«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»
презентация к уроку по биологии

Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, компетентностной личности.

Наиболее благоприятные условия для развития компетентностной личности создаются в комлексе  теории и практики, а Школьное лесничество позволяет «погрузиться» в современные ландшафты своей местности, что обеспечивает единство интеллектуального и эмоционально-ценностного познания экологических  объектов, развитие знаний, чувств, впечатлений, эмоций, возникающих при изучении природных, общественных, процессов и явлений, происходящих в родном крае. Таким образом, школьное лесничество создает условия для развития компетентностной личности, способной изучать и оценивать реальное экологическое состояние территории, разрабатывать пути решения экологических проблем. Являясь компонентом непрерывного биологического образования, школьное лесничество реализует идеи устойчивого развития, нацелено на формирование экологической культуры личности

Помочь сформировать высокую культуру поведения человека в окружающей среде, воспитать ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми  нормами – задача руководителя школьного лесничества.

 

      Используя данный опыт, можно успешно разрешить проблему эффективного формирования экологической культуры обучающихся  во внеурочное время  на основе проведения с ними исследовательских работ в школьном лесничестве по изучению экологического и культурного наследия родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 202411.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества» с. Ядрино - 2014 Отдел образования Ядринской районной администрации МБОУ «Селоядринская СОШ»

Слайд 2

Цели: - воспитание у учащихся бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса; формирование у школьников устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих их социальной адаптации . Задачи: - экологическое образование учащихся и активизация совместной деятельности школы и организаций в сфере лесных отношений с целью дополнительного лесохозяйственного образования, решение вопросов трудового воспитания обучающихся; - обучение школьников специальным навыкам исследовательской и практической природоохранной работы, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем; - оказание практической помощи лесничествам, предприятиям, учреждениям и организациям, ведущим лесное хозяйство, в деле использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; - участие в районных, республиканских и Всероссийских конкурсах, в районном Слете школьных лесничеств, массовых мероприятиях – акциях природоохранного направления; - пропаганда знаний о лесе среди широких масс населения.

Слайд 3

Республиканская акция «Посади дерево и сохрани его» осенний этап Ежегодно в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики «О проведении Дня дерева «Посади дерево и сохрани его» (от 28.03.2005 № 30), в республике проводится акция «Посади дерево и сохрани его». В рамках Федеральной программы «Больше кислорода» в школе был создан лесопитомник для высадки сеянцев сосны, дуба и других пород. Видовой состав саженцев разнообразный: 100 дубов, 200 сосен и 300 лиственницы. В течение двух лет ухаживали за ними: пололи, рыхлили, поливали. Весной и осенью2013 года все саженцы пересажены на постоянное место. На опустевших грядках планируем посеять семена липы мелколистной.

Слайд 4

Закладка нового питомника. В рамках реализации Указа Президента ЧР «О проведении Дня дерева «Посади дерево и сохрани его» № 30 от 28.03.2005г. и в целях нравственного и экологического воспитания учащихся, благоустройства и озеленения территории проводилась районная акция «Посади дерево и сохрани его». В ходе акции учащиеся МБОУ «Селоядринская СОШ» заложили питомник каштанов. Всего было посажено 120 орехов. Надеемся, что наши каштаны порадуют нас весной своими росточками

Слайд 5

Акция «Лесной сбор» Акция проводится с целью сбора лесосеменного сырья, охраны и восстановления лесов. В феврале собрали 2 кг семян липы для школьного лесопитомника

Слайд 6

Республиканская акция «Посади дерево и сохрани его» весенний этап В рамках этой акции на школьной территории были посажены саженцы ели в количестве 50 штук. Прописались на склоне оврага за деревней Мурзакасы 300 саженцев лиственницы и 150 саженцев сосны. Пополнились новыми саженцами ели, березы, липы Аллея Поколений. В посадке саженцев приняли активное участие учащиеся 7- 9 классов.

Слайд 7

Районная экологическая акция «Накормим синичек и всех малых птичек» В копилке добрых дел учеников нашей школы – помощь птицам в нелегкий для них период зимовья. Каждый год в ходе акции «Накормим синичек и всех малых птичек» , среди учащихся проводится конкурс на лучшую кормушку. Кормушки ребята развешивают на деревьях на территории школы, детского сада и следят, чтобы они не пустовали без корма. Благодаря подкормке значительно повышается общая жизнедеятельность кормящихся птиц. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушки .

Слайд 8

Районная экологическая акция «Каждой птичке- домик» С наступлением весны в родные края прилетают перелетные птицы... Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу, вселяют в нас бодрость и радость.. Практической помощью птицам считается изготовление искусственных гнёзд и размещение их в пригодных для гнездования местах. В рамках празднования Дня птиц учащимися школы и их родителями были изготовлены и установлены около 30 скворечников. Гнездовья размещены на территории Янымовского участкого лесничества 5 шт, в школьном саду СП Янымово 10 шт, 15 шт на территории школы с.Ядрино.

Слайд 9

Праздник «День птиц» В программе праздника было всё: отчёты любителей природы о проделанной работе, намечались планы на будущее, и конечно стихи, песни, игры, видеофильмы о черном стриже – Птице года- 2014 .

Слайд 10

Занятие мастера леса Тихонова С.В. с членами школьного лесничества

Слайд 11

Берегите лес от огня В рамках празднования Международного дня леса мастер леса Янымовского участкого лесничества Тихонов С.В. встретился с учащимися Селоядринской СОШ. В ходе занятия "Берегите лес от огня!" представил учащимся 1-5 классов презентацию об охране лесов от пожаров и напомнил о правилах поведения в лесу, а для учащихся 6-9 классов провел урок на тему «Сбережем природу для потомков». В ходе урока мастер леса рассказал о современных проблемах экологии, методах охраны и сбережения лесов от пожаров.

Слайд 12

Исследовательская и опытническая работа Важное направление в работе школьного лесничества - исследовательская деятельность. Только изучая природу родного края, познавая законы её развития, можно понять смысл и усвоить принципы рационального природопользования. Наши исследовательские работы проводились на участке леса, закрепленном за школьным лесничеством.

Слайд 13

Республиканская акция «Дни наблюдений птиц» (5-6 октября 2013г ) Главная задача Дней наблюдений – переписать всех птиц, встреченных за определенный промежуток времени, и направить результаты в национальные координационные центры. За 2 дня участники акции учли 254 особей 15 видов птиц. Наиболее массовыми видами оказались следующие: грач – 168 особей, полевой воробей – 63 особей.

Слайд 14

Республиканская эколого-исследовательская операция «Грачи прилетели» 1-30 апреля 2014 г. Цель -изучить распределение и численность грачей на территории Чувашии. Учащиеся нашей школы под руководством Еремеевой О.А., Ивановой Е.В. провели учет грачевников в 12 населенных пунктах. Подсчитали 160 гнезд, из них заселенных только 137 гнезд. По нашим наблюдениям эти грачевники существуют более 10 лет. Проводя данную операцию перед нами встал вопрос «Почему нет грачевников в с. Янымово?»

Слайд 15

Слет школьных лесничеств «Сохраним цветущий мир Присурья»

Слайд 16

Наши достижения Дата Мероприятия Уровень результат 14 .06 Слет школьных лесничеств «Сохраним цветущий мир Присурья» районный 3 призера Июнь июль Эколого –исследовательская операция «Красная книга» республиканский 1 место Сент-октябрь Акция «Посади дерево и сохрани его» республиканский участие 27.09 Региональный этап Всероссийского конкурса детских рисунков, сочинений, фотографий «Самое длинное в мире послание потомкам в защиту окружающей среды», республиканский 2 место 5-6.10 Республиканская акция «Дни наблюдений птиц» Республиканский всероссийский Диплом Благодарность 29.10-4.10 Викторина «Природа Чувашии» республиканский 3 призера 6.11 НПК по экологии районный 3 место 26.11 Олимпиада по экологии, биологии районный Победитель, 2 призера

Слайд 17

Дата Мероприятия Уровень результат 28.11-25.12 Экологическая акция «Накормим синичек и всех малых птичек» районный Победитель 23.01.14 Муниципальный этап IX республиканской лесной олимпиады школьников районный участие Февраль-март Акция «Лесной сбор» республиканский 3.03 Заочная школа юного натуралиста Викторина «Заповедная территория» республиканский 3 призера 25.03 Викторина «Орнитологический марафон» республиканский 8 призеров 25.03 Экологическая акция «Каждой птичке- домик» районный 3 призера 1 победитель

Слайд 18

Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...

Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности

Подборка методов и методик диагностики с целью отслеживания формирования экологической культуры учащихся...

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность

Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие в...

Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета....