 8 класс: Учебник  для общеобразовательных   учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 – 2009.

2. Рабочая тетрадь к учебнику  Колесова  Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И.  «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2009.  

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И.  Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2002.

   4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии.

8 класс. – М.: «ВАКО» 2007.

Дополнительная литература и средства обучения

      1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.      

М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.

     2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

      3. ЕГЭ 2007 – 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,

С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

        4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

                 

Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...