Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии
статья (география) по теме

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_statisticheskim_dannym_na_1_2003.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом использую с самыми разными функциями:

- способ диагностирования учебных возможностей учащихся

- средство обучения

- источник информации, тренинговое устройство

- средство контроля и оценивание качества обучения.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:

- Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. Используются на уроках изучения нового материала.

- Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Данные программы подходят для урока или этапа урока на которых происходит закрепление изученного материала.

- Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме и используются на итоговых занятиях. Контроль может осуществлять как самостоятельно созданной программой, а также возможен вариант проверки в сети интернет используя разнообразные викторины, олимпиады и т.д., т.е., в нетрадиционной игровой форме.

- Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования. Например, можно использовать интерактивную политическую карту мира  на уроке изучения нового материала – «Типология стран мира», где необходимо сформировать представление о развитых и развивающихся странах, с ее помощью можно не только увидеть географическое положение страны но и сделать пометки, познакомиться с дополнительной информацией имеющейся  на интерактивной карте. Помимо этого данную программу можно использовать при проверке домашнего задания: с помощью наложения карт можно удалить надписи стран, столиц и проверить номенклатуру.

- Имитационные и моделирующие программы – предназначены для “симуляции” объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер. Например, бесплатная программа Googleearlht, позволяет сформировать объемное представления о нашей планете, это особенно важно для учащихся 6-7-х классов, которым достаточно сложно объяснить материал о форме и размере Земли, материках и океанах и т.д. С этим ресурсом можно работать на приближение и удаление, нахождение того или иного географического объекта, возможна работа с расстоянием до объекта. Кроме того, существует большое количество интерактивных карт в сети Интернет, в том числе и Пензенской области, в этой программе становиться реальным найти свою улицу, дом, познакомиться с ландшафтом и видом области с высоты более 1000км.

- Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

- Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ, в основном их больше используют как демонстрация проходимого материала, но в каждом учебнике существует раздел проверки пройденного, это позволяет ученику самостоятельно с помощью диктора разобрать тему, а затем проверить как он ее усвоил, это возможно при условии наличия персонального ПК у учащихся.

Использование ПК на уроках естественно-научного цикла позволяет сделать урок более интересным, наглядным, вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-презентация ""Формирование экологических компетентностей обучаемых, через содержание естественно - научного образования"

Данная работа является творческим отчетом учителя биологии, потому что общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей обучающихся, где одной из главных является экологи...

Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»

Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...

Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...

Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся через школьную журналистику. Бухольцева Галина Сафоновна, куратор ДГ "ЗВОНОК" МБОУ СОШ №92 с.Гусиное Озеро, 07.11.2014 год

Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, кот...

Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;­   создать условия д...

Методические рекомендации для учителя по формированию исследова-тельских навыков школьников через интегрированную проектную дея-тельность по английскому языку и предметам естественно - научного цик-ла на примере исследовательской работы учащихся «Reduce!

Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на...

Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: м...