Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края"
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему

Полякова Марина Николаевна

Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края" содержит информацию о редких, исчезнувших и исчезающих видах животных, занимательную страницу. Данную разработку можно использовать для проведения волонтерского движения  а Неделю экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii_7_klass.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: «Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных  Дальнего Востока».

( внеклассное мероприятие по экологии в 7 классах)

автор: Полякова Марина Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ№130

Цель: Познакомить учащихся с существованием Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих  животных.

Уметь применять ранее полученные знания о взаимосвязях в природе в рассуждениях и умозаключениях.

Прививать любовь и бережное отношение к природе, желание заботиться об окружающем мире.

 Задачи:

 - развивающие:  развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

 - образовательные:  закрепить и пополнить знания;

 - воспитательные: привить навыки самостоятельной творческой и поисковой  работы.

Оформление: компьютерное оборудование, презентация, плакаты с высказываниями известных людей.

Ход  мероприятия.

Ученик 1: Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.(слайд 3)

 

Вступление учителя: Решение, отмечать Всемирный день животных,  было принято на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем в итальянской Флоренции в 1931 году. Дата 4 октября была выбрана по той причине, что этот день известен как день памяти о католическом святом Франциске Ассизском, который считается покровителем животных. Церкви многих стран проводят службы, посвященные Всемирному дню животных, либо 4 октября, либо в день, близкий к этой дате. Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно организовывать разнообразные массовые мероприятия. В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. День животных установлен с целью повышения осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышения активности в защите животных.

Миссия Всемирного дня  защиты животных:

1)    Прославлять животную жизнь во всех её проявлениях;

2)    Прославлять взаимоотношения людей и животных;

3)    Выразить благодарность животным за различные роли в нашей жизни;

4)    Выразить благодарность за то, что животные духовно обогащают нашу жизнь.

Ежечасно с лица Земли исчезают безвозвратно 3 вида животных.(слайд 4-5)

Ученик 2:Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

Ученик 3: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор -уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Ученик 4: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

Ученик 1: Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Ученик 2: Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Давайте вместе послушаем  рассказ о редких и исчезающих видах животных, которые еще сохранились на нашей земле. (слайд 6)

Ученик 3: Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета:
черный, красный, желтый, зеленый.
Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось
). (слайд 7)     

Ученик 4:      Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты изменяется. За последние350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

            Новокаледонский  попугай лори истреблён в 1860 г.

            Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г.

            Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г.

            Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.

            Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г.

            Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г.

            Степная куропатка истреблена в 1932 г.

            Туранский тигр вымер в 1968 году.(слайд 8-11)

Ученик 1: Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).

            Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».(слайд 12)

  Ученик 2: Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез.  Португальцы называли этих птиц «додо». В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара голов  и множество костей этой птицы. Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикий и изображён на гербе этой страны.(слайд 13-14)

 Ученик 3: Бескрылая гагарка, очень крупная нелетающая птица, населяла берега Исландии, Скандинавии, Англии и Лабрадора. Эти птицы не умели летать, но отлично плавали, охотясь за различной рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих летать птиц, собирали их яйца. В результате подобной бесконтрольной охоты бескрылые гагарки постепенно исчезли  с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 г., а последняя особь бескрылой гагарки была встречена у острова Ньюфаундленд в 1852 г. К настоящему времени всё, что сталось от бескрылой гагарки, это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.(слайд 15)

 Ученик 4:  Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга  - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.(слайд 16)

 Ученик 1: Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627 г. это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново «собрать воедино» разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не «настоящий»  дикий тур, а лишь порода домашнего скота.(слайд 17)

 Ученик 2:Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам. Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России, от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.(слайд 18-19)

Ученик 3: Зебра квагга.  Степные зебры бродили по равнинам Южной Африки огромными стадами. Когда белые поселенцы добрались туда, они начали истреблять этих животных ради их мяса и шкуры. К 1883 г. квагги были истреблены окончательно. Последнее животное умерло в зоопарке Амстердама.(слайд 20)

Ученик 4: Тасманский сумчатый волк. В длину тилацин достигал 100-130 см, вместе с хвостом 150-180 см; высота в плечах - 60 см, вес - 20-25 кг.

        Удлиненная пасть могла открываться очень широко, на 120 градусов: когда животное зевало, его челюсти образовывали почти прямую линию.

        Последний дикий тилацин был убит 13 мая 1930 года,

         в 1936 году в частном зоопарке в Хобарте умер от старости последний тилацин, содержавшийся в неволе.

        Сумчатый волк, возможно, выжил в глухих лесах Тасмании. Время от времени появляются сообщения об обнаружении этого вида.

        В марте 2005 года австралийский журнал The Bulletin предложил $1,25 млн. награды тому, кто поймает живого тилацина, однако ни одна особь не была поймана или хотя бы сфотографирована.(слайд 21-23) 

«Диких животных надо беречь так же, как мы бережём картины Рафаэля, Кёльнский собор, индийские храмы».

Б.Гржимек

«В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено».

Г.Морозов

 Ученик 1: 22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней сейчас и находящиеся на грани исчезновения.(слайд 24)

Ученик 2: Многие виды животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. Такова судьба бизонов, десятками миллионов населявшего прерии Северной Америки; зубров, прежде широко

 распространённых в лесах Европы. Многие животные Дальнего востока тоже находятся на грани исчезновения.  Наряду с международной книгой есть книги разных регионов. Для сохранения и восстановления биоразнообразия нашего региона учеными, специалистами, исследователями была создана Красная книга Дальнего востока, которая включает в себя 2 тома – «Растения» и «Животные».(слайд 25-27)

Ученик 3: На Дальнем Востоке почти полностью истреблён пятнистый олень. Внешний вид Летом окраска красно-рыжая с белыми пятнами, зимой тускнеет. Длина тела 160-180 см, высота в холке 95-112 см. Вес 75-340 кг. Рога обычно 4 - конечные. Живут 21 год. Обитают на дальнем востоке в России в широколиственых лесах, богатых подлеском, предпочитая дубовые насаждения. Все они обитатели лесов и болот, где находят себе изобильные корма: траву, листья, кору кустарников и деревьев, грибы. Обитают на дальнем востоке в России в широколиственых лесах, богатых подлеском, предпочитая дубовые насаждения. Все они обитатели лесов и болот, где находят себе изобильные корма: траву, листья, кору кустарников и деревьев, грибы.  Численность оленя в диком состоянии - менее 3 тыс. голов. В красной книге. Статус 1 степени.(слайд 28)

Ученик 4: Солонгой забайкальский. Конкретные данные о состоянии дальневосточной популяции и численности забайкальского солонгоя отсутствуют. В Хабаровском крае (Облученский и Биробиджанский р-ны) известны территории с довольно значительной плотностью солонгоя, в других р-нах в 70-80-х гг. отмечались единичные его встречи. О состоянии численности солонгоя можно судить лишь по косвенным данным. До 50-х гг. он был обычным промысловым видом, но затем его численность стала резко сокращаться. Так, добыча его в Амурской обл. сократилась с 3 тыс. в 1950 г. до 600-800 зверьков в 60-х гг., а в конце 80-х гг. составляла не более нескольких десятков в год. Основным фактором, обуславливающим сокращение численности солонгоя, является нарушение естественных биотопов и использование коренных его местообитаний под сельскохозяйственные угодья.

Для охраны забайкальского солонгоя необходимо прежде всего изучение современного распространения и численности его на Дальнем Востоке с целью выявления мест концентрации зверьков и организации заказников на таких участках. Требует уточнения граница распространения забайкальского солонгоя на востоке. К этой работе могли бы подключиться местные специалисты, районные органы по охране природы и заповедники Дальнего Востока. На Дальнем Востоке существует целая сеть заповедников и заказников, на территории которых возможно обитание солонгоя: заповедники Хинганский, Большехехцирский, Сихотэ-Алинский, Уссурийский, Лазовский, Кедровая Падь, Ханкайский, Норский; заказники Хингано-Архаринский, Баджальский, Хехцир, Тумнинский, Ольджиканский, Барсовый.(слайд 29-30)

Ученик 1: Дальневосточный леопард. Занесен в Красный список МСОП-96, Приложение 1 СИТЕС. Охота на леопарда запрещена с 1956 г., в 1966 г. введен запрет на отлов живых зверей. В пределах ареала переднеазиатского леопарда в России расположены некоторые заповедники Кавказа. Необходимо создание высокогорного заповедника на Богосском хр. или Дюльтыдагском горном массиве. Дальневосточный леопард охраняется в заповеднике Кедровая падь.(слайд 31-32) 

Ученик 2: Амурский тигр. Занесен в Красный список МСОП-96, Приложение 1 СИТЕС. Запрет охоты на тигров действует с 1947 г. В 1955 г. был запрещен, а затем жестко ограничен отлов тигрят. Охраняются тигры в заповедниках, среди которых Сихотэ-Алинский и Лазовский являются главными тигриными резерватами [25]. Разработана и опубликована в 1996 г. "Стратегия сохранения амурского тигра в России", содержащая развернутое обоснование системы мер по его охране [31]. Амурские тигры содержатся и хорошо размножаются во многих зоопарках мира. На 31 декабря 1993 г. в них насчитывалось 604 тигра. (слайд 33-34) 

Ученик 3: Дальневосточная черепаха. В пределах России встречается спорадично по бассейну Амура почти от устья и на юг до западной части Приморья и границы с КНДР.
Вне России населяет Восточный Китай, КНДР, Японию, а также о-ва Хайнань, Тайвань и Гавайские. 
Обитает в пресных водоемах, никогда не уходя далеко от воды. При опасности мгновенно скрывается в воде, закапываясь в придонный ил. Наиболее активна в сумерки и ночью. Днем часто греется на берегу. Зимует на дне водоемов. Размножается с мая по август. Самка откладывает на песчаных берегах по 20 - 70 яиц 2 - 3 раза за лето. Молодые черепашки появляются через 45 - 60 дней. Половозрелости достигают на 6 - 7-й год жизни
.(слайд 35)

Ученик 4: Дальневосточный кроншнеп — самый крупный кулик в фауне России с размахом крыльев до 1 метра и длинными ногами. Спинная сторона темно-бурая, с ржавыми каемками на перьях, брюшная — более светлая, с охристым налетом и темными продольными пестринами. Внешне дальневосточный кроншнеп сильно похож на большого кроншнепа. Отличается темным надхвостьем, подмышечными перьями с резкими темными полосами и более длинным клювом (15-20 см).  Начиная с 1970-х годов, численность вида неуклонно сокращалась в связи с интенсивным отстрелом в период послегнездовых кочевок и осенней миграции. В связи с тем, что дальневосточный кроншнеп строит гнезда на открытой местности, многие кладки погибают из-за весенних паводков и хищничества бродячих собак. Потенциальную угрозу для потомства представляют лисицы и вороны. По ряду оценок, на 2006 год во всем мире насчитывалось около 38.000 особей.(слайд 36-37) 

Ученик 1: Уссурийский когтистый тритон. Численность вида низка, хотя в подходящих местах локальная плотность населения достигает 30 особей на 134 м². В Юж. Приморье численность популяции, населяющей один ручей (исключая личинок) составляет порядка 200-400 особей. Плотность населения личинок местами достигает 6-76 особей/м² дна.  Основную угрозу популяциям представляют разрушение и загрязнение местообитаний человеком. Известны случаи использования личинок рыбаками в качестве наживки, случаи массового отлова в научных целях. Хотя сведений о серьезном сокращении численности вида пока не поступало, он нуждается в особой охране, т.к. наиболее чувствителен к антропогенным воздействиям из всех земноводных Дальнего Востока России.(слайд 38)

  Ученик 2:  По статистическим данным каждому пятому виду зверя, каждому четвертому виду рептилий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.

25 тысяч видов высших растений  планеты на грани уничтожения.

Только за последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений…

Эти данные заставляют нас задуматься…

   Ученик 3: Если не провести в жизнь необходимые реформы, нас всех ждёт реальный шанс увидеть сцену, которую описала Гечел Карсон в своей книге «Безмолвная весна»: «Это была весна без птичьих голосов. В лесах, которые некогда наполнялись на заре утренним хором дроздов, пересмешников, голубей, соек, крапивников и десятков других птиц, теперь не было слышно ни звука; над полями, лесами и болотами стояла тишина».

Ученик 4: Люблю мой край.

Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее,

солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

Лес весной шумит,

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Есть одна планета-сад.(слайд 39)

Ученик 1: Занимательная страница. Викторина.

 1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

 2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

 3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году.  (Странствующий голубь).

 4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу. (Зебра-квагга).(слайд 40-41) 

Ученик 2:

1.Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (клёст)

 2.Чем питается медведь, когда спит зимой в берлоге? ( запасом жира)

 3. Кто собирает яблоки спиной? ( ёж)

 4.У какого животного в листопад появляются детёныши?( у зайца)

 5.Чем ёж на медведя похож? ( спит зимой)

 6.Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)

 7.Что теряет лось каждую зиму? (рога)

 8.У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)(слайд 42)

Ученик 3: Загадки о животных

1.Вот иголки и булавки

 Вылезают из-под лавки

 На меня они глядят

 Молока они хотят. (Еж)

2.Узнать его нам просто,

 Узнать его легко:

 Высокого он роста

 И видит далеко. (Жираф)

3.В зоопарке,

 Верь, не верь,

 Проживает

 Чудо-зверь.

 У него рука - во лбу -

 Так похожа на трубу! (Слон)(слайд 43)

4.Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает. (Собака)

5.Ежик вырос в десять раз,

 Получился ... (Дикобраз)

6.Кто с высоких темных сосен

 В ребятишек шишку бросил?

 И в кусты через пенек

 Промелькнул, как огонек? (Белка)

7.Хозяин лесной, просыпается весной,

 А зимой, под вьюжный вой,

 Спит в избушке снеговой. (Медведь)

8.Комочек пуха, длинное ухо,

 Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)(слайд 44)

9.Живет спокойно, не спешит,

 На всякий случай носит щит.

 Под ним, не зная страха,

 Гуляет ... (Черепаха)

10.И в море не купаются,

 И нет на них щетинки,

 И все же называются

 Они - морские ... (Свинки)

11.Когда он в клетке, то приятен,

 На шкуре много черных пятен.

 Он хищный зверь, хотя немножко,

 Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

12.Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)

13.По реке плывет бревно.

 Ох и злющее оно!

 Тем, кто в речку угодил,

 Нос откусит ... (Крокодил)

14.Сер, да не волк,

 Длинноух, да не заяц,

 С копытами, да не лошадь. (Осёл)(слайд 45)

15.Заплелись густые травы,

 Закудрявились луга,

 Да и сам я весь кудрявый,

 Даже завитком рога. (Баран)

16.У порога плачет, коготки прячет,

 Тихо в комнату войдет,

 Замурлычет, запоет. (Кошка)

17.Вьется веревка, на конце - головка. (Змея)

18.Она как змейка в траве мелькает, хвостом виляет,

 Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица).

19.Маленькая, серая,

 С длинным хвостом.

 За сыром бежит,

 Громко пищит. (Мышь).(слайд 46)

20.Этот пёстрый грызун чуть крупнее крысы.

 Толстый и щекастый, на зиму делает запасы.

 В спячку впадает, как похолодает . ( Хомяк)

21.На луну завыл он ночью.

 Рыщет он, зубами щелк.

 Как зовут его, ребята?

 Догадались? Это… (Волк.)(слайд 47)

Ученик 4: Игра  «Как кто?»

- Смелый как?   (лев)

- Злой как?  (собака)

- Коварная как?  (змея)

- Хитрая как?  (лиса)

- Упрямый как?  (баран)

- Трусливый как?  (заяц)

- Тихий как?  (мышь)

- Выносливый как?  (лошадь)

- Надутый как?  (индюк)

- Голодный как?  (волк)

- Грязный как?  (поросенок)

- Мокрый как?  (курица)

- Косолапый как?  (медведь)

- Длинноногий как?  (цапля)

- Воркуют как?  (голубки)

- Плюешься как?  (верблюд)(слайд 48)

Ученик 1: В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных.

 Лишь на ней одной увидишь

 Ландыши в траве зелёной.

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо.

 Береги свою планету,

 Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)(слайд 49)

Ученик 2:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

                                                                Роберт Рождественский (слайд 50-51)

ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕРОПРИЯТИЯ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:    

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето. Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
  2.  2)    «Международные экологические акции в школе» составитель   Г.А.Фадеева, Волгоград, изд.  «Учитель»,2006г, с.76;

3)    «Красная книга Российской Федерации» (животные), М., изд. «Астрель», 2001г, с.3, 5; .      

4)     Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

5)    http://www.herzenlib.ru;

6)    http://www.smsbalpozdravleniya.ru;

7)    http://urenadm.nnov.ru;

8)    http://ru.wikipedia;

9)    http://festival.1september.ru;

10)    http://kollegi.kz.;

11)     http://school-work.net;