Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики
статья по информатике и икт на тему

Шестопалова Ольга Александровна

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

­   создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

­   способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

­   расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_model_formirovaniya_setevoy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ.

О.А.Шестопалова,

г. Нижневартовск, МСОШ №34

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации.

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации.

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. [156].

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др. Система работы учителя меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:

  • коммуникативными (ведущие методы – общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах (парах постоянного и сменного состава) и группах, учебный диалог, дискуссия);
  • исследовательскими (ведущие методы – проблемное обучение, метод проектов; организационнная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций);
  • игровыми (ведущий метод – игра; организационные формы – деловые, ролевые игры, игры-путешествия).

При формировании сетевой культуры у школьников необходимо создавать единую информационную и образовательную среду образовательного учреждения, включающую в себя совокупность технических, технологических, программных, функциональных, мультимедийных, информационных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих использовать в образовательном и управленческом процессах. Новые информационные технологии; осуществляющую сбор, хранение и обработку информации по всем аспектам деятельности школы; обеспечивающую выход на новый качественный уровень образования и управления.

Формирование сетевой культуры информационно-образовательной среды базируется на следующих постулатах:

  1. Принцип новых задач: не перекладывать механически на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а формировать новые.
  2. Принцип системного подхода: внедрение сетевых технологий должно основываться на предварительном системном анализе процесса обучения.
  3. Принцип открытости и непрерывного развития системы: способность к трансформации в связи с требованиями жизни и социума.
  4. Принцип информационного единства: информация, обеспечивающая образовательные и управленческие процессы, открыта для разумного доступа.

Традиционная модель учебного процесса

Закон Российской Федерации «Об образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечивать:

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество  и нацеленного на совершенствование этого общества.

Модель формирования сетевой культуры через профильные курсы информатики

Система обучения с использованием формирования сетевой культуры старшеклассников имеет ряд преимуществ:

  • дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. В связи с этим изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны например: углублённое изучение информатики на профильном уровне поможет учебный курс «Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi»);
  • предполагает дифференцированный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию;
  • повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения, например: реализацию межпредметных связей на профильных курсах «Компьютерная графика. Adobe Photostop»);
  • гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик» при подготовке к сдаче ЕГЭ (например, учебные курсы «Информатика. Информационные технологии», «Арифметические и логические основы построения компьютера» );
  • удовлетворение познавательных интересов (например, учебные курсы «Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации» и «Офисные технологии: электронные таблицы и основы баз данных»), повышает мотивацию учения;
  • развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления (например, учебный курс «Практическое моделирование и компьютерный эксперимент»).

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемую сетевую культуру. Определить, что такое сетевая культура можно следующей формулой:

СК = ЗУН + ПВК + ИК, то есть, сетевая культура представляют собой сумму знаний, умений и навыков предусмотренных стандартом образования по профессии, профессионально важных качеств и информационной культуры, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по определённой профессии

Сетевую культуру определяют социально-профессиональную мобильность специалиста. Для эффективного формирования сетевой культуры используются новые педагогические технологии обучения, применение которых позволяет сместить акценты на следующие важные моменты: самоуправление, саморегуляция, самоконтроль,собственная активность обучаемого.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.
  2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.
  3. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся через школьную журналистику. Бухольцева Галина Сафоновна, куратор ДГ "ЗВОНОК" МБОУ СОШ №92 с.Гусиное Озеро, 07.11.2014 год

Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, кот...

Сетевая культура старшеклассников и профильные курсы информатики

В статье автор актуализирует необходимость формирования сетевой культуры старшеклассников через профильные курсы информатики. Также рассматриваются различные подходы к определению «сетевая культура» с...

Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...

Методические подходы к обучению сетевым технологиям на основе имитации функционирования аппаратно-программных средств (на примере профильного курса информатики и ИКТ)

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...

Формирование алгоритмической и информационной культуры учащихся на уроках информатики

Приведен перечень и описание компонентов алгоритмической культуры, составленные на основе общеобразовательных основ алгоритмизации....