Биология 7 класс. Сохранение редких видов животных
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Воличенко Ирина Герасимовна

Серьезная задача, которая стоит сегодня перед людьми - это сохранить биологическое разнообразие и остановить исчезновение редких видов животных. Предлагаемый урок помогает дать детям представление о важности биологического разнообразия, угрозах его снижения из-за деятельности людей, способах его сохранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_klass.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 7 класс.  «Сохранение редких видов животных»

Серьезная задача, которая стоит сегодня перед людьми, — это сохранить биологическое

разнообразие и остановить исчезновение редких видов животных и растений. Осуществ-

лять эту задачу необходимо разными способами и на всех уровнях, от общегосударствен-

ного до каждого отдельного человека.

Предлагаемый урок помогает дать детям представление о важности биологического разнообразия, угрозах его снижения из-за деятельности людей, способах его сохранения и мотивирует их на участие в сохранении природы.

ЦЕЛЬ:

Дать представление о важности биологического разнообразия в поддержании устойчиво-

сти экосистемы и роли редких видов животных и растений как индикаторов благополучия

природных систем.

ЗАДАЧИ:

1.Познакомить детей с такими понятиями, как: трофические цепи, биоразнообразие, Крас-

ная книга.

2.Дать учащимся представление о том, какие существуют типы воздействия человека на природу, в чем выражаются и к каким последствиям приводят.

3.Обсудить со школьниками, почему важно сохранять естественные экосистемы.

4. Выявить угрозы снижения биоразнообразия из-за деятельности человека.

5.Рассказать об отдельных видах животных и растений, которые сегодня находятся под угрозой исчезновения.

6.Продемонстрировать, как можно помогать на разных уровнях — от личного до государ-

ственного — в сохранении растений и животных.

7.Выявить возможные способы решения проблемы снижения биоразнообразия, доступные

каждому человеку, включая школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Список приложений к методическому гиду, необходимых для подготовки и проведения урока:

1. Анимированная презентация (необходимо показывать в режиме

2.Макет карманной книжечки для складывания учениками в конце урока.

3.Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации

3–5 пар ножниц для изготовления карманных книжечек в конце урока;

ХОД  УРОКА:

Учитель: Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о важности сохранения диких видов животных и растений! Именно о важности сохранения.

В какой уголок планеты мы ни переместимся, везде обнаружим многочисленные пробле-

мы — количество видов и животных, и растений сокращается. На этом слайде вы видите

некоторых животных, которые навсегда исчезли с лица Земли: странствующий голубь,

зебра квагга, карибский тюлень-монах, сумчатый волк, дронт, стеллерова корова, тур.

С 1600-го по 1975 год, по данным Международного союза охраны природы (МСОП), с лица

Земли исчезло 74 вида и 86 подвидов птиц и 63 вида и 44 подвида млекопитающих.

Почему животные исчезают, и что мы, люди, можем сделать, чтобы сохранить их?

Учитель демонстрирует интерактивную презентацию, сопровождая ее рассказом и вопро-

сами к ученикам. Также в данном блоке учащиеся выполняют два задания.

Первое задание выполняется индивидуально: на экране появляются схемы пищевых цепочек, и дети должны выбрать из предложенных вариантов животных и растений те, которые являются пропущенными звеньями.

 После выполнения задания учитель в ходе беседы проверяет правильность ответов. Второе задание выполняется в малых группах.

 Учащиеся за ограниченный промежуток времени (1 минута) составляют список того, что получает человек благодаря природе. По истечению минуты получившийся список передается в следующую группу, и снова засекается время. В итоге каждый из трех изначальных списков дорабатывается всеми учащимися и возвращается в исходную группу. После этого ведущий проводит общее обсуждение и делает выводы, используя презентацию и подстрочный гид.

Общее время на выполнение данного блока — 20 минут.

Изучение нового материала

Итак, мы с вами будем говорить о важности сохранения редких видов животных.

На этом слайде представлены виды животных, которых помогает сохранить Всемирный

фонд дикой природы.

Амурский тигр. Это самый крупный подвид тигра из существующих на планете, и единственный, освоивший жизнь в снегах. Учет этих животных, проведенный в 2015 году, показал, что в дальневосточной тайге обитает всего около 540 амурских тигров.

Белый медведь. Самый крупный вид медведя. Живет он в Арктике, постоянное место обитания — береговые льды, где он охотится на морских млекопитающих: нерпу, моржа. Интересно, что в сезон, когда льда нет и медведи вынуждены находиться на суше, они голодают и живут за счет подкожного жира. Это может продлиться 4 месяца и дольше. Сейчас из-за изменения климата льды стаивают в Арктике раньше, а намерзают позднее, поэтому белым медведям приходится все труднее.

Зубр. Уже в эпоху последнего ледникового периода зубры были объектом охоты со сторо-

ны человека. Их изображения нередко встречаются среди наскальных рисунков. Послед-

ний дикий зубр был застрелен в 1919 году в Беловежской пуще, и потребовалось около

70 лет, чтобы эти животные снова появились в дикой природе. Для этого зубров разводили в зоопарках и питомниках, а потом выпускали в природу.

Про каждое животное из перечисленных выше можно многое рассказать. К сожалению,

у всех непростая судьба, и сейчас они находятся под угрозой исчезновения.

Обратите внимание: все названные животные крупные, и их сравнительно легко наблюдать в природе. Интересно, что изучая их и наблюдая за ростом или, наоборот, сокращением числа особей, ученые могут делать выводы о благополучии всей природной территории,на которой обитают эти животные. Почему? Давайте попробуем ответить на этот вопрос,рассмотрев схему.

Учитель: Кроме того, все редкие и исчезающие виды заносят в Красную книгу страны,

на территории которой они встречаются. Красная книга является основным документом,

в котором обобщены все данные о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Внесение вида в Красную книгу автоматически означает, что отныне он охраняется государством.

Почему книга красная? Красный цвет означает сигнал тревоги, опасности. То есть людям необходимо обратить внимание на то, какие виды попали в книгу, и не допустить их исчезновения. В зависимости от того, как редко встречается тот или иной вид, ему присваивается определенный статус редкости. Для удобства каждой категории присвоен свой статус от 0 до 5:

Учитель:

0. Вероятно исчезнувшие.

1. Находящиеся под угрозой исчезновения.

2. Сокращающиеся в численности.

3. Редкие.

4. Неопределенные по статусу.

5. Восстанавливаемые и восстанавливающиеся.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

Учитель вместе с учащимися собирает карманную книжечку с информацией о том, какие

действия может предпринимать каждый человек, чтобы сохранить редкие виды животных

и растений.

Общее время на данный блок — 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края"

Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края" содержит информацию о редких, исчезнувших и исчезающих видах животных, занимательную...

Презентация к уроку географии в 7 классе школы VIII вида "Животный мир тундры"

Презентация к уроку географии в 7 классе школы  VIII  вида "Животный мир тундры"...

Сохранение редких видов. Экоурок

Экологический урок . Сохранение редких видов...

Урок "Сохранение редких видов животных"

Урок проводится в старших классах...

Проведение Всероссийского экологического урока " Сохранение редких видов животных"

Целью проведения экологического урока было привлечение учащихся к бережному отношению к природе. Для проведения урока у нас было много наглядности( карты, ролики,презентация, раздаточный материал для ...