Система изучения редких и исчезающих видов живых организмов как один из способов формирования экологической культуры обучающихся
материал по биологии по теме

Малешкина Юлия Леонидовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_izucheniya_redkiih_vidov_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Система изучения редких и исчезающих видов живых организмов как один из способов формирования экологической культуры обучающихся

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

2017 год - год экологии. В послании Федеральному собранию глава государства среди основных задач отметил: "Важно, чтобы гражданское общество активно участвовало и в решении таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными".

Кто они, редкие  и исчезающие виды? Это «обитатели» Красной книги: высшие и низшие растения, животные, грибы.

Небольшая историческая справка появления Красной книги:

  1. 1902 г. в Париже   подписана Международная конвенция по охране птиц, это первое  международное соглашение по охране биоразнообразия.
  2. 1948 г.  создан Международный Союз Охраны Природы – это  международная неправительственная организация при ЮНЕСКО с консультативным статусом.
  3. 1949 г.   создана специальная общественная Комиссия по редким видам. Цель - создание мирового аннотированного списка животных, которым грозит исчезновение. Чтобы  подчеркнуть особую значимость этого кадастра, Питер Скотт,  возглавлявший  комиссию до 1978 г., предложил назвать его Красной книгой, поскольку красный цвет - сигнал опасности.
  4. 1963 г.  появление  первой Красной книги МСОП (Red Data Book).
  5. 1966-71 гг. выход второго издания.
  6. 1972 г. выход третьего издания.
  7. 1978-80 года - последнее издание.
  8. Первая Красная книга СССР появилась в 1978 г., ее выпуск был приурочен к открытию    Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы, проходившей   в Ашхабаде.

В нашей стране действует Красная книга Российской Федерации в редакции от 2001 года. Данная книга является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах живых организмов, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению.  

Значение Красной книги велико:

  1. Это основа для законодательных актов, направленных на охрану живых организмов.
  2. Это научно-обоснованная программа практических мероприятий по спасению редких видов.
  3. Это средство воспитания и пропаганды разумного и бережного отношения к животным и растениям вообще и редким, в частности.

Кроме того, Красная книга Российской Федерации - это исходный документ для Красных книг субъектов Федерации. Красная книга  Смоленская область издана в  1997 г.

 Живой мир быстро мнется. Поэтому и перечень животных и растений, включенных в этот важный документ, постоянно корректируется. В марте 2014 года Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания обновил Красную книгу Смоленской области. Из нее исключили 64 вида животных: 54 из них уже не требуют специальных мер охраны, еще восемь попросту исчезли.

В 2017 году эксперты   ещё ряд животных, среди которых бабочка мнемозина (черный аполлон) и серый сорокопут.

Вообще, Красная Книга Смоленской области – неотъемлемая часть экологической культуры Смоленского региона.  Экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности

Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности за сохранение окружающей среды.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьной, профессиональной и рабочей деятельности человека.

И здесь мы сталкиваемся  с рядом противоречий:

1. экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой занимается СМИ, и чаще  всего продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции.

2. в сети  интернета информации о текущем вопросе крайне мало. Причём представлены разработки мероприятий для дошкольников и обучающихся начальных классов.

3. на начальной ступени школьного образования, в окружающем мире отведено немного часов по изучению краснокнижных организмов. Чаще учителя данный материал предлагают ребятам изучить самостоятельно, подготовив  сообщения или презентации. (Валина Красная книга).

4. на уровне общего  образования к вопросу  об исчезающих видах живых организмов приобщаются обучающиеся лишь 5, 6, и 7 классов и только на уроках биологии.  

Поэтому убеждена, что  полностью перекладывать ответственность за формирование экологической  культуры граждан на систему государственного образования неверно: не подкреплённые практикой знания и умения угасают  очень быстро.

В школе я работаю только четыре года. Поэтому  говорить о чёткой системе, заявленной   в теме выступления,   рано. Понятно, что на уроках биологии обращаю внимание ребят  на Краснокнижные растения и животных, делая акцент на обитателей нашей области,   те которые школьники видят  в реальной жизни.  

Большие возможности, как для учителя, так и для ребят открывает внеурочная деятельность. Школьники  основного общего образования  обладают экологическими знаниями, однако экологическая культура шестиклассников, семиклассников не высока. Это можно отследить во время урока,  обращая внимание на ответы ребят  по вопросам, связанных  с экологическим  поведением.

Поэтому  на занятиях  внеурочной деятельности  я постаралась подобрать максимально продуктивные формы работы, оптимальные  приёмы для подачи материала об исчезающих краснокнижных видах живых организмов.  Учитывая особности ребят 12-14 летнего  возраста, из форм обучения я использую  проектной деятельности. Один из масштабных проектов для самой  многочисленной школы района  был проект  « Растения и животные из Красной книги Смоленской области». Цель проекта: повышение экологической  культуры обучающихся.

Задачи:

  1. Изучить  историю возникновения Красной книги.
  2. Познакомиться  с  Красной книгой Российской Федерации.
  3. Изучить краснокнижных обитателей Смоленской области.
  4. Выбрать и   изучить отдельных представителей Красной книги Смоленщины.
  5. Оформить внутришкольную выставку творческих работ.
  6. Подготовит  и представить презентацию  выбранного краснокнижного объекта.
  7. Подготовить материал и провести  миниэкскурсию среди обучающихся начальных классов по теме «Редкие и исчезающие виды живых организмов  в Смоленской области».

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап  -  работа  с историей Красной книги,  её значением, подбор краснокнижных объектов Смоленщины. Причём возникла небольшая проблема: объекты  в книге – нарисованы. Для получения качественного материала, достоверных рисунков были взяты из  интернета фотографии, их  распечатали   в  цвете и ребята сами выбирали  живой объект.
  2. Практический этап - изготовление рисунков. Использовались краски и карандаши, однако все   в формат - А 4.
  3. Заключительный этап – оформление выставки,  презентация выбранных объектов, проведение миниэкскурсий  с обучающимися начальной школы. Отмечу, не сразу продумали расположение выставки: ответ пришёл когда работы были оформлены: небольшие участки на первом и втором этажах пустовали. Разсместили вначале  в  паспарту, со временем  работы поместили  в  рамки.

Не могу  не отметить практическую значимость данного проекта для нашей школы:

  1. Выставка  плавно, гармонично вписалась  в  интерьер образовательной организации.
  2. Она используется  преподавателями начальных классов (а их у нас 13 ) на уроках окружающего мира.
  3. Данный проект сподвиг появление нового творческого проекта: поделки в нетрадиционной техники. Александр Михайлович Знароченков, преподаватель технологии для мальчиков организовал и оформил выставку поделок в технике чеканка,  деревянная мозаика, резьба по дереву.  Отрадно отметить, что работа «Уссуруйский пятнистый олень» (занесён  в Красную книгу Российской Федерации) под его руководством заняла на смоленском областном этапе Всероссийского  детского экологического форума «Зелёная планета 2017» в номинации «Многообразие вековых традиций» 2 место.

Эта  выставка функциональна,  она дола толчок  к  участию наших обучающихся  в  областном  конкурсе фоторабот «Экологические места России», организованной  областной станцией юных натуралистов в октябре  2017 года В номинации «Охраняемые  и исчезающие растения и животные Смолянкой области», в возрастной категории 7-9 лет Гернер  Катя и Зуева Вера, обучающиеся 2 А класса заняли 2-е и 3- е место соответственно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как средство формирования экологической культуры обучающихся

Интегрированный урок  как средство формирования экологической культуры обучающихся.Булгакова Татьяна Николаевнаучитель географии  МОУ гимназия №1 гор. Люберцы,  МО География к...

Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"

Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.Цель мастер-класса:  создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-к...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Проектная деятельность как один их способов формирования информационной культуры

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Возникает постоянная потребность в новой информации, особенно это четко прослежив...

Один из способов формирования культурологической компетенции обучающихся

В данной статье представлены этапы работы над составлением толкового культурологического словаря школьников к классическим литературным произведениям и пример из толкового словаря к произведениям Н.В....