Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность
проект

Голубева Надежда Сергеевна

Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие внутреннего чувства ответственности и долга по отношению ко всему живому.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VІІІ вида»

СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»

Описание: C:\Users\DNS\Pictures\Наши фотографии\Я-красотка!\CQ4B9660.JPG

Материалы

участника конкурса

«Учитель года»

Голубевой Надежды Сергеевны

учителя географии

Смоленск

2015

Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Голубева Надежда Сергеевна

Учреждение, в котором работает автор опыта

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»,

СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»

Должность

Учитель

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

География и естествознание

Стаж работы в должности

10 лет

Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование экологической культуры обучающихся  через проектную деятельность.

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Проблема:

- необходимость формирования экологической культуры обучающихся в процессе обучения географии.

Причины:

- недостаточный уровень знаний основ экологической культуры;

- неумение применять полученные знания во взаимовыгодном аспекте для человека и природы.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель:

Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие внутреннего чувства ответственности и долга по отношению ко всему живому.

Задачи:

- Разработать систему занятий по формирования экологической культуры обучающихся.

- Систематизировать методические приёмы,  способствующие развитию  познавательных и созидательных способностей обучающихся.

 - Использовать  метод проектов,  обеспечивающий творческую самореализацию и формирование опыта самостоятельной деятельности.


Концепция изменений

Теоретическую основу методической системы составляют следующие концептуальные идеи:

  1. Закон РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей среды».
  2. Содержание, формы и методы экологического образования в трудах В.Н. Кузнецова.
  3. Отдельные вопросы экологического развития школьников в работах В.В. Пасечника, И.Т. Суравегиной и др. 
  4. Формы и методы обучения, взаимосвязь учебной, внеурочной и внеклассной экологической деятельности в работах З.А. Клепининой, И.Т. Суравегиной и др. 
  5. Практические вопросы внедрения интегрированных курсов и уроков в работах И.Д. Зверева, А.В. Хуторского и др.
  6. Вопросами о сути проектной деятельности, ее технологическом оформлении и возможностях применения в практике образования занимались Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков и др.

Характерной чертой нашего времени является воздействия человека и его деятельности на природную среду, что влечет за собой резкое усиление и обострение  экологических проблем. Чем интенсивнее деятельность человека, которая не всегда продумана и оправдана, тем серьезнее оказываются последствия для человека, для природы. Для предотвращения существующих экологических проблем важно научить обучающихся осознавать эти проблемы и ответственно относиться к окружающей природе. Необходимым условием развития экологической культуры обучающихся в процессе  изучения географии должна стать:

- интеграция не только на уровне содержания предмета, но и интеграция на уровне современных образовательных  педагогических технологий, активных форм и методов работы:

- обеспечение  интегративно-креативного подхода в организации обучения по формированию экологической культуры (осуществление новых решений природоохранной деятельности с использованием современных образовательных технологий формирующих УУД в указанном направлении);

-повышение доли учебного времени отведённого для самостоятельной работы при наличии уровневой дифференциации заданий;

-оперативная  и гибкая реакция на запросы общества, учитывая основные тенденции его развития.

Сущность ИПО

Я работаю учителем географии и естествознания в двух образовательных учреждениях. Работа на контрасте позволяет развивать педагогический поиск, дает более полную картину возможностей ученика и пути творчества учителя.

Мной были разработаны рабочие программы, дидактические материалы по географии с акцентом на формирование экологической культуры  через урочную и внеурочную деятельность.

Процесс обучения сконструирован с учётом психологических особенностей и витагенного опыта детей (технологии: игровая, проблемного  обучения, проектного обучения, педагогика сотрудничества, коллективного взаимообучения). Внедрены  средства ИКТ для облегчения  восприятия большого объёма информации (мультимедийные презентации, учебные электронные издания, видеофрагменты, интерактивные карты).

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

На современном этапе развития образования важное место в работе учителя, я считаю, занимают образовательные технологии, позволяющие добиваться гарантированных результатов при минимизации временных, материальных и прочих затратах. Использование мною некоторых из них определено личностными качествами учащихся, развитием уровня их социальной адаптации и познавательной активности, а также материальными ресурсами школы-интерната. Разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода приемов и форм, в контексте технологий развивающего образования,  имеют цель оптимизировать качество работы.  

Раздел програ
мы

Технологии

Типы уроков

5 класс

Природа Земли.

Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.. Информационные.

Разноуровневая.

Урок «открытия» новых знаний, урок – путешествие, урок – презентация, урок-экскурсия, урок-дискуссия (организованный диалог), урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов.

6 класс

Строение Земли. Земные оболочки.

Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.. Информационные.

Разноуровневая.

Урок «открытия» новых знаний, урок – путешествие, урок – презентация, урок-экскурсия, организованный диалог, урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов, урок работы с информационным материалом, урок работы с географическими картами, урок-практикум.

7 класс

Главные особенности природы Земли.

Развивающее обучение. Здоровьесберегающие. Информационные.

Разноуровневая.

Педагогика сотрудничества.

Урок «открытия» новых знаний, урок – путешествие, урок – презентация, организованный диалог, работа в парах, урок комплексной проверки знаний с использова
ием тестов различных типов, урок работы
информационным материалом, урок работы с географическими картами, урок-практикум.

Океаны и материки.

Географическая оболочка – наш дом.

8 класс

Р
здел программы

Технологии

Типы уроков

Особенности природы и
природные ресурсы России.

Проблемное обучение. Информационные.

Взаимоконтроль.

Педагогика сотрудничества.

Развивающее обучение.

Разноуровневая.

Здоровьесберегающая.

Урок «открытия» новых знаний, урок – путешествие, урок – презентация, организованный диалог, работа в парах, урок комплексной пров
рки знаний с использованием тестов различных типов, ур
к работы с информационным материалом, урок работы с географическими картами, урок-практикум.

Природные комплексы России.

Человек и природа.

9 кла
с

Географические особенности экономики России.

Проблемное обучение. Информационные.

Взаимоконтроль.

Педагогика сотрудничества.

Развивающее обучение.

Разноуровневая.

Здоровьесберегающая.

Урок «открытия» новых знаний, урок – путешествие, урок – презентация, организованный диалог, работа в парах, урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов, урок работы с информационным материалом, урок работы с географическими картами, урок-практикум.

Районирование России. Общественная география крупных регионов.

8-9 классы

Природа Смоленской области.

Проблемное обучение. Информационные.

Взаимоконтроль.

Педагогика сотрудничества.

Развивающее обучение.

Разноуровневая.

Здоровьесберегающая.

Урок – презентация, организованный диалог, работа в парах, урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов, урок работы с информационным материалом, урок работы с географическими картами, урок-практикум.

Хозяйство Смоленской области.

Я провожу открытые мероприятия, принимаю активное участие в работе творческих групп по разработке общешкольных программ, системы интегрированных занятий и уроков, в проектных командах, готовлю информационно-аналитические материалы, диагностику, мониторинг этапов подготовки и апробирования педагогических находок и результатов их применения. Проводимая работа привела к тому, что у учащихся возрос интерес не только к приобретению знаний и умений  в урочной деятельности, но и к практике применения их в рамках проводимых мероприятий на уровне школы и в международных проектах. Устранились барьеры общения, возросло  желание сотрудничества и коммуникации. Составленные мной  дидактические  разработки часто используются учителями – предметниками, воспитателями для проведения  внеклассных мероприятий.

Условия реализации изменений

Среда, где находится одна из школ, является природным памятником Смоленщины – это прекрасная площадка для практической деятельности воспитанников, где они могут получить не только знания, но и умения и навыки работы в данном природном сообществе. Проектная деятельность — один из наиболее удобных способов для совмещения информационных технологий, личностно-ориентированного и развивающего обучения,  самостоятельной работы обучающихся. Решение правильно поставленных исследовательских задач и адекватных способов их решения существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету.

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Результатом моей работы, направленной на формирование экологической культуры обучающихся средствами географии является развитие интереса к предмету, сформированность навыков работы в группе, навыков публичных выступлений, умений работать с информацией, презентовать подготовленную информацию,  применение данных действий при изучении других предметов.

Результатом является:

Предметные УУД

Год

2012

2013

2014

Умение выделять экологические проблемы природных регионов.

33%

39%

45%

Умение приводить примеры взаимного влияния человека на природу и природы на человека.

23%

30%

35%

Метапредметные УУД

Год

2012

2013

2014

Умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

29%

35%

45%

Умение формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

22%

31%

40%

Личностные УУД

Год

2012

2013

2014

Умение выражать готовность участия в социально значимом труде.

33%

36%

40%

Умение проявлять интерес и понимание к основами экологической культуры.

31%

44%

50%

Дополнительное образование и внеклассная работа также способствует совершенствованию речевого опыта, повышению культуры общения, социальной адаптации учащихся. Об осознанности и осмысленности выбора обучающихся свидетельствуют участия в конкурсах.

Мероприятие

Школьный уровень

Городской (областной) уровень

1

Интеллект-шоу «Город мой, обласканный...»

(2011)

Участие в экологических мероприятиях национального парка «Смоленское Поозерье»

(2012)

2

Неделя географии «Спортивно-туристическая эстафета»

(2011)

Экологический десант в рамках международного проекта ЭВОКА3

(2009-2011, 2013-2014)

3

Интеллектуальная игра «Моя родина Россия»

(2012)

Международный обмен делегациями школьников городов-побратимов

(ежегодно-Германия)

4

Фестиваль национальных культур «Мы все дети планеты Земля»

(2012)

Участие в международных конкурсах «Олимпус», «Альбус» (Калининград), «Снейл» (Омск) (2015)

5

Экскурсии по памятным местам Смоленска

(2013)

Отличительной особенностью формирования экологической культуры стали проекты, в ходе которых молодое поколение из разных стран не только имело возможность общаться, но и главным образом осуществлять совместную трудовую деятельность по экологии. Девиз проектов  «Три партнера, три трудовых лагеря, три страны» -  «ЭВОКА-3». В рамках молодежных экологических проектов   ребята из России, Германии, Турции  (первая фаза – 3 года), Германии, Белоруссия и Россия (вторая фаза- 2 года)  занимались благоустройством территорий городов Смоленск, Хаген, Измир, Витебск. Ребята из этих стран озеленяли территорию, благоустраивали дворы, сажали деревья, помогали провести монтаж  альтернативных экологических источников энергии, и т.д..

Следующий проект -  международная научно-спортивная экспедиции по пути «Из варяг в греки» - Россия и Швеция – 2 года. Изучая природу Скандинавии (Швеция) и Смоленщины, мы посетили природные объекты, связанные с древним транспортным и культурным путем.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Тема публикации

Где опубликовано

1

«Молодежь с востока на лодках викингов по морю»

Газета Нортельи (Швеция)

2

«Что они делают с нашим Мазурино»

Газета «Витебский проспект» (Беларусь)

4

В мэрии прошла встреча с участниками лагеря «ЭВОКА»

http://smolsovet.ru/

press_slugba/news/detail.php?ID=6105

http://www.smoladmin.ru/news/index.php?video

5

Международная научно-спортивная экспедиция «Из варяг в греки» 

http://ksl-school67.nethouse.ru/articles

6

Международный экологический трудовой лагерь ЭВОКА-3

http://ksl-school67.nethouse.ru/articles

7

Персональный сайт учителя географии Голубевой Надежды Сергеевны. Рубрики «Мир без границ» и «Методическая копилка».

http://www.geoteacher67.ru/

Ф.И.О. составителя карты

Голубева Надежда Сергеевна, учитель географии и естествознания

 ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»,

 СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

20 марта 2015 г.

Адрес электронной почты и сайта

nadfel@inbox.ru

www.geoteacher67.ru 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность

Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и  продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное   дело даёт учителю возможность задействовать большее количество ...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.

Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...

Формирование экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики.

Физика - эта наука о природе, поэтому c развитием технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках  этого предмета....

Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка

Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подр...