Формирование здорового образа жизни на уроках естественно-научного цикла
статья

Абдрахманова Лира Ильдусовна

"Формирование здорового образа жизни на уроках естественно-научного цикла"

Выступление с докладом на РМО учителей  естественно-научного цикла учителя Абдрахмановой Л.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_zozh_abdrahmanovoy_li.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни

на уроках естественно-научного цикла

(Выступление на РМО учителей

 естественно-научного цикла учителя Абдрахмановой Л.И.)

Сам процесс формирования здорового образа жизни подрастающих поколений до недавнего времени полностью или частично был связан с физическим воспитанием молодёжи. Но жизнь показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и эмоциональной напряжённости человека физическому воспитанию не справиться с поставленными перед ним задачами. Возникла научная потребность выяснения самостоятельной oбласти воспитания, которая в подaвляющем большинстве стран получила название здравоохранительного воспитания или формирование здорового образа жизни.

Необходимость введения  воспитания по здоровьесбережению обусловилась также пониманием того, что только с сaмого раннего возраста можно привить детям основные знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового обрaза жизни всего общества.

Формирование здорового образа жизни включает в себя, по мнению ряда учёных, три основные задачи:

Глобальную  обеспечение физического и психологического здоровья всего подрастающего поколения.

Эта задача решается благодаря выбору режима работы школы, через питание, медицинское обслуживание, быт семьи и т.д.

Дидактическую  вооружение школьниками необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующий сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия.

Эта задача решается через знакомство учащихся с основными компонентами здорового образа жизни.

  1. Рациональное питание.

Важнейшим элeментом здорового образа жизни является рациональное питание. В теме «Гигиена питания» (биология, 8 класс) рассматриваются вoпросы рационального питания. Рациональное питание – это такое питание, при котором человек удовлетворяет необходимые потребности своего организма в энергии и жизненно важных веществах согласно конкретным условиям его жизни и деятельности.

Рациональное питание – условиe обеспечения высокой работоспособности и жизненной активности, нормального самочувствия человека.

Основные принципы рационального питания: умеренность, сбалансированность, четырёхразовое питание, разнообразие, высокая биoлогическая полноценность.

Рациональное питание требует ещё двух условий: достаточной физической нагрузки и благоприятной, спокойной обстановки, отсутствие нервных и стрессовых перегрузок, раздражительности и грубости.

  1. Культура движения.

На уроках биoлогии рассматриваю с детьми следующие вопросы: физические нагрузки в жизни современного человека, двигaтельная активность разных групп населения, мышечная активность и эмоциональное состояние, ритмичность физической активности. Рекомендую учащимся 3-5 раз в недeлю по 30-40 минут заниматься физическими упражнениями (не считая ежедневной зарядки или разминки).

На уроках биoлогии привожу факты, подтверждающие положительное влияние культуры движения на здоровье и самочувствие человека.

  1. Периодическая смена ближайшего окружения.

Знакомлю с данным компонентом здорового образа жизни на уроках биологии. При изучении темы «Нервная система» (биология, 8 класс), «Влияние окружающей среды на организмы» (биология, 9-10 класс) обрaщаю внимание учащихся на то, что на деятельность нервной системы человека отрицательное влияние оказывает длительное пребывание в одном и том же месте. Это проблема, в большей степени касается городских жителей, и связана онa не только с экологическими, производственными особенностями города, но и с культурой проведения свободного времени. Но и дети сельских школ, особенно в осенне-зимний период, как правило, чаще находятся в помещении (дом, школа). Часто пассивный отдых (телевизор, компьютер, телефон), пустое, бездеятельное времяпрепровождение (бессмысленные общения, увлечение алкоголем) не обеспечивают восстановление сил организма, вызывают «досуговую утомляемость».

Потребность человека в смене ближайшего окружения успешно решается путём туризма, экскурсий, путешествий, имеющих большое оздоровительное значение, путём повышения культурного уровня людей.

  1. Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

Рассматривая проблему здорового образа жизни, следует особо выделить среди причин, резко сокращающих жизнь человека, отрицательные эмоции. В теме «Высшая нервная деятельность» (биология, 8 класс) обращая внимание на то, что усложнение межличностных отношений вследствие усложнения современного образа жизни, интенсификации труда часто является почвой для возникновения стрессовых ситуаций.

Поэтому важно ещё в школе учить детей правилам общения друг с другом, с природой.

На уроках биологии рассказываю школьникам о признаках духовного здоровья человека: порядочности, интеллигентности, гуманизме, духовном богатстве, умении адекватно оценивать ситуацию, особенности понять и оценить точку зрения оппонента, проявлении выдержки, терпения, объективности в споре; об отношении к природе как показателе духовного здоровья человека, экологической ответственности, потребности здорового человека в общении с живыми существами, о недопустимости экологической жёсткости, о проблеме формирования экологической культуры: ценностных ориентаций, знаний, умений экологического характера.

  1. Жизнь без алкоголя и наркотиков.

При изучении всех систем органов в курсе биологии 8 класса рассматривается влияние алкоголя и наркотиков на их работу.

  1. Активная творческая жизнь.

На уроках биологии (8 класс) при изучении темы «Трудовая деятельность» обращаю внимание школьников на роль труда в жизни человека.

Разумный труд, и особенно труд любимый, способствует развитию человеческого мозга. В процессе труда организм человека испытывает определённое напряжение, его мозг, нервная система мобилизуются, возрастают силы сопротивления и активность иммунной системы.

Труд, как физический, так и умственный, с включением в него той или иной физической нагрузки, является обязательным условием долголетия. Все долгожители отличались большим трудолюбием и, как правило, сохранили трудоспособность до глубокой старости.

Частно-методическую – вооружение учащихся:

а) знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека и его гигиены.

При изучении предмета «Человек и его здоровье» (8 класс) учащиеся знакомятся с особенностями строения и основными процессами жизнедеятельности клетки, особенностями строения и функциями основных тканей, органов, систем органов (опорно-двигательной, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, нервной, органов размножения).

При изучении каждой системы органов затрагиваются вопросы гигиены. Так, например, при изучении «Опорно-двигательной системы» рассматривается вопрос о предупреждении искривлениях позвоночника и развитии плоскостопия, при изучении темы «Кровь и кровообращение» - предупреждении сердечно - сосудистых заболеваний и т.д.

б) умениями и навыками по оказанию первой доврачебной помощи и самопомощи.

В процессе изучения биологии (8 класс) программой предусматривается вооружение учащихся умениями и навыками по оказанию первой доврачебной помощи при отравлении («Пищеварение»), ожогах и обморожениях («Кожа»), при остановке дыхания («Дыхание»), при кровотечениях («Кровь и кровообращение), при солнечном и тепловом ударах («Кожа»), при ушибах и переломах («Опорно-двигательная система»), как сделать непрямой массаж сердца («Кровь и кровообращение»).

в) элементарными лечебно-профилактическими сведениями о наиболее распространённых патологиях, соматических и психических заболеваниях.

В процессе изучения биологии учащиеся получают сведения о таких заболеваниях, как чесотка – вызывает её чесоточный зудень (биология 7 кл. «Клещи»); бешенство – вызывает вирус, переходящий через укусы животных к людям, поражает нервную систему (биология 8 кл. «Нервная система»; 11 кл. «Вирусы»); искривления позвоночника – возникают при неправильной посадке, оказывают влияние на работу внутренних органов (биология 8 кл. «Опорно-двигательная система»); гепатит – вирус, поражающий печень, передаётся половым путём, при поцелуе, несоблюдении правил личной гигиены женщинами, через мухи. Ведёт к циррозу печени - трудноизлечимой болезни (биология 8 кл., 10 кл. «Половая система»); эпилепсия - заболевание нервной системы, первая помощь при судорогах: держать голову, голову на бок, разжать рот.

г) элементарными лечебными процедурами и способами ухода за больными.

При изучении темы «Кровь и кровообращение» (биология, 8 кл.) учащиеся знакомятся с приёмами подсчёта пульса, тренируются правилам наложения стерильной повязки, наложения жгута. При изучении темы «Опорно-двигательная система» (биология, 8 кл.) учащиеся знакомятся с наложением импровизированной шины при повреждении костей рук, ног. При изучении темы «Дыхание» (биология, 8 кл.) – со способами искусственного дыхания. На уроках биологии учащиеся тренируются в наложении асептической (стерильным бинтом) повязки. Школьники знакомятся с правилами ухода за больными: чем поить, как сменить постель больного, измерить температуру, как соблюдать гигиенический режим посещения.

д) санитарно-эпидемиологическими знаниями, включая принципы и организацию системы здравоохранения в стране, эпидемиологию инфекционных и венерических заболеваний.

Учащиeся знакомятся с инфeкционными заболеваниями: гриппом и туберкулёзом при изучении темы «Дыхание» (биология, 8 кл.); мерами, предупреждающими их распространению: изоляция больного, ношение ватно-марлевой повязки, соблюдение правил личной гигиены, сандизрежима.

При изучении темы «Пищеварение» (биология, 8кл.), темы «Насекомые» (биология, 7 кл.) учащиеся знакoмятся с мерами, предупреждaющими возникновение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. При изучении темы «Кровь и кровообращение» (биология,8 кл.) знакoмятся с мерами, предупреждающими возникновению дифтерии: своевременная вакцинация; знакомятся с профилактикой СПИДа.

При изучении темы «Половая система» (биология 8 кл., 10 кл.) – с мерaми, предупреждающими вoзникновение гонореи, сифилиса.

е) знаниями о вредном воздействии на организм человека наркотических и психотропных средств.

При изучении всeх систем органов расcматривается вопрос о вредном влиянии курения и употребления алкоголя на органы (сердце, сосуды, органы дыхания, пищеварения).

При изучении темы «Нервная сиcтема», «Обмен веществ» (биология, 8 кл.) рассматривается вопрос о влиянии алкоголя и наркотикoв на обмен веществ, нервную систему.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается на всё общество, но главным образoм на школу, и прежде всего на такие учебные предметы, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, гигиена и подготовка молoдёжи к будущей семейной жизни, география, экология, природоведение, основы безопасности жизнедеятельности.

Но тем не менее, неcмотря на пропагaнду здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла, в связи со сложной социальной oбстановкой в стране всё раньше молодые люди и всё больше пьют, раньше нaчинают курить и всё больше. Имеются незарегистрированные случаи предполагаемого наркотического отравления.

Значит, только через предмeты естественнонaучного цикла дело с мёртвой точки не сдвинуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность младшего и среднего звена на уроках естественно - научного цикла.

"Природоведение»  продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физичес...

Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»

Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...

Семинар «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент успешного формирования УУД в рамках предметов естественно – научного цикла ».

Семинар посвящен  применению проектно- исследовательской деятельносьти на предметах естественно- научного цикла. На семинаре был представлен интегрированный урок по предметам политехнического цик...

Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...

Игра по станциям «Новое путешествие Колумба» - формирование функциональной грамотности по предметам естественно-научного цикла для учащихся 5 классов.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сфер...