Использование методов, приемов и наглядно-технических средств на уроках биологии и химии
статья по биологии

Шишкина Наталья Григорьевна

Организация корекционной работы со слабовидящими детьми. Средняя и старшая школа. Использование различного технического и наглядного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы со слабовидящими  детьми на уроках химии и биологии.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается во взаимосвязи и взаимодействии  со всеми видами  деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.);

Основными принципами организации коррекционной работы со слабовидящими детьми:

1.Комплексный подход к диагностике и коррекции (клинико –физиологический и психолого – педагогический),

2.Модификация учебных планов и программ (перераспределение учебного материала, изменение темпа изучения, увеличение

сроков),

3.Дифференцированный подход с учетом состояния зрения (специальные приемы, наглядные пособия, методика индивидуальной работы);

4.Система работы по социально–бытовой адаптации и самореализации учащихся;

5.Создание офтальмо–гигиенических условий.

( Освещенность рабочего места; контроль расстояние от глаза школьника до рассматриваемого объекта;  цвета используемых объектов;

длительность непрерывной зрительной нагрузки:  использования тифлоприборов;  Смена положения тела во время занятий.

  Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых средств.

1. Наглядные учебные пособия

      Для слабовидящих на учебных занятиях необходимо демонстрация различных  наглядных пособий. На уроках биологии, химии учитель использует при объяснении материала различные объекты природного материала, муляжи, рельефные таблицы, объемные динамичные  модели.

 Данные предметы больших размеров, наличие определенной цветовой гаммы  

 стимулируют  работу сетчатки.  Учебные макеты, муляжи и т. д. соответствующие реальным объектам и

 с разнообразными признаками способствуют   отработки комплекса свойств, разных систем сенсорных эталонов, развивается  зрительно–осязательное восприятие.

 При правильном подборе и мето­дически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличи­тельные и общие признаки изуча­емого материала. Использование наглядности стимулирует позна­вательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Через натуральную нагляд­ность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть инфор­мацию, адекватную для них по зна­чению зрительной.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.

Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей ("Коллекция плодов и семян", "Представители отрядов насекомых" и др.). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: "Насекомые - опылители луговых растений", "Насекомые - вредители хлебных культур", "Повреждения хвойных деревьев короедами" и т.п.

Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи "Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами", "Плодовые тела шляпочных грибов" и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов.

Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели "Биосинтез белков", "Законы Менделя", "Цикл размножения мха", "Модель биогеоценоза" и др.

Рельефные таблицы - красочные изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа.

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Для учащихся с ослабленным зрением  я использую цифровой микроскоп.

2.Зрительная  гимнастика

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

3. Оптические средства коррекции (Настольная лупа, портативная лупа, увеличивающие очки, телескопические очки

К оптическим устройствам для слабовидящих относятся усиливающие и расширяющие возможности зрения приборы, включая стационарные и портативные увеличители, очки для чтения с большим увеличением, лупы и миниатюрные телескопы. Поскольку эти системы отличаются высококачественной оптикой, повышенным коэффициентом увеличения, а также специальной обработкой, защищающей глаза от ультрафиолета или синего света, они существенно отличаются от обычных очков и увеличителей.

5. Тетради с яркой разлиновкой, учебники, книги,  дидактические карточки и др. с крупным шрифтом, с четкими иллюстрациями, так как от их качества зависит легкость зрительного восприятия.  Тексты, рисунки, схемы и другие наглядные пособия, рассчитанны на зрительное или зрительно–осязательное восприятие слабовидящего.

6. Использования тифлотехники - специальные компьютерные устройства

Специальные программы экранного доступа для слабовидящих: специальные программы, позволяющие не только увеличивать изображение, но и применять различные режимы увеличения как по виду увеличения (весь экран в режиме увеличивающего стекла «ЛУПА», часть экрана), так и по кратности увеличения. Пример такой программы - ZoomText фирмы Ai Squared. Возможности этой программы позволяют увеличивать изображение от 2 до 16 кратности, но оптимальным считается 5 - 6 кратное увеличение.  Программа снабжена также многоязычным навигатором, имеющим и русскоязычный речевой драйвер;

Специальные программы синтезирования речи:Речевая программа JAWS для работы с ОС WINDOWS (В 2008 году появилось целых шесть новых русскоязычных синтезаторов и голосов)

Речевая программа EPARD для работы с DOS. Речевая программа Вирго.

Вирго - это программа немецкой фирмы Баум Электроник, которая позволяет незрячему работать в ОС Windows как с брайлевской строкой, так и через синтезатор.

Благодаря средствам информационного обеспечения для незрячих информационная среда современного общества становится более доступной для них.

- разные типы приборов и приспособления для чтения, письма по Брайлю;

- специальные пишущие машинки;

Электронная тифлотехника, которая позволяет при отсутствии зрения опосредствованно получать объективную, достоверную информацию о предметах, визуальных процессах и явлениях действительности.

Кроме того, средства информационного обеспечения способствуют независимому и быстрому доступу учащихся с нарушениями зрения к информации. Современные компьютерные технологии предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально новые возможности самостоятельно получать, создавать и получать в общепринятой форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к современной информационной культуре.

Использование в коррекционно-развивающей работе с незрячими учащимися компьютерных технологий - это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым учеником заданий, их сложности. Можно отметить эффективность компьютерных средств обучения при организации тренировочных упражнений, поскольку даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка, у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения.

Этому способствуют:

- читающие машины, преобразующие обычные буквы в слуховые, тактильные, тактильно-вибрационные сигналы, дающие на выходе звуковые мелодии букв:  Читающая машина ИНФА-100  Читающая машина "Книголюб компакт"

Visio.  Полноцветный читающий аппарат с 17” LCD монитором и авто-фокусом.

Специальные компьютерные устройства:

Благодаря встроенным средствам доступа в операционной системе Apple Leopard, всё больше незрячих и слабовидящих пользователей выбирают компьютеры Макинтош.

Использовании Брайлевских принтеров: Индекс-Эверест Электронные «записные книжки» для незрячих. Эти устройства позволяют прочитать «компьютерным» голосом текст, с помощью Брай-левской клавиатуры внести в него исправления, найти нужный фрагмент и др. В 2008 году стали доступными для незрячих известные плееры IPod от компании Apple. В новой версии Айподов, вышедшей в сентябре, есть возможность добавления голосового меню, а также голосовых меток, содержащих названия композиций.

Тифлотехнические средства на коррекционно-развивающих занятиях выполняют важную роль:

расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения коррекционно-развивающих задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств;

повышают качество знаний, умений и навыков, приобретаемых на этих занятиях;

повышают скорость достижения поставленных целей на коррекционно-развивающих занятиях;

повышают мотивацию детей с нарушениями зрения к трудным для них видам деятельности;

обеспечивают возможность продуктивной деятельности в условиях группового обучения

     В зависимости от вида используемого тифлотехнического средства различна и их специфическая роль в повышении эффективности проведения коррекционно-развивающих занятий.

        Экспериментальное обучение детей  с нарушением зрения показало, что наиболее оправдывают себя те технические средства, которые содержат адаптированные изображения биологических и химических объектов и механизмы направленного творческого поиска, ориентировки, констатации и определения признаков этих объектов с помощью перекодированных и условных сигналов. Изменяя отдельные компоненты комплексных раздражителей, вырабатывая новые механизмы восприятия учебной информации в рамках свойств сигнальности и константности, наблюдается  процесс восстановления или замещения утраченных или нарушенных функций, связанных со слепотой или слабовидением.

Исходя из этих позиций, учитель использует на уроках различные  технические средства: конструктор по органической химии для слепых, периодическая таблица Д.И.Менделеева с фонической сигнализацией, клавишные схемы и пособия с условной индикацией изображений по биологии, которые повышают эффективность усвоения учебного материала.

Химия – это наука специфическая и овладеть ею без химического языка невозможно. Часто многие учащиеся испытывают затруднения, когда им необходимо «перевести» мысль с русского языка на язык химии, и наоборот, когда нужно выразить словами сущность уравнения химической реакции или формулы. Поэтому я всегда обращаю внимание на то, чтобы человек мог формулировать одну и ту же мысль, используя разные способы, например, объясняя, что вода состоит из водорода и кислорода, я выражаю наглядной схемой, рисунком и химической формулой.

Используя такую логическую схему, любой ученик, не зависимо от уровня обученности, способен самостоятельно сформулировать определение. Для этих же целей, использую блок-конспекты, которые еще помогают представить учебный материал в компактном виде, способствуют его запоминанию.

Для объяснения и лучшего запоминания формул всех органических веществ  я предлагаю учащимся схемы и таблицы, способствующие лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. При знакомстве с абстрактными понятиями как атом, молекулы, моль вещества, химический символ необходимо правильно сформировать представления об этих понятий, я использую схемы, конструкторы, динамические и пластические модели, рисунки.  Я также использую на своих уроках различные дидактические игры, которые придают ему необычность, формируют не только отдельные знания, но и взаимосвязь между элементами знаний. В своей практике работы я широко использую как сюжетно-ролевые игры, так и игры с раздаточным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктив...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии

Приемы повышения интереса учащихся к обучению показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучны...

Стптья. Использования приемов развития критического мышления на уроке биологии и химии

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в технологии образовательного процесса....

Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Статья педагога для выступления на научно - практической конференции. Из опыта работы....

Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии

Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии...