Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся через школьную журналистику. Бухольцева Галина Сафоновна, куратор ДГ "ЗВОНОК" МБОУ СОШ №92 с.Гусиное Озеро, 07.11.2014 год
статья на тему

Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?

Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичными атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы, становится персональный компьютер и Интернет.Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnalistika.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся через школьную журналистику

Бухольцева Галина Сафоновна, куратор ДГ "ЗВОНОК" МБОУ СОШ №92 с.Гусиное Озеро, 07.11.2014 год

Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичными атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы, становится персональный компьютер и Интернет.Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.Сегодняшнее общество должно заложить в свое подрастающее поколение механизмы взаимопонимания, общения и сотрудничества. А сам школьник, адаптируясь к новым условиям, должен овладеть не только основами компьютерной грамотности, но и навыками общения и коммуникации.Таким образом, одна из важнейших задач современного профильного обучения заключается в формировании коммуникативной культуры личности современных подростков. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а, значит, и дальнейшая социализация молодых людей.

Развитие личности в старшем подростковом возрасте характеризуется следующими тенденциями: происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми.Особую значимость в этот период приобретает общение, так как оно является необходимым и всеобщим условием формирования человеческой личности. Реализуя свою потребность в общении, подросток получает уникальный социальный опыт и вырабатывает наиболее эффективные модели поведения, которые помогут ему самоутвердиться, почувствовать себя уверенно и получить внимание, любовь и уважение окружающих, т.е. он может реализовать и ряд других человеческих потребностей.От того, насколько успешно будет реализована потребность в общении, зависит и индивидуальное личностное развитие старшеклассника. Крайне важно, чтобы был выбран правильный вектор – направление, которое во взрослом возрасте приведет подростка к истинной зрелости. Если же этого не произойдет, то процесс развития личности значительно затянется, что создаст многочисленные проблемы не только для самого человека, но и для его окружения.

Таким образом, сегодня наблюдается явное противоречие: несмотря на социальный заказ, продиктованный приоритетами развития рынка труда в глобальном информационном обществе, и огромную потребность в общении, обусловленную возрастными особенностями подростков.

Актуальную задачу формирования коммуникативной культуры личности подрастающего поколения решает подростковая журналистика, которая как соответствует социальному заказу общества. Она уже прочно заняла свое место в современном профильном обучении, где эффективно реализует свои воспитательные возможности: приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

Подростковая журналистика - это совокупность форм приемов и методов, обеспечивающих использование различных журналистских жанров, которые являются знаковым результатом получения, переработки, обобщения и передачи информации. В основе любого из них лежит межличностное взаимодействие корреспондента с респондентом. Продукция средств массовой коммуникации, в том числе и школьных изданий, представляет собой литературно обработанную коммуникацию, специальным образом организованный диалог, который является адекватным отражением коммуникативных умений корреспондента. Следовательно, процесс создания школьной газеты, журнала или альманаха в принципиальном плане необходимо рассматривать как постоянное развитие коммуникативных умений старшеклассников, перевод их на более высокий уровень развития.

Формирование коммуникативной культуры личности школьников в процессе создания любого школьного СМИ происходит в коллективе. Школьная редакция – это самоорганизующаяся и самоуправляемая социальная группа, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых для создания школьного масс-медиа, отражающего запросы и потребности школьников. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Для того, чтобы формирование коммуникативной культуры личности школьников в школьной редакции происходило наиболее успешно, необходимо взаимодействие подростков в разных делах и ситуациях не только между собой, но и со взрослыми, поэтому желательно, чтобы школьной редакцией руководил педагог. Это необходимо не для того, чтобы вмешиваться в дела старшеклассников, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими, усиливая положительное воспитательное влияние на детей.

Школьные издания различаются по структуре, содержанию, периодичности, объему информации, оформлению, способу взаимодействия с аудиторией, но объединяет их одна важная черта: они написаны «своими о своем», так как их создатели в силу своего возраста и круга интересов находятся ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты. Поэтому роль школьной газеты, журнала или альманаха как эффективного средства для формирования коммуникативной культуры современных подростков неизмеримо выше, чем у любого другого взрослого СМИ, и заключается: в стимулировании познавательной активности старшеклассников;

в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы;

в формировании умения преодолевать трудности;

в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов.

Одновременно в школьной редакции в процессе создания школьной газеты происходит воспитание таких качеств личности как коммуникабельность, добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д.

В процессе многолетнего обучения старшеклассников в кружке журналистики и в процессе издания школьной газеты были выявлены следующие проблемы, связанные с различными аспектами коммуникативной культуры:

«комплекс неполноценности». Для 12-14-летних подростков обычно характерна низкая самооценка и скрытый комплекс неполноценности. Часто это происходит из-за конфликта между высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе.

- «стесняюсь заговорить, спросить». Для большинства подростков характерен страх подойти к незнакомому человеку (даже ровеснику), заговорить с ним, сформулировать и задать вопросы, в том числе, в процессе интервью. «Я задаю вопрос, а мне отвечают что-то неожиданное. Что делать? Что спрашивать дальше?» - типичные страхи старшеклассника, который готовится взять интервью для школьной газеты.

«спрашивать, слушать, записывать». Оказывается, большинство старшеклассников пугает необходимость одновременно спрашивать, слушать и записывать в процессе выполнения журналистского задания. Они боятся не успеть зафиксировать информацию – яркие реплики, истории из жизни собеседника, детали его биографии. Как успеть записать все интересное? А может положиться на память и записать информацию после беседы или мероприятия?

«трудный собеседник». Профессиональные журналисты знают, что существует два вида «трудных собеседников» – болтливый и неразговорчивый. И к тому, и к другому нужно найти свои подходы, используя различные приемы. Типичные страхи юных корреспондентов: как «расколоть крепкий орешек»? Как вовремя сменить тему разговора и направить болтовню собеседника в нужное русло?

Исходя из этих проблем, можно выделить основные направления формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников в процессе издания школьной газеты:

- формирование нового уровня мышления, памяти и внимания;

- формирование навыков самоанализа и самооценки;

- развитие чувства собственного достоинства;

- развитие навыков общения и взаимопонимания в группе сверстников.

Таким образом, тот огромный потенциал по формированию коммуникативной культуры личности современных подростков, которым обладает маленькая школьная редакция, выпускающая школьную газету, не стоит недооценивать. Школьная газета – это уникальная творческая лаборатория, в которой в ходе коллективной работы старшеклассники активно взаимодействуют со своими сверстниками и педагогами, накапливая чрезвычайно важный социальный опыт. Результатом такой деятельности становится, в том числе, и развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания и наблюдательности, эмоциональной чуткости и отзывчивости, что в будущем позволит молодым людям найти свое место в обществе, грамотно строить отношенИменно таким творческим потенциалом обладает Дубинина Вероника,ученица 8 класса, а писать рассказы она начала ещё в начальной школе.Вот один из них:

Врать нехорошо...

Решающее молчание… и как гром посреди ясного неба звучит фраза:

- Перепелкин, два! Давай сюда дневник!

Тимура бросило сначала в жар, а затем в холод… Бледный, как смерть, он взял дневник и походкой порабощенного поплёлся к учительскому столу. «Пятая двойка за день! Да еще плюс три замечания! Мама тебя неделю из дома не выпустит!» - где-то в голове злорадствовала противная совесть. Слыша усмешки одноклассников, он дрожащей рукой протянул дневник… Марья Ивановна «что-то» быстро написала и в открытом виде вернула документ.

Звенит звонок, пора идти домой и делать чистосердечное признание с подпиской о невыезде из дома. Он вышел из школы; по дороге домой его просто «запилили» разум и совесть. Наконец, несчастный добрался до дома, поднялся на нужный этаж и вдруг обнаружил, что потерял свои ключи. Махнув на них рукой, сделал независимый вид, натянул на лицо улыбку, похожую на оскал неандертальца и позвонил в дверь.

- Кто?

- Я.

- А почему своим ключом не открыл? - бренча замком, открыла дверь мама.

- У меня ключи на самом дне сумки, я б их там часа два доставал, - как можно скорее проникая к себе в комнату, сквозь зубы процедил Тимур.

- Ясно, ах да, я же в дневнике у тебя не расписалась, давай сюда!

Внутри все оборвалось и пришлось сказать первое, что пришло в голову:

- У нас их собрали, учительница уехала, а дневники у нее, - надеясь на фортуну, промямлил двоечник.

- Ну, тогда ладно, потом распишусь, - доверчиво сказала мама.

Наступило временное облегчение, так сказать затишье перед бурей. Тимур кинул ранец на пол, сам плюхнулся на диван и забылся беспокойным сном. Проснулся он уже на закате. Уроки не имело смысла делать, так как в школе всю новую тему он добросовестно пропустил мимо ушей.

- Дай мне сотовый твоей учительницы, - снова послышался голос мамы.

Поскольку на выходных Тимур благополучно утопил телефон в пруду (мама, естественно, не в курсе), ему ничего не оставалось, как снова соврать.

- У меня телефон разряжен.

Ответа не последовало. Весь оставшийся вечер прошел в смутах, а сон был с целой примесью ночных кошмаров. Стук в дверь, яркий солнечный свет в окне стали первыми признаками утра и пробуждения.

- Да…

Вошла мама с весьма решительно – настроенным видом: предстояла очередная нотация…

- Я отыскала номер учительницы и мне кажется, ты догадываешься, о чем она мне рассказала!!!

Всю основную часть лекции Тимур проспал, а очнулся на фразе:

- Надеюсь, ты понял, что врать с три короба не хорошо!

Вероника ДУБИНИНА.

Республика Бурятия, село Гусиное Озеро.

Школьная редакция детской газеты "Звонок" МБОУ СОШ" №92 с.Гусиное Озеро начала свою деятельность в 2006 году. Методом проб и ошибок вместе с детьми осваивали азы журналистики. Учились брать интервью, делать репортажи о школьной жизни и общественно значимых мероприятиях села, района, республики. Юнкоры ШГ «Звонок» получают навыки подготовки и проведения презентаций, докладов, публичных выступлений. Умеют находить, анализировать, систематизировать и использовать информацию, добиваются цели за счет умения говорить ярко, убедительно и интересно. Работая с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми.

над газетой, учащиеся приобрели определённые навыки юного журналиста. Умеют создавать презентации, фото и видео отчёты, репортажи, брать интервью.Уже выпущено более 60 номеров газеты «Звонок». С каждым номером меняется дизайн газеты. Юнкоры газеты активно участвуют в мероприятиях школы, района, села, республики. В фестивале «Серебряное перо», «Салют, юнкор!». Публикуют свои статьи в районной газете «Селенга», в газете «Подросток», на сайтах Интернета: proza.ru, detgazeta, Пионерка+Мы и других сайтах. Создают ИОР – презентации, видеофильмы, баннеры, "Ералаш"- "Мы писали - вы читали", "Благородство 1, 2". Очень любят сниматься в школьном "Ералаше" пятиклассники, каждый хочет играть главную роль, это объясняется высокой активностью детей этого возраста.

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, статей, выступлений. Основная задача – воздействие на читателя, слушателя с целью побудить к действию, размышлениям и т.д. Основная тема – общественно-политические и морально-нравственные проблемы.

Очерк – прозаическое произведение, которое охватывает небольшую частичку действительности, но в целом очерки обращаются к любым сферам человеческой жизни. В этом жанре сильно личное авторское начало. Очеркист сам ведёт повествование, которое движется его мыслью, его мнением. В очерке доминирует описание.

Эссе – (от франц. – «попытка, проба») прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее впечатления и раздумья автора. Оно предполагает новый, оригинальный взгляд на предмет. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, частым использованием вводных слов.

Юнкорами газеты «Звонок» создан целый цикл очерков об учителях ветеранах педагогического труда «Учитель перед именем твоим», об участниках Великой Отечественной войны: «Ваш подвиг бессмертен». Эти очерки объединены в спецвыпусках, изданы отдельными брошюрами.

Школьники, готовясь к мероприятиям, любят сочинять, придумывать и интерпретировать материал. В процессе репетиций рождается что-то новое, например, готовя визитную карточку, дети сочинили сказку:"Жила-была девочка, школьная-газеточка! Она и пела, и танцевала, и информацию обо всём давала. Не забывала и о правилах информационных статей:назвать, рассказать, подписаться и к читателям обращаться! Всё в ней было: новости, реклама, кроссворды, поздравления. И вот однажды решила она стать электронной, зарегистрировалась в сетях Интернета.И кто только не заходил к ней в гости, и кто только не оставлял отзывы о ней. Вдруг ни с того, ни с сего напали на неё вирусы: скрутили, сломали, слова вымолвить не давали! Накинули на неё свою паутину, вставили спам. Никто больше не мог попасть на её страничку, загрустила она, затосковала и взмолилась: - Помогите!!! Спасите!!! Услышал её доктор Web, мигом пришёл на помощь, уничтожил все вирусы, и снова стала она информационным ресурсом, заговорила своим детским языом, записала,

зарисовала и стала жить весело и активно, общаясь с другими сайтами-друзьями. И я там был, на её страничках подписался и доволен ею остался...

В заключение хочется сказать, что умению общаться, получать необходимую информацию нужно учить. Необходимо оттачивать «перо» юнкора и тогда оно будет серебряным, а может быть и золотым. Этому нас учат совместные мероприятия на уровне района, республики: мастер классы педагогов, фестивали, слёты, конференции и т.д.

Общаясь, не забывай памятку «Юного корреспондента»:

•        Находи уместные проблемы, достойные освещения, и подходы к их

рассмотрению;

•        Знай текущие события и будь способен понять, является ли тема интересной и заслуживающей внимания;

•        Хорошо знай аудиторию и умей определять тему или подход к ее рассмотрению;

•        Будь способен анализировать общественное мнение и стимулировать дискуссию.

•        Умей организовывать и планировать свою работу:

- составлять реальный план работы;

- работать в условиях нехватки времени;

- приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам;

•        Быстро собирай информацию, используя журналистские методы

поиска информации и сбора новостей;

•        Различай главные и побочные проблемы;

Отбирай информацию, ориентируясь на её правильность, точность, достоверность и полноту;

Работа юного журналиста требует широкого круга компетенций:

•        компетенции общих знаний и интеллектуальных способностей;

•        владение приемами сбора информации и подготовки материалов для печатных СМИ и других форм презентаций, редактирования, дизайна, производства;

•        способность использовать технические средства журналистики и овладевать новыми технологиями и инновационными практиками;

•        понимание профессиональных правил, в том числе этических;

•        владение знаниями, касающимися роли журналистики в обществе, в том числе по истории журналистики, организации СМИ и законам, ограничивающим журналистскую практику;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Формирование информационной компетенции учащихся через организацию работы с письменными историческими источниками.

В статье рассматриваются основные принципы организации работы с историческими источниками...

Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;­   создать условия д...

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...

Формирование алгоритмической и информационной культуры учащихся на уроках информатики

Приведен перечень и описание компонентов алгоритмической культуры, составленные на основе общеобразовательных основ алгоритмизации....

«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»

Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...

Развитие коммуникативных способностей учащихся через школьный театр

Основной задачей учителя бурятского языка как государственного является обучение коммуникативной компетенции. Сегодня, как известно, учащиеся, проживающие в районном центре в основном общаются на русс...