Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"
методическая разработка по физике на тему

Шкахова Елена Юрьевна

Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.

Цель мастер-класса:  создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного оборудования и методики в собственной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass._25.08.14.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя(полная) школа №3 г.Белоярский»

Мастер – класс

Тема «Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла»

Шкахова Е.Ю. учитель физики, 1 квалификационная категория

Дата проведения: 16.05.2014 г.

 «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

 Р. Декарт, французский философ и ученый

Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного оборудования и методики в собственной практике.

Задачи:

  • познакомить коллег с элементамиИКТ; пропагандировать использование датчиков, входящих в состав «Развивающей образовательной среды AFSTM» в урочной и внеурочной деятельности;
  •  организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;создать на занятии рабочую дружескую атмосферу;
  •  привлечь педагогов города к участию в целенаправленном применении исследовательской деятельности, как одного из основных видов учебной деятельности.

В этом эксперименте вы (обучающиеся):

  • научитесь пользоваться датчиком для измерения температуры;
  • определите, как изменяется температура ваших рук;
  • определите температуру

Материалы и оборудование

  • Компьютер с установленным программным обеспечением LoggerLite;
  • Датчик температуры Go! Temp;
  • Инструкционные карты (раздаточный материал с таблицами для заполнения);
  • Правила по ТБ

Аудитория: педагогические работники МАОУ МОСШ №3 г. Белоярский.

Формы и методы работы: мастер-класс, работа в группе, индивидуальная работа,

объяснение с элементами показа использования датчика, правил техники безопасности, работа с инструкционными картами.

 Прогнозируемые результаты.

            Личностные:

  • Формирование познавательных интересов;
  • Убежденность в возможности познания природы;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

              Метапредметные:

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, , овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

  • Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • Умения применять теоретические знания на практике;
  • Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.

Ход занятия:

№ п.п

Ход занятия

Действия мастера

Действия участников

Время

1

Организационный этап

Постановка цели занятия и объяснение задач, ТБ

Подготовка к мероприятию на местах

1 мин

2

Теоретический этап занятия

Объяснение с элементами показа использования датчика

Работа с инструкционными картами (Приложение 1)

2 мин

3

Практическая часть занятия

Наблюдение за индивидуальной работой обучающихся

Поэтапная практическая работа по измерению температуры

5 мин

4

Заключительный этап. Рефлексия.

Проверка и анализ полученных данных

Анализ полученных данных (записи в инструкционной карте)

2 мин

        Температура – физическая величина, характеризующая степень нагретости тела (холодное, теплое, горячее), измеряется с помощью термометра. Единица измерения – градус Цельсия (в некоторых странах - градус Фаренгейта). С изменением температуры связан ряд явлений: нагревание и охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов, кипение воды, смена времен года и т.д.

 На нашем занятии мы используем датчик температуры, который представляет собой зонд из нержавеющей стали высокой прочности (его можно использовать для измерения температуры различных объектов, а также в водных и воздушных средах).

3.1.Возьмемся за руки! (ощущения).Вы, наверное, обращали внимание на то, что у одних людей ладони более теплые, а у других – более холодные. От чего это зависит? Каким образом можно повысить или понизить температуру наших ладоней? Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаем вам провести ряд измерений с помощью датчика температуры Go! Temp. Разделимся на группы, по три человека.

Давайте ответим на вопрос – «знаете ли вы температуру своих ладоней? (обучающиеся выдвигают гипотезы). Результаты занесем в таблицу №1 инструкционной карты.

            - У кого ладони теплее?

            - Проверим?

3. 2. Проведем измерение с помощью датчиков, индивидуальная работа(эксперимент). Заполним таблицу №2.

            - Проанализируем полученные результаты (заполнение карты).

- Вспомним эпиграф к нашему занятию.

 «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» …

            На этом наше занятие окончено. Спасибо за сотрудничество! Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!

Приложение 1.

Инструкционная карта.

Часть 1. Измеряем температуру наших ладоней.

  1.  Впишите имена участников эксперимента в таблицу 1.
  2. Проделайте эксперимент с помощью датчика температуры.
  3. Участник должен взяться за щуп датчика
  4. Прибор необходимо удерживать в руке на протяжении 60 секунд, в течение которых датчик покажет правильное значение температуры ладони экспериментатора.
  5. Показания температуры заносите в таблицу по каждому участнику.

Таблица №1

Номер участника

Имя

Максимальная температура ладони

1

2

3

Часть 2. Изменяем температуру ладоней.

Подумайте, как можно изменить температуру ладоней. Изменится ли температура, если вы потрете ладони друг о друга? А если вы на 5 секунд приложите ладони к оконному стеклу? А если подержите руки возле горячей батареи? Пусть каждый участник попробует изменить температуру ладоней, используя разные способы.

  1. Запишите свое предположение(гипотезу) о том, что при этом произойдет.

Гипотеза: если я ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________, а затем измерю температуру своей ладони, я думаю, что температура ______________________________________________________________.

  1. Запишите в таблицу 2 имена участников и действие, которое каждый из них собирается выполнить.

Таблица №2

Номер участника

Имя участника

 Способ изменения температуры

Начальная температура ладони

Конечная температура

На сколько повысилась(понизилась) температура

1

2

3

Анализ полученных данных.

  1. Удалось ли вам изменить температуру ладони? _____________________________________________________________________
  2. Оказалось, ли ваше предположение(гипотеза) верным? ____________. Почему да? /почему нет? ____________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какое действие вызвало наибольшее изменение температуры? ________________________________________________________________________________________________________________
  4. Если бы у вас была возможность провести этот опыт еще раз, какое действие вы бы выбрали для того, чтобы вызвать наибольшее изменение температуры? ______________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Почему датчик необходимо держать в руке 60 секунд, а не 10 или 20 секунд? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Молодцы, работа выполнена отлично!!

Приложение 2.

Техника безопасности.

  1. При выполнении работы необходимо следовать указаниям преподавателя.
  2. Аккуратно обращаться с используемым оборудованием.
  3. Не помещать личные вещи (сумки, пакеты, телефоны и т.д.) на рабочую поверхность стола.
  4. Сначала подключить датчик к компьютеру, затем открывать программу.
  5. Участник должен взяться за щуп датчика.
  6. Фиксировать наибольшие показания термометра, давая время для его нагревания (не менее 60 секунд).
  7. Во избежание поражения электрическим током, не допускать использования воды в непосредственной близости от компьютера (при необходимости, использовать подносы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»

Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...

«Подвижные игры как один из способов повышения двигательной активности обучающихся на занятиях внеурочной деятельности»

       Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон ве...

Формирование здорового образа жизни на уроках естественно-научного цикла

quot;Формирование здорового образа жизни на уроках естественно-научного цикла"Выступление с докладом на РМО учителей  естественно-научного цикла учителя Абдрахмановой Л.И....

Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: м...

Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...