Сетевая культура старшеклассников и профильные курсы информатики
статья по информатике и икт на тему

Шестопалова Ольга Александровна

В статье автор актуализирует необходимость формирования сетевой культуры старшеклассников через профильные курсы информатики. Также рассматриваются различные подходы к определению «сетевая культура» с позиции философии, культурологии  и педагогики.

 

Ключевые слова: сетевая культура, культура, формирование, профильные курсы.

Keywords: net culture, culture, formation, specialized courses.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_statya_dlya_vak.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №6 (29) 2011г.

Шестопалова О.А.

Соискатель, кафедра кафедры информатики и методики преподавания информатики,

Нижневартовский  государственный гуманитарный университет

СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

В статье автор актуализирует необходимость формирования сетевой культуры старшеклассников через профильные курсы информатики. Также рассматриваются различные подходы к определению «сетевая культура» с позиции философии, культурологии  и педагогики.

Ключевые слова: сетевая культура, культура, формирование, профильные курсы.

Keywords: net culture, culture, formation, specialized courses.

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологий, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной учеными информационным обществом. Исследователями-социологами, философами, экономистами этот процесс стал называться информатизацией. Одним из первых в отечественной литературе об информатизации начал писать академик А.П. Ершов [2]. Он рассматривал информатизацию, как "всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и переработки информации".

Только за последние 25 лет развития информатики стоимость технических средств, отнесенная к одной логической операции, снизилась в 10 тыс. раз [3]. Как отмечает А. И. Ракитов, "за 30 лет размеры компьютеров уменьшились в сотни раз, число операций в секунду возросло от 5 тыс. до 7 млрд. (мультипроцессорный компьютер Д. Хиллиса). Современные магнитные и оптические носители информации в состоянии хранить до 2,5 гигабайт на 1 магнитном диске и до 4 гигабайт на одной оптической плате. Поиск любого слова в 30-томной Британской энциклопедии, хранящейся в компьютерной памяти, занимает не более 8,5 секунды" [4]. Современные компьютеры в тысячи раз легче машин первого поколения, они в несколько тысяч раз менее энергоемки и т.д. Можно и далее приводить примеры изменения характеристик ЭВМ, свидетельствующие о поистине революционных сдвигах в развитии компьютеров. Индустрия переработки информации, по единодушному мнению ученых, в последние десятилетия развивается самыми быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями промышленности.

Сетевая культура - один из видов человеческой культуры, поэтому уяснение сущности категории "культура" является одним из этапов решения поставленной задачи.

Понятие "культура" возникло в античном мире и означало обрабатывание почвы, подготовку для посева. Постепенно значение слова расширялось, и «культура» стала толковаться как возделывание, преобразование, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Существует множество подходов к определению понятия сетевой культуры. С философской точки зрения раскрывается содержание этого понятия в работах В.А. Каймина [7] , В.Ю. Милитарева, Е.П. Смирнова, И.М. Яглома [8] и др. Определение роли, места и значения сетевой культуры в структуре общей культуры дается А.П. Ершовым [9] , А.А. Кузнецовым, В. М. Монаховым [10].

Сетевую культуру следует рассматривать как один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Так же, как и общая культура, она неразрывно связана с социальной природой человека, являясь продуктом его мыслительной способности, выступая содержательным аспектом субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом, под субъектом понимается человек (или социальная группа), носитель предметно практической деятельности и познания, под объектом - то, на что направлена указанная деятельность субъекта [11]. В данном случае сетевая культура понимается как характеристика материального и духовного уровня развития определенных общественно-экономических формаций, как специфическая сфера деятельности.

Сетевая культура выступает одновременно и необходимым эффективным фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, "которое выработало человечество", и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидающей деятельности, и атрибутом непосредственного культурного бытия.

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью. Объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью нашей воспитательной системы является – подготовка ребенка к жизни. И перед нами встает вопрос “что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели?”.

Актуальность своей концепции я вижу в следующем:

- в использовании возможностей виртуального мира;

-в расширении интеллектуального и творческого развития школьников.

Для успешной деятельности в условиях современного мира люди должны уметь совершать самостоятельные поступки, обеспечивать себя и своих близких, быть ответственными за выполняемые дела, принимать важные решения на разных этапах карьеры и жизни. Однако, продолжая широко использовать средства обучения, ориентированные на подготовку определенного типа личности – исполнителя, российская школа не в полной мере соответствует требованиям времени в плане подготовки выпускника, способного действовать активно и компетентно. Это приводит к увеличению разрыва между тем, что школа может предъявить обществу и тем, что оно от нее ожидает. Именно такое противоречие порождает ряд серьезных проблем, главной из которых является качество образования. Профильное обучение играет важную роль в формировании сетевой культуры старшеклассников. Одним из решений является переход к ресурсному обеспечению проектов в сфере образования. С этой точки зрения, введение профильного обучения в старшей школе становится исключительно важным направлением модернизации. Ведь оно как раз предполагает «значительную дифференциацию обучения, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ» (Концепция профильного обучения) [12].

Примером формирования сетевой культуры на уроках информатики могут стать профильные курсы: "Работа в Internet. Культура общения", «Создание Web-сайтов на основе Front Page, Goomla, Macromedia Dreamweaver MX», «Основы администрирования сетей», «Photoshop для подготовки Web-графики», «Анимация в Macromedia Flash», "Компьютерная графика" для школьников, выбравших информационный профиль. Профильные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Вводя в школьное образование профильное обучение необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Средствами и формами мониторинга сформированности сетевой культуры являются:

  • проверка домашнего задания, результатов самостоятельной работы;
  • мотивация учебной деятельности (повторение) с выходом на восприятие нового материала;
  • тестирование по темам;
  • проведение итоговой контрольной работы;
  • защита учебного-исследовательского проекта;
  • компьютерный практикум.

В заключение следует подчеркнуть, сетевую культуру определяют социально-профессиональную мобильность специалиста. Для эффективного формирования сетевой культуры используются новые педагогические технологии обучения, применение которых позволяет сместить акценты на следующие важные моменты: самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность обучаемого.

Список литературы

  1. Кузин Л. Т. Информатика и кибернетика//Вопросы философии. 1986. № 10. С. 70
  2. Ершов А. Информатизация. С. 83
  3. Информация и управление, а также: Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. С. 63-93.
  4. Готт В. С, Урсул А. Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. М., 1975;
  5. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000 – 112 с.
  6. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58—69.
  7. Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика, перспективы // ИНФО. 1990. № 6, с.26-31.
  8. Милитарев В.Ю. и др. Информатика и информационная культура //Советская педагогика. 1988. № 6, с. 61-64.
  9. Ершов А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность // Отв. Ред. Б.Н. Наумов. М.: Наука. 1988. С. 6-23.
  10. Кузнецов А.А., Монахов В. М., Шварцбурд С.И. Обеспечить компьютерной грамотностью школьников // Советская педагогика. 1985. №1. С. 21-28.
  11. Суханов А.П. Информация и прогресс // Отв. Ред. А.Л. Симонов, АН СССР, Сиб. отд-е. Новосибирск: Наука. 1988.
  12. Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И. Индивидуальные особенности физиологического обеспечения деятельности школьников при обучении работе на компьютере // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. Вып. 2, с. 302-312.
  13. А.В. Хуторской, А.П. Орешко "Технология создания сайтов" для 10-11 классов общеобразовательных учреждений 2007. с 3-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестов «Структуры данных в языке Turbo Pascal» к разделу «Алгоритмизация и программирование» курса информатика и ИКТ в профильной классах.

Цель использования разработкиПроведение входного, текущих и итоговых контрольных работ в форме тестов по  темам:массивы;строковый тип данных;записи;файлы,а также для подготовки к ЕГЭ....

Рабочая программа профильного курса Информатика

Рабочая программа профильного курса Информатика и ИКТ по программе Фиошина...

Формирование сетевой культуры через профильное обучение

Одна из задач информационной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся информационно...

Модель формирования сетевой и информационной культуры учащимися через профильные курсы информатики

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:­   обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;­   создать условия д...

Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...

Методические подходы к обучению сетевым технологиям на основе имитации функционирования аппаратно-программных средств (на примере профильного курса информатики и ИКТ)

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...