Формирование информационной компетенции учащихся через организацию работы с письменными историческими источниками.
статья по теме

Лукьянова Наталия Сергеевна

В статье рассматриваются основные принципы организации работы с историческими источниками 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_istochnik.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетенции учащихся через организацию работы с письменными историческими источниками.

Автор - Лукьянова Наталия Сергеевна, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 2» г. Колпашево

История, как и большинство гуманитарных наук, достаточно субъективна, так как авторы различных письменных текстов рассматривают реальность через призму  собственного сознания. Теоретики исторической науки считают, что характерной чертой работы  историков является то, что они имеют дело с неточными задачами. Такие задачи не имеют однозначного, единого решения. Вся трудность их решения заключается не в поиске единственно возможного ответа, а в необходимости выявления относительной вероятности того или иного исхода развития событий, оценки их людьми разного социального происхождения, возраста, представителей других стран, наших современников. Чтобы проверить чужую теорию или моделировать ту или иную версию исторического события самостоятельно, необходимо уметь работать с информацией. Развитие  информационных компетенций необходимо  ребенку не только при выполнении заданий повышенного уровня сложности ЕГЭ по обществознанию и истории, но и что особенно важно, при решении повседневных жизненных задач.

В преподавании истории работе с историческими источниками всегда придавалось особое значение. Однако сборники документов в период существования советской школы формировались на основе одной точки зрения, а потому не давали объективных представлении о событиях. В постсоветский период фрагменты документов стали обязательной составляющей методического аппарата современных учебников истории и обществознания. Зачастую, исторический источник является  дополнением к основному учебному тексту, иллюстрацией, подтверждающей концепцию автора. Это означает, что ребенок вынужден решать задачи, предложенные ему педагогом, а его личные мотивы и цели деятельности отходят на второй план. Современное общество требуют от обучающегося совершенно других образовательных результатов, в числе первоочередных – активной самостоятельной познавательной деятельности. Решение этой проблемы предполагает переосмысление работы с историческими источниками, в ходе которой ребята учатся создавать собственные тексты, придумывать к ним вопросы, вырабатывать собственную интерпретацию исторических событий. Самостоятельно моделируя исторический процесс на основе  изучения письменных исторических источников, учащиеся не столько запоминают многочисленные исторические факты, сколько размышляют, осознают сложность и противоречивость исторического процесса.

Необходимо, чтобы работа над письменными историческими источниками  основывалась на следующих важных принципах.

Принцип проблемности. Содержание урока строится вокруг центральной проблемной ситуации, которая не имеет однозначного решения. Например, «Какова цена реформ Петра Первого?» или «Восстание декабристов: роковая случайность или историческая закономерность? ». Сложность в реализации этого принципа заключается в том, что, несмотря на колоссальные возможности получения информации, бывает достаточно сложно подобрать исторические источники, представляющие разные точки зрения на выявленную проблему.

Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся. Подбор документов необходимо осуществлять в соответствии с возрастными психологическими особенностями ребенка. Так, на уроках в 5-7 классах целесообразно использовать небольшие по объему документы, характеризующие исторических деятелей, описывающие характерные для данной эпохи или народа способы ведения хозяйства, особенности жизни и быта и т.п. Вопросы и задания к ним, как правило, носят репродуктивный характер, а ответы легко находятся в тексте. В старших классах меняется характер вопросов и заданий: добывание информации сменяется анализом текста, констатация очевидных фактов – выявлением скрытых сведений. Работа с документами  в мини-группах создает дополнительные условия для развития коммуникативных умений и навыков.

Принцип личностно-ориентированного обучения. В процессе работы с письменными источниками ребенок получает собственное представление о том или ином событии. Учитель должен дать ему возможность выбрать тип задач в соответствии со своими личностными способностями и интересами, начиная от постановки вопросов к источнику до разработки собственного исследования или создания учебного текста.

При организации работы с письменными историческими  источниками важнейшим фактором успешности является поэтапное выстраивание работы. На этапе наблюдения обучающийся не только усваивает основные понятия (источник, авторство, хронология), но и учится определять документ во времени и пространстве. Работа может быть организована в форме практикума.  На этапе исторической критики выявляются сомнения в подлинности документа или свидетельства его истинности. Для разрешения сомнений акцентируются противоречия внутри самого источника, а также разногласия с другими документами. К перечисленным выше формам уроков на втором этапе добавляются диспуты и семинары. На третьем этапе, подразумевающем исторический анализ текстов, ученики овладевают и оперируют такими понятиями, как историческая закономерность, историческая аналогия, причинно-следственная связь. Школьники устанавливают связь между различными событиями, проникают в суть исторических явлений и действий исторических личностей, учатся делать выводы. Эти выводы могут быть представлены учебными текстами и даже перерастать в ученические проекты и исследования.

Важнейшим результатом в работе с историческими источниками можно считать то, что дети учатся видеть в историческом прошлом все новые интересные загадки, а не сухие и скучные  страницы давно прошедших дней.